Редакция «ФедералПресс» / Оксана Порицкая
Севастополь
8 ИЮНЯ, 2019
В процесс принятия генерального плана Севастополя вмешался суд, который потребовал представить готовый документ на рассмотрение депутатам в течение 100 дней. Правда, даже если правительство выполнит предписание, старый состав заксобрания генплан все равно не увидит – рассматривать его будут уже после сентябрьских выборов. Когда главный градостроительный документ города все-таки будет принят и почему споры вокруг него не утихают уже четыре года – в материале «ФедералПресс».
Суд обязал правительство города и департамент архитектуры и градостроительства внести на рассмотрение в заксобрание проект генерального плана. Срок на это отведен 100 календарных дней с момента вступления решения в законную силу, который наступает 3 июля. Что важно, за этот период власти должны подготовить и согласовать проект в установленном законом порядке. Суд определил, что генплан почти готов, так как из 6 этапов оказания услуг по разработке проекта приняты и оплачены 5 этапов. Правительство говорит: выполнить предписание суда с соблюдением всех предусмотренных законом процедур невозможно – на обсуждения и доработку просто не хватит времени.
«Установленный судом срок делает невозможным рассмотрение этого документа в рамках общественного обсуждения, поскольку Градостроительным кодексом определено, что проект генерального плана должен быть размещен в федеральной государственной информационной системе документов территориального планирования. То есть 90 дней уйдет только на определенную законодательством процедуру размещения документа. В оставшиеся дни невозможно выполнить задачу по завершению формирования генплана», – заявил вице-губернатор Илья Пономарев.
Правительство не согласно и с собственным бездействием в вопросе разработки генплана, которое определил суд. Власти ссылаются на то, что в документ были внесены коррективы, исходя из замечаний, высказанных в ходе публичных слушаний, и разработана улично-дорожная сеть, без которой принятие генплана невозможно. Кроме того, препятствием для дальнейших работ департамента архитектуры и градостроительства был вопрос финансирования, который удалось решить только в апреле благодаря внесению правок в городской бюджет.
Теперь власти намерены подавать апелляцию. Если суд встанет на сторону правительства, то оно продолжит работать по дорожной карте и сдаст генплан в канун Нового года.
Если властям выиграть процесс не удастся, у правительства будут все те же 90 дней, но считать их будут уже не с 3 июля, а с момента рассмотрения жалобы апелляционным судом. И в том и в другом случае у профильных ведомств будет больше чем 3 месяца на работу.
«Городу, безусловно, нужен генплан, но принимать его стоит уже после выборов в законодательное собрание, чтобы максимально исключить политический аспект и провокации. Новый парламент, который будет иметь свое видение города, возможно, сможет более эффективно работать с правительством. Сегодня, увы, процесс разработки и принятия генплана крайне политизирован, хотя в этом вопросе стоит отойти от политики и подумать об интересах горожан», – считает севастопольский общественник Алексей Гладких.
Единственно легитимным генеральным планом Севастополя на данный момент по-прежнему остается документ украинской эпохи, принятый в 2005 году. Документ во многом спорный, так как не учитывает интересы Черноморского флота и, по мнению общественников, выступает на стороне крупных застройщиков. Но, не считая коррективов по этим и некоторым другим вопросам, российский вариант генплана будет мало отличаться от своего украинского собрата. Об этом заявил губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников во время пресс-конференции.
К украинскому варианту правительству пришлось вернуться поле внесения нескольких тысяч поправок, предложенных горожанами в ходе резонансных публичных слушаний 2017 года. Тогда документ, над которым два года работали ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» («Институт Генплана Москвы») и ООО ИТП «Урбаника», вызвал бурное возмущение горожан, из-за того что земли, на которых стоят частные дома, гаражи и дачи, в новом генплане предполагалось отдать под многоквартирную застройку, в распоряжение Минобороны или присвоить участкам статус природоохранных территорий. Всего севастопольцы предложили более 9,5 тысячи замечаний и предложений. Вслед за слушаниями в городе прошел митинг – горожане просили не принимать документ в нынешнем виде.
Замечания к документу были и у губернатора. В апреле 2018 года на открытом совещании правительства Овсянников резко раскритиковал и отклонил уже частично измененный генплан. Причиной стало уменьшение зон сельскохозяйственного назначения и зон промышленной застройки, а также возможность массового строительства жилья на особо охраняемых природных территориях, в том числе в уникальной Байдарской долине, где проектировщик отдавал 470 гектаров застройщикам. Овсянников тогда предположил, что сельхозземли и природоохранные территории сократились не просто так: «Почему НИИ Генплана Москвы смешал частный интерес коммерческой структуры «Урбаника» и выполнение профессиональной работы?» – заявил тогда губернатор.
Институт Генплана Москвы, услуги которого стоили 32 млн рублей, проигнорировал часть требований по измененияю функционального назначения земли – среди прочего разработчики настаивали, что строить коттеджный поселок в Байдарской долине можно и даже нужно. Контракт с ними правительство расторгло в одностороннем порядке.
Два года, по словам директора департамента архитектуры и строительства Александра Моложавенко, ушло на внесение корректировок в генплан. Более 80 % замечаний севастопольцев, высказанных на публичных слушаниях, были учтены. Также в этот период была принята улично-дорожная сеть (УДС) города, без которой разработка главного градостроительного документа невозможна, и завершено кадастрирование земли. Кроме того, Севастополь провел масштабную работу по уточнению границ населенных пунктов, в том числе между городом и соседней Республикой Крым. Правила землепользования и застройки еще находятся в разработке, их планируют представить общественности одновременно с генпланом. Последние федеральные изменения в законодательство также предстоит учесть.
«Генплан – достаточно сложный структурный документ. За это время проведено немало работ. Принятие УДС повлияло на уточнение работ, сделанных первоначально НИИ «Генплан Москвы». Часть дорог общего пользования и крупных магистральных дорог прошла через садовые товарищества. Мы изменили трассировку Гераклейской рокады и других магистралей, а также утвердили большое количество проектов планировок линейных объектов, которые были частью ФЦП. И одна из важных доработок, которая еще предстоит, – это развитие Северной стороны, которое надо учесть в генплане в связи со строительством моста через бухту», – пояснил Александр Моложавенко, отметив, что в планах также – сокращение застройки и более компактного размещения жилых массивов в основной части Севастополя.
В проекте генерального плана предусмотрено создание 14 зон комплексного развития территорий, где будет многоэтажная застройка с инфраструктурой – школами, детскими садами, скверами.
«Широко и открыто» генплан покажут параллельно с ПЗЗ на общественных обсуждениях, после окончания всех работ. Документ обещают представить в каждом муниципальном округе и для большей наглядности организовать экспозиции. Произойдет это, скорее всего, не раньше декабря.
Севастополь в своей проблеме не одинок. Многие города Крыма после перехода в российское правовое поле вынуждены были в срочном порядке принимать новые документы территориального планирования. Большинство, включая Судак, Керчь и Феодосию, уложилось до конца 2018 года. Но надо сказать, что процесс разработки генплана Севастополя далеко не самый скандальный.
Например, генплан Ялты до 2038 года, определяющий программу застройки самой дорогой в Крыму земли, приняли только в декабре 2018 года после череды конфликтов и скандалов. В новом проекте генплана Ялты лоббировались интересы крупных застройщиков, уничтожались зеленые зоны, а под застройку элитных коттеджей и многоэтажек отводили общественные пространства. Проект критиковали все – от рядовых ялтинцев до Сергея Аксенова. В итоге документ приняли с некоторыми изменениями, но горожане им все равно недовольны: они говорят, что генплан узаконивает хаотичную застройку и грозит экологическим коллапсом. Ялтинский журналист и общественник Сергей Сердыко даже инициировал судебный процесс по признанию принятия генплана незаконным. Мэр Алексей Челпанов у недовольных в долгу не остался и обозвал их всех «мошенниками» и лоббистами «дерибана курортной земли». Правил землепользования и застройки в городе нет до сих пор.
Симферополь принял генеральный план тихо, мирно и один из первых – еще в 2016 году. Обошелся проект в 50 млн рублей. Правда, спустя два выяснилось, что документ не соответствует потребностям города, не учитывает особенности республиканской столицы и вообще содержит множество ошибок. Сергей Аксенов поддержал его пересмотр и корректировку, инициированные городскими чиновниками.
«Генплан готовили второпях, в нем очень много неувязок. Сегодня возникают проблемы у тех, кто занимается строительством», – пояснял тогда Игорь Лукашев, в то время мэр Симферополя, не уточнив, во сколько казне обойдутся изменения. Намерения коллеги в декабре 2018 года подтвердила и нынешний мэр Наталья Маленко, правда, отметив, что изменения инициировала именно она.
«Проблема в том, что для крымских городов градостроительная документация разрабатывается в основном на материке, а местные проектировщики, которые обладают всем необходимым объемом информации, как правило, не задействованы в этом процессе. Это влияет на качество разработки, и решения, заложенные в генеральном плане, не соответствуют реальному положению дел», – считает архитектор Кирилл Бабеев.
Крымский общественник Александр Юрьев отмечает: усугубляет ситуацию и то, что генпланы принимаются в основном наспех. Не способствует качеству работы и кадровая чехарда – в Симферополе и Ялте уже уйма архитекторов сменилась.
«Этим всем пользуются застройщики, которые за счет этой неразберихи смещают участки в парковых зонах, землю под одноэтажное строительство переводят в категорию для многоэтажной застройки. Помимо этого не выдерживаются нормы публичных слушаний, которые проводятся часто для галочки, – мнения горожан не учитываются, а на некоторые слушания нагоняют специально общественников, которые будут голосовать «как надо». Здесь целый комплекс проблем», – говорит Юрьев.
Фото:sev.gov.ru