Редакция «ФедералПресс» / Оксана Порицкая
Севастополь
30 МАЯ, 2019
Недавняя новость о создании для главы РПЦ патриарха Московского и всея Руси Кирилла резиденции за 2,8 млрд бюджетных рублей вызвала волну обсуждений в Сети. Интерес общественности к деньгам, которыми оперирует церковь, подогрел и сам патриарх, отметив, что в сутки РПЦ строит три храма. Мнения россиян разделились: кто-то говорит, что негоже считать деньги, данные на божеское дело, а кто-то, как лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров, считает, что средства можно было бы направить для решения социальных проблем. «ФедералПресс» решил все-таки посчитать, сколько и на чем зарабатывает церковь. Подробности – в материале.
Экономическая деятельность РПЦ – одна из самых закрытых тем в современной России. Сколько зарабатывает церковь и куда идут деньги, по-прежнему секрет для подавляющего большинства россиян. В 2007 году юристы патриархии добивались от правительства разрешения предоставлять в ФНС упрощенную форму отчетности. Они отчитываются только по основным статьям – виды деятельности в соответствии с уставом, источники формирования имущества (поступления от юрлиц), сведения о расходовании денежных средств и сведения об использовании иного имущества. Поэтому определить можно лишь часть доходов церкви.
Так, по данным Федеральной налоговой службы, за 2013 год необлагаемые налогом на прибыль доходы РПЦ составили 4,6 млрд рублей, за 2014 год – 5,6 млрд руб. Примерно столько же РПЦ заработала и в 2015 году. По данным ФНС, основная статья дохода – это пожертвования граждан и юридических лиц; в 2015 году они составили 4 млрд рублей. Более свежих данных найти не удалось.
В России экономическая деятельность церкви регулируется законодательством о религиозных организациях, которое говорит о том, что любой приход, монастырь, епархия или учебное заведение РПЦ должны быть зарегистрированы как самостоятельное юрлицо. Всего в России почти 40 тысяч приходов и 950 монастырей.
«Такие юрлица имеют статус НКО и определенные налоговые льготы. Церкви не платят земельный, имущественный налоги и налог на прибыль от доходов, полученных «в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения», а также налог на вносы, полученные на содержание церковных организаций. Налоговый кодекс гласит, что предметы религиозного значения и религиозной литературы освобождаются от НДС, но полного списка кодекс не раскрывает, ссылаясь на их перечень», – поясняет председатель коллегии адвокатов Республики Крым «Юридическая компания «Юркорпус» Владимир Халаимов.
Напомним, что ставка налога на прибыль для юрлиц составляет 20 %. А физлица платят основной подоходный налог в размере 13 %, в том числе, например, преподаватели, дающие частные уроки.
Земельный налог в Крыму составляет от 0,3 до 1,5 % от кадастровой стоимости участка. Землю религиозные организации получают от государства в безвозмездное пользование, а муниципальные помещения для проведения богослужения – на льготных условиях.
Так, Свято-Екатерининский храм возводят в центре Симферополя на территории площадью более 400 кв. м. Строительство курирует лично глава республики Сергей Аксенов, а финансирует группа строительных компаний «Монолит». В конце апреля председатель Госкомрегистра Александр Спиридонов сообщил СМИ, что Симферопольской и Крымской епархией передали в безвозмездное пользование земельный участок площадью 700 кв. м возле села Лозовое, где планируют возвести новый храм. Земля в Крыму дорогая. Например, минимальная стоимость 10 соток в Симферополе составляет 2 млн рублей (это в спальных районах и сельских пригородах).
В Крыму на данный момент насчитывается более 250 действующих православных храмов, церквей и соборов. Часть денег, полученных от пожертвований и доходов от разных видов деятельности, перечисляется вверх по вертикали – в епархию, она делает отчисления в патриархию. Чаще всего речь идет о 15–20 %. В 2004 году патриарх Алексий во время доклада на Архиерейском соборе размыто сообщил, что в центральный бюджет на общецерковные нужды епархии направили только 6 % от всех поступлений. Остальные 94 % осели на местах. На какие именно церковные нужды расходуются средства, нигде и никем не уточняется.
По данным на основании бухгалтерской отчетности за 2016–2017 годы, опубликованным на сайте Rusprofile, выручка Симферопольской и Крымской епархии в 2017 году составила 21 млн рублей, прибыль – 17 млн рублей. Стоимость НКО оценивается в 381 млн рублей. Епархия имеет четыре госконтракта на поставку услуг государству – она сдает в аренду нежилое помещение ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Общая сумма аренды составляет почти 5 млн рублей.
Помимо крупных частных пожертвований и помощи государства, доходы прихода составляют средства, получаемые от продажи свечей и ладана, церковной утвари и книг, плата за требы и пожертвования во время богослужений и религиозных праздников (так называемый тарелочно-кружечный сбор). Правда, плата за требы обычно называется пожертвованиями, хотя практически во всех храмах и соборах имеется четкий прейскурант цен на услуги. Но слова «услуга» и «плата» здесь не любят.
Крещение и отпевание стоят дороже всего. В Свято-Владимирском кафедральном соборе в Херсонесе сообщили, что крещение стоит 2000 рублей. Поминовение имени в общем молебне начинается «от 5 рублей за имя в разных храмах города». Заказать персональный молебен стоит дороже; сколько – по телефону не уточнили, предложили прийти на место и там пообщаться.
В храме Великомученицы Екатерины в Симферополе рассказали: панихида и отпевание стоят 2000 рублей. Частный заказной молебен обойдется всего в 200 рублей. В Севастополе отпеть покойника дороже – в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского за это берут 2500 рублей. Панихида в храме стоит 30–50 рублей за одно имя. Панихида на могиле усопшего обойдется в 300 рублей, придание земле – 800 рублей.
В храме во имя Двенадцати апостолов, расположенном в Балаклаве, освятить машину можно за 1000 рублей. Освящение квартиры или дома обойдется дороже – в 1500 рублей. Записываться нужно заранее, так как расписание треб довольно плотное – в один день, например, проходили сразу два крещения подряд. И так практически всю неделю.
Кстати, освятить можно не только дом или машину. На православном сайте «Символ веры» указывается, что «военнослужащим весьма полезно освящать свое оружие». Это подтверждает и настоятель храма во имя святых преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби в Севастополе иерей Александр Рева, являющийся военным священником и несколько раз бывавший в командировках в Сирии. «Есть понятие священной войны, когда ты берешь оружие и идешь защищать ближнего своего, свой дом, землю», – поясняет настоятель храма.
«У нас, наверное, единственный храм на Крымском полуострове, где нет ценников ни на что. Я никогда не называю цену. С каждого по возможности – лозунг коммунистический. Кто сколько пожертвует. Но поймите, что пожертвования идут не только на зарплату священнику: из них платятся коммунальные услуги – за воду, за газ, а также зарплаты работникам», – говорит иерей Александр Рева.
Зарабатывают церкви и на продаже религиозной литературы, предметов религиозного назначения, которая, напомним, не облагается НДС. Например, пачку в 500 тонких церковных свечей № 100 можно купить на одном из многочисленных сайтов за 455 рублей – стоимость одной около 90 копеек. Самые дорогие и толстые свечи можно купить по 6,5 рублей за штуку. В церкви же цена стартует от 30 рублей за свечу. Несложно подсчитать, что наценка составляет в среднем 3000 % или продажная цена превышает закупочную в символичные 33 раза.
В апреле сайт Businessman.ru опубликовал размеры зарплат священнослужителей. По данным издания, вознаграждение настоятелей храмов составляет от 100 тысяч до 1 млн рублей, рядовые священники в столице получают от 60 до 80 тыс. рублей. В регионах зарплаты меньше – начиная от 20–35 тысяч. Но где-то они могут достигать и 200 тысяч рублей. Однако на основании каких источников эксперты приводят такие данные, не указывается. Представители региональных епархий тут же опровергли информацию, но реальные цифры так никто и не озвучил.
«Я не думаю, что кто-то из священников будет комментировать вопрос зарплат без согласования с начальником. Лучше обратиться к благочинному. Я военный священник, и у нас несколько другие денежные отношения. Ставка у меня маленькая, Министерство обороны платит мне 12 тысяч рублей. Разве можно нормально жить на эти деньги? Вот все говорят: «Попы обнаглели, ездят на мерседесах!». Ну, я вот тоже. Мне мой друг журналист Андрей Кондрашов, который снял фильм «Крым. Путь на родину», помог купить машину. И теперь я, как все попы, езжу на мерседесе – но на старом-престаром», – рассказывает иерей Александр Рева.
В Симферопольской и Крымской епархии сообщили, что ждут от редакции официальный запрос на редакционном бланке, иначе общаться не намерены. «Мало ли, с кем я по телефону разговариваю», – отметили в приемной епархии, заявив, что время на рассмотрение запроса не ограничено.
«Не в моей компетенции озвучивать цифры зарплат священников и то, как они формируются. И как таковой зарплаты у настоятелей нет», – ответили в пресс-службе Севастопольского благочиния.
«После крушений учений коммунизма церковь в России усиливает свое влияние. Почему церковь так усиленно скрывает свои доходы, я не знаю. Могу лишь предположить, что большинство священников поменяли свое призвание воспитывать мораль и нравственность общества на материальный интерес», – считает член комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме РАН старший научный сотрудник ФГБУН «Физический институт имени П.Н. Лебедева» РАН Ростислав Полищук.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий, графика: ФедералПресс