Редакция «ФедералПресс» / Оксана Порицкая
Севастополь
27 ИЮНЯ, 2019
Во время прямой линии президента один из фермеров пожаловался Владимиру Путину, что в России очень не хватает программы поддержки производителей продуктов территориального происхождения. Президент обещал подумать над вопросом, и уже через несколько дней Минсельхоз заявил, что поддержит развитие локальных брендов российской продукции. В чем будет выражена поддержка, пока не ясно, но содействие пообещали проявить «комплексно», а в качестве удачного примера в ведомстве привели виноделие. Наравне с Кубанью здесь ведущую роль играет и Крым. Какие еще локальные продуктовые бренды есть на полуострове, насколько сложно местным производителям развивать бизнес и есть ли перспективы у гастрономического туризма в Крыму – в материале «ФедералПресс».
На сегодня в российском госреестре наименований мест происхождения товаров (НМПТ) зарегистрировано только 35 продуктовых брендов. В их числе вологодское масло, башкирский мед, тульские пряники, астраханские арбузы и адыгейский сыр. В Минсельхозе уверены, что это крайне низкий показатель, несмотря на то что количество заявок на регистрацию продуктов растет год от года.
«Это несоизмеримо мало для такой богатой традициями страны, как Россия. В каждом регионе можно найти три-четыре продукта с географическими индикаторами, которые потенциально могут стать драйверами развития АПК и сельских территорий», – считают в ведомстве.
Такие потенциальные продуктовые бренды есть и в Крыму, считают эксперты, и речь не только о вине. Например, пахлава, ялтинский лук, крымский мед, варенье из роз, чебуреки с мидиями и авторские сыры с ароматными травами и орехами. А министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко отмечает, что гастрономический туризм может стать новым драйвером развития региона, способным обеспечить рост турпотока в Крым и создать новые рабочие места. По крайней мере, как подсчитали власти, туристы привезли на полуостров в 2018 году не менее 500 миллиардов рублей, из которых 20–30 % потратили на еду.
«Потенциал у гастрономического туризма в Крыму огромный. Крымские чаи, сыры, морские деликатесы, оливки, мед, джемы – все пользуется спросом, если гости об этом узнают. Фруктово-ягодная консервация – это прекрасный вариант для интеграции в туристическую отрасль, потому что такой продукт легко транспортировать гостю. Но у нас не так много компаний, которые специализируются на гастротуризме, так как это не высокомаржинальный бизнес. И это не экономный и не массовый вид туризма – нельзя проводить дегустацию сыров одновременно для 50 человек, потому что это музыка, это искусство», – говорит исполнительный директор ассоциации «Туристический альянс Крыма» Светлана Возная.
По мнению экспертов, незаслуженно обделено вниманием такое направление, как экскурсии на лавандовые и розовые поля, фруктовые плантации, агрофирмы и фермерские хозяйства. В Крыму выращивают рекордное количество наименований фруктов, ягод и овощей. Например, арбузы, инжир, персики, хурму, гранаты, киви, зизифус и даже фейхоа. На Южном берегу выращивают маслины, на Восточном – каперсы. Говорят, варенье из зизифуса прекрасно оттеняет некоторые виды крымского вина.
«В Никитском ботаническом саду выращивают и консервируют оливки, давят масло. Да, это недешево, но вкус того стоит. Вы бы попробовали крымские маслины, греческие есть бы не стали! Из греческой все масло выжмут, переработают, а потом закатают в банку, а в Крыму сняли с дерева – и сразу законсервировали. Разницу чувствуете?» – рассказывает Светлана Возная.
Одна из плодоносящих оливковых рощ в Никитском ботсаду была заложена еще в 1824 году. На территории предприятия выращивают более 40 форм маслин, а попробовать плоды собственного посола работников сада можно в дегустационном зале. Помимо маслин здесь можно узнать вкус таких экзотических продуктов, как джемы из фейхоа и инжира, компот из зизифуса, варенье из лепестков розы и травяные чаи, составленные из разных композиций крымских трав. Стоит такое удовольствие 300 рублей с человека и длится 40 минут.
Как считает глава регионального отделения Российского союза туриндустрии в Крыму и Севастополе Борис Зелинский, интерес к крымской гастрономии растет с каждым годом. И бизнес чувствует спрос.
«Гастрономическая составляющая всегда имеет важное место в любом путешествии. Крым интересен в этом плане. Наш малый и средний бизнес, чувствуя, что это направление развивается, начинает вкладывать деньги. У нас появилось много интересных производств за последние годы – виноделен новой формации, кондитерских фирм, небольших крафтовых сыроварен. Еще 10 лет назад нонсенсом было словосочетание «крымский сыр», а теперь это бренд. У нас есть чем похвастаться и местами даже удивить», – уверен эксперт.
В числе таких новых производств – «Горная сыроварня» Алексея Носырева. Это семейный бизнес, который основали несколько лет назад в селе Лучистое под Алуштой. Место удачное с логистической точки зрения – здесь проходят несколько популярных туристических маршрутов, рядом расположены Долина приведений, древняя крепость Фуна, гора Демерджи. На ферме делают авторские сыры из козьего молока, которые называют в честь местных крепостей. Например, сыр с благородной плесенью Фуна или молодой сыр Кастель с чабером и перцем. Об экскурсии на сыроварню и дегустации нужно договариваться заранее, а стоит она 700 рублей с человека. Если добавить к сырному сету набор крымских авторских вин, то цена поднимется до 1200 рублей. Но высокие цены, по словам владельца, посетителей не отпугивают.
«Как предприятие мы зарегистрировались только в прошлом году, до этого у нас было личное подсобное хозяйство. Мы чувствуем спрос на нашу продукцию. Так как мы небольшое предприятие, то попробовать сыры можно в основном у нас на производстве, но есть и несколько постоянных заказчиков – ресторанов и отелей, а также частных лиц», – рассказывает Алексей Носырев.
В Белогорском районе, в селе Зеленогорское, работает агрофирма, где по классической технологии из кобыльего молока производят кумыс, а еще сливочное масло и сыр. Здесь также делают мясные и колбасные изделия, в том числе из конины, и выращивают пшеницу для собственной пекарни. С 2014 года развивать производство помогает Башкирия, например, из дружественной республики сюда завезли несколько лошадей. Подобных мест в Крыму больше нет.
Кумыс здесь начали производить еще после войны; его поставляли в 35 крымских здравниц, где практиковалось кумысолечение. Сегодня агрофирма является градообразующим предприятием на селе и занимает 3300 га. В прошлом предприятие пережило тяжелые времена, однако ему удалось удержаться на рынке, сохранив рабочие места. В 2017 году выручка агрофирмы составила более 76 млн рублей. Но и сегодня есть проблемы – руководство предприятия отмечает, что по-прежнему не хватает воды для полива, налоговых преференций, инвестиций и льготного банковского кредитования.
Владелец уникальной морской фермы по выращиванию устриц и мидий в поселке Кацивели под Ялтой Сергей Кулик сталкивается с проблемами другого рода. Более 10 лет назад Кулик стал пионером морского фермерства на полуострове, создав бренд «крымская устрица». Устрицы выращивают в России всего в нескольких местах, а о промышленных объемах пока речи не идет. Кулик мечтал исправить ситуацию. Но вот уже несколько лет он воюет с местными властями за собственный бизнес.
«Для промышленного выращивания мидий и устриц нужно три фактора: наличие плантации, специализированного плавсредства и береговой базы, где будут поднимать продукцию и лодку на время штормов, которые длятся практически 8 месяцев в году. При Украине я создал акваферму и купил лодку, а вот береговую базу сделать не успел, хотя и купил подъемный кран. Сегодня мне не дают переподписать украинский договор аренды на территорию базы, судимся уже 4 года. Теперь акваторию не могу переоформить, закон не позволяет, поэтому у меня тоже идут суды. Говорят, что я должен прийти на аукцион и сам свою плантацию устриц выкупать», – рассказывает Сергей Кулик.
Рестораторы Москвы и Санкт-Петербурга выстраивались в очередь за сладкой и мясистой устрицей с приятным послевкусием и без характерного рыбного запаха, однако начать поставки на материк так и не удалось – слишком малые объемы производства. Сегодня устрицы из Кацивели идут в основном в 5-звездочные отели Ялты и для собственного ресторана Кулика. Стоит один моллюск в розницу от 230 до 290 рублей, оптом дешевле – по 180 рублей.
За последние пару лет у устричной фермы появилось несколько конкурентов, которые используют упрощенную технологию выращивания моллюсков и потому продают по сниженной оптовой цене – в районе 100–120 рублей за штуку.
«Конкуренты рассуждают: зачем три года выращивать устрицу, если можно привезти дикую устрицу с Дальнего Востока, высадить здесь, слегка опреснить и потом продавать как крымскую? Бренд крымской устрицы просто унизили, я считаю. В Москве мне говорят, что, мол, наелись крымских устриц, но они их не пробовали! Вкус у местных и привезенных устриц отличается разительно – вот есть «Жигули», а есть «Мерседес», – говорит владелец аквафермы.
Эксперты сходятся в одном – развивать гастрономический туризм и продвигать кулинарные бренды нужно параллельно с комплексной поддержкой бизнесменов, улучшением логистики и инфраструктуры. Сегодня в регионе работает несколько программ поддержки и продвижения местных локальных производителей сельскохозяйственной продукции. Например, программа «Поддержка начинающих фермеров», предоставляющая гранты на создание и развитие крестьянских хозяйств. Выделяется также грант на развитие семейных животноводческих ферм, а также идет субсидирование сельскохозяйственных коопераций.
«Неплохие деньги дают. Но не все умеют их брать. Мы стараемся помогать людям с оформлением документов. Есть еще предубежденность по поводу коопераций, которым в основном и дают субсидии, а зря. Программы работают, насколько эффективно – это уже другой вопрос», – отмечает генеральный директор межрегиональной общественной организации «Ассоциация предпринимателей Республики Крым и города Севастополь» Гирей Бекиров.
Однако Бекиров говорит, что основная проблема гастротуризма – это пиар крымских брендов и продуктов. Многие россияне просто не знают, что в Крыму можно посмотреть и что попробовать, а гастрономические туры практически не сформированы как продукты.
«Когда президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров приезжал к нам – говорил, что в шоке от того, какие продукты у нас есть и об этом никто не знает. Над рекламой нужно работать, ведь у нас много уникальных брендов. Например, только в одном месте вы можете попробовать самсу из цельного куска мяса на бараньей косточке – в Евпатории на центральном рынке. Туда чиновники из правительства возят высокопоставленных гостей, чтобы их удивить. Или маленькая кондитерская «Мадам Жужу» с их крошечными эклерами ручной работы. Все эти места – жемчужины, и о них нужно рассказывать», – уверена Светлана Возная.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин