Редакция «ФедералПресс» / Сергей Спицын
Сибирский ФО
31 МАЯ, 2019
На прошлой неделе было официально объявлено, что Новосибирск и Томск – в числе основных претендентов на создание научно-образовательных центров в 2020 году. Об этом заявил замминистра науки и высшего образования РФ Алексей Медведев. В нынешнем году НОЦ получила Кемеровская область, войдя в число пилотных регионов. О том, какие были причины для успеха Кузбасса и чего не хватило другим сибирским регионам, чтобы стать пионерами в создании научно-образовательных центров, – в материале «ФедералПресс».
Через неделю, 30 мая, губернатор Новосибирской области Андрей Травников как руководитель рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Образование и наука» должен представить в правительство РФ конкретные предложения об увеличении числа регионов, которые могут участвовать в конкурсном отборе по определению научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня. К этой же дате Минобрнауки РФ должно внести в федеральный кабмин проект состава Совета научно-образовательных центров мирового уровня. Эти два действия фактически ознаменуют старт работ по реализации одного из мероприятий нацпроекта «Наука». 14 мая на брифинге с представителями СМИ Травников объяснил, почему предложил увеличить число регионов, которые будут участвовать в конкурсном отборе, с первоначальных 15.
«На этапе подготовки документов по отбору регионов для создания НОЦ мы получили обратную связь, что нацпроект «Наука» вызывает наибольший интерес со стороны регионов РФ. Особенно на фоне устойчивых разговоров, что «наука – не полномочия регионов, а федеральные». С учетом, что нацпроектом было предусмотрено создание 15 НОЦ, а по состоянию на март было сформировано более 30 заявок, я вместе с другими губернаторами вышел с инициативой на правительство РФ скорректировать историю конкурса и не делать ограничения по количеству. Чтобы дать возможность всем регионам защитить свои программы по созданию и развитию НОЦ и уже по результатам реализации этих программ по прошествии 1–2 лет принимать решение о присвоении статуса НОЦ и выделении средств господдержки», – рассказал губернатор.
Инициатива Травникова была озвучена на семинаре для глав регионов по нацпроектам и взаимодействию с федеральными министерствами, который проводился в Москве с 4 по 6 апреля. Об этом, судя по расшифровке на официальном сайте правительства РФ, и говорил премьер-министр Дмитрий Медведев, отмечая «двухэтапную процедуру отбора проектов» в рамках вопросов, «связанных с научно-техническим прорывом».
Что касается предложений, которые будут представлены в правительство РФ через неделю, то они были окончательно сформированы на последнем заседании рабочей подгруппы «Наука» рабочей группы Госсовета РФ в Томске 17 мая. Заместитель министра науки и высшего образования РФ Алексей Медведев по итогам заседания в комментарии для СМИ отметил, что отбор на создание НОЦ мирового уровня будет проводиться «в первом квартале 2020 года». «Участие там никому не ограничено. Думаю, все вузы страны имеют равную возможность, чтобы сформировать научный потенциал», – пояснил Медведев.
В постановлении правительства РФ от 30 апреля содержатся детальные условия для будущих заявок от регионов на конкурс. В частности, программа центра должна содержать как описание патентов и переданных в реальный сектор экономики технологий, так и количество статей участников, индексируемых в международных базах данных Scopus и Web Of Science, и долю исследователей в возрасте до 39 лет.
Основное внимание к постановлению было связано с определением двух пилотных регионов к уже трем имеющимся – Пермской, Тюменской и Белгородской областям, – которые получат федеральное финансирование без конкурса. Красноярск, Томск и Новосибирск называли в числе возможных претендентов. Однако в качестве пилотного региона, вместе с Нижегородской областью, был выбран Кузбасс. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников, комментируя для редактора «ФедералПресс» причины такого выбора, пояснил, что в Кузбассе «проще выделить какую-то узкую специализацию». «Чтобы наработать практику реализации программ, надо было постараться отобрать пять разных субъектов РФ по своей специализации, истории формирования и развитию научно-образовательного потенциала. Если отвечать на ваш вопрос «почему Кузбасс, а не Новосибирская область?», то мы не можем претендовать на звание узкоспециализированного научного центра, здесь и две специализации выбрать сложно, а в Кемеровской области это сделать проще. Будем тренироваться на этом отборе пилотных регионов», – объяснил Травников.
Выбор Кузбасса в качестве пилотного региона для создания НОЦ мирового уровня связан не только со специализацией экономики. По имеющейся информации, заявка от Кемеровской области, которая поступила в адрес федерального Минобрнауки, поразила своей проработанностью и детализацией. О том, как шла работа над заявкой, рассказал генеральный директор ООО «Сорбенты Кузбасса» Александр Бервено, которого вместе с другими инноваторами привлекли к мозговому штурму, организованному еще в феврале областной администрацией и московской школой управления «Сколково». «Было несколько сессий, которые организовала АКО при участии Кузбасского Технопарка, вузов и научных институтов. Нам ставили задачу по разработке более приоритетных направлений развития кластеров, все вокруг угля, промышленности и металлургии, агрохимии, биохимии, геологии и сельского хозяйства. Сначала, на первом заседании, сформировали общую повестку-концепцию и дальше уже развивали и конкретизировали по проектам. Было разделение – отдельно промышленники, отдельно образовательные и научные учреждения и отдельно предприниматели. Все проходило в виде мозгового штурма и живой дискуссии. Потом все это сводилось и обсуждалось вместе с губернатором Сергеем Цивилевым», – поделился впечатлениями Бервено.
Красноярская заявка, судя по информации на официальном сайте Сибирского федерального университета, отличалась не меньшей проработанностью. В целях НОЦ «Енисейская Сибирь: Индустрия 4.0» прописывалось, что научно-образовательный центр «будет обеспечивать ускоренное использование технологий четвертой промышленной революции для повышения эффективности реальной экономики Красноярского края, республик Хакасия и Тыва». В качестве приоритетов было выделено шесть направлений. Среди них фигурировали как геологоразведка и горное дело с цветной металлургией, так и ракетно-космические системы. Ведущий научный сотрудник Красноярского научного центра Егор Задереев, комментируя неудачу заявки для НОЦ, отметил «небольшую недоорганизованность».
«Сначала был НОЦ с космическими технологиями по линии СО РАН. Потом возникла вторая линия, параллельная, от губернатора, с рабочей группой «Енисейской Сибири», и там космос стал одним из шести направлений. Новая заявка оказалась размытой в плане отсутствия специализации и четкой тематической направленности, что, возможно, и смутило федеральных чиновников», – рассказал Задереев.
По словам эксперта, не в пользу Красноярска сказалась слишком поздняя работа над заявкой – в марте еще шла дискуссия. «В рамках экспертной сессии ОНФ предлагалось усилить экспертную рабочую группу от краевой власти, чтобы избежать полиморфности. Все же нам, кажется, не хватило нацеленности и фокуса на первой стадии. Нужно было четче сформировать круг заинтересованных и расставить точки над «i», – посетовал Задереев.
Другой эксперт «ФедералПресс», директор Новосибирского городского открытого колледжа, кандидат исторических наук Сергей Чернышов, согласен с Задереевым, что работа у красноярцев началась «слишком поздно». «Первые заседания состоялись только весной. К примеру, Тюменская область стала заниматься НОЦ еще в прошлом году. А так, при первом приближении красноярская заявка была практически идеальной», – отметил эксперт.
Поделился Чернышов своим мнением по заявкам других сибирских регионов: «Новосибирская область не выполнила необходимый для НОЦ принцип сетевого горизонтального взаимодействия. Насколько мне известно, на стратегическую сессию в НГУ не пригласили другие местные университеты – НГУЭУ, НГТУ, НГУАДИ, СГУГиТ. НОЦ решили делать на базе НГУ и с упором на «Академгородок 2.0», а другие вузы пригласили присоединяться. Только вот авторы этой схемы забыли, что проект развития новосибирского научного центра – не центральное научное звено в жизни страны, его упоминание автоматически не дает никакой форы проекту , а основные положения все нужно конкретизировать, раз вы решили опираться на него. А проекты, которые, как говорится, «за все хорошее, против всего плохого», нигде и никогда не будут поддержаны».
Что касается Иркутской области, то в минус заявки по НОЦ «Байкал», по версии Чернышова, сыграли два фактора. «Во-первых, у научного руководителя Иркутского научного центра СО РАН Игоря Бычкова и до недавнего времени – и.о. ректора ИГУ натянутые отношения с министром науки и высшего образования РФ Михаилом Котюковым, сложившиеся еще со времен реформы РАН. Тогда Бычков очень сильно протестовал против лишения региональных научных центров полномочий по управлению местными академическими институтами. Во-вторых, нынешняя заявка – это немного переработанный проект бывшего ректора Иркутского госуниверситета Александра Аргучинцева, который был написан в 2010 году. С него просто смахнули пыль и подали на конкурс, потому что никто в регионе ничего всерьез не обсуждал и не проектировал», – объяснил Сергей Чернышов.
По поводу Томска Чернышов отметил, что их заявка была «недостаточно конкретизированная». «Они заявили правильные принципы, но недоработали суть и, похоже, не до конца договорились между собой», – уточнил эксперт.
Тем не менее, Томск и Новосибирск, по мнению замминистра науки и высшего образования РФ Медведева, имеют все шансы для победы в конкурсе в 2020 году, поскольку задают «важные стандарты».
Вне зависимости от того, будут ли приняты предложения Травникова по расширению количества регионов для участия в конкурсе и двухэтапной процедуре отбора, критерии и параметры, как отметил Чернышов, «уже давно определены» .«Во-первых, это должен быть сетевой НОЦ на принципах равного участия разных партнеров. Во-вторых, заявителем должна выступать некоммерческая организация, а не университет, как в новосибирском проекте. Об этом говорилось заранее, также написано и в правительственном документе», – напомнил эксперт.
Однако, несмотря на имеющееся постановление правительства РФ и дорабатываемые предложения, есть опасения, что на федеральном уровне мало кто представляет, вот что должны вылиться НОЦ. «Вроде как есть идея и желание, чтобы НОЦ стали инструментами переформатирования научно-образовательного в регионах. Но при этом как это нужно сделать – ни у кого нет четкого понимания, поэтому конкурс перенесли на следующий год и сейчас выбрали пять регионов, на которых будут тестировать и финансирование, и полномочия. Причем до конца не понятно, то ли выбрали эти регионы потому, что у них четкая тематическая направленность, то ли активно сработали губернаторы», – высказал предположение Задереев на основе информации от своих источников.
Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов видит возможные сомнения федерального министерства в самой идее конкурсов. «Эта система вроде как мотивирует к мобилизации регионов, но при этом, по сути, не решает их проблемы и не может скорректировать всю научно-образовательную политику, которая сильно забюрократизирована. Особенно в части учебного процесса и автономии научных сообществ. Если говорить предметнее, то Минобрнауки и предыдущие ведомства деформировали старую систему исследований. Сегодня у ученых нет времени заниматься подлинной научной работой, из них сделали бизнесменов и предпринимателей. На мой взгляд, если в фундаментальной науке задачи сверху ставятся чиновниками, а ученый понимает их нелепость, то это ни к чему хорошему не ведет», – подытожил Колташов.
Фото: РИА «Новости» / Владимир Федоренко (1), nso.ru (2), РИА «Новости» / Рамиль Ситдиков (3).