Редакция «ФедералПресс» / Александра Варанкина
Кировская область
27 СЕНТЯБРЯ, 2019
Кировские депутаты от оппозиции не смогли объединиться для того, чтобы снять с должности главу регионального парламента Владимира Быкова. Представители КПРФ и справороссы собирались бойкотировать работу парламента из-за показаний свидетелей по делу парка Победы, однако в последний момент передумали, ничего не объяснив избирателям, которым еще недавно предлагали ставить подписи за отставку Быкова. Более того, в «день икс» выяснилось, что депутаты от КПРФ даже не знают, что должны протестовать против Быкова. О причинах провала бойкота оппозиции – в материале «ФедералПресс».
Прошедшее 26 сентября заседание законодательного собрания области должно было стать в какой-то мере историческим. Депутаты от «Справедливой России» и КПРФ собирались впервые открыто заявить о том, что подозревают главу регионального парламента, руководителя кировских единороссов, экс-мэра Кирова Владимира Быкова в том, что он замешан в незаконной продаже земли в парке Победы.
В «Справедливой России» сообщили, что не готовы работать под председательством Быкова, еще в начале августа, почти сразу же после того, как свидетели по делу парка Победы назвали Быкова в числе участников преступной схемы. В появившемся на сайте партии письме депутаты от «Справедливой России» заявили, что Быков должен хотя бы временно оставить пост из-за обличающих его показаний свидетелей.
«Быков должен сдать мандат…С возобновлением в сентябре пленарных заседаний наша фракция под его председательством работать не будет», – заявил руководитель справороссов Федор Сураев.
Затем справороссы пошли дальше: они создали петицию за отставку Быкова – ее поддержали уже 1,5 тысячи человек. Вскоре к ним присоединились кировские коммунисты. Они выразили недоверие Быкову и тоже потребовали его отстранения от должности. Как и представители «Справедливой России», коммунисты заявили об отказе работать под руководством Быкова.
К удивлению многих, в стороне оставались представители ЛДПР. Руководитель фракции ЛДПР в парламенте Владимир Костин отмечал, что его партия поддерживает инициативы КПРФ и справороссов, но пока не готова к таким радикальным мерам. Сначала ЛДПР собиралась вынести вопрос по Быкову на комиссию по этике, но потом отказалась и от этого.
«Мы поддерживаем те инициативы, которые выдвинули фракции, но, к сожалению, бойкот не может стопроцентно решить вопрос с отставкой спикера, – говорил «ФедералПресс» после заявлений СР и КПРФ Костин. – Мы не можем забыть про интересы жителей ради одного этого вопроса».
Несмотря на то, что оппозиция не смогла объединиться ради решения вопроса с отставкой Быкова, многие ожидали, что демарш все-таки произойдет. Сообщалось даже, что все три оппозиционные партии могут принять решение сдать мандаты в знак протеста против нахождения Быкова на посту. Однако ожидания кировчан, которые голосовали за отставку Быкова в интернете, не оправдались: никаких заявлений сделано не было, а депутаты от КПРФ и «Справедливой России» хоть и не в полном составе, но на заседание пришли.
Открывая заседание, Быков отметил, что из 54 депутатов присутствуют 44, но те, кого нет, отсутствуют по уважительным причинам. Среди отсутствующих оказались в том числе глава кировских коммунистов Сергей Мамаев и руководитель справороссов Федор Сураев. Первый, как сообщили СМИ, отбыл в командировку, а второй не явился по причине ухода в отпуск. Заседание прошло без эксцессов: депутаты от оппозиции принимали участие в голосовании, задавали вопросы спикерам и не выказывали никакого недовольства ситуацией.
Именно поэтому многих удивило сообщение, которое появилось на сайте КПРФ после заседания. В нем говорилось, что Сергей Мамаев и Александра Каримуллина не явились на заседание вовсе не из-за неотложных дел, а во исполнение обещания устроить бойкот. Явка же их коллег по партии объяснялась просто: тех вынудили прийти на заседание парламента.
«На депутатов от фракции КПРФ оказали жесткое давление. Депутат Анатолий Чурин беспокоится за судьбу своего родного сына – председателя правительства области Александра Чурина… А Леонид Сандалов является наемным менеджером в крупной строительной компании и боится проблем с бизнесом своих работодателей и увольнения в связи с политической деятельностью», – говорилось в сообщении КПРФ.
Правда, сами депутаты, как выяснилось позже, об этом давлении и даже самом протесте ничего не знают. Александра Каримуллина еще раз объяснила журналистам, что не пришла на заседание лишь потому, что сидит с больным внуком. Анатолий Чурин в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» отметил, что никто на него не давил. «Нет, абсолютно никакого давления на меня не было, – удивился вопросу Чурин. – Даже подобия давления нет. Тут все просто: кто-то принимает решение, но с фракцией это не обсуждает. Когда мы сегодня узнали о том, что мы должны отсутствовать, для нас это было непонятно».
Сам Сергей Мамаев подтвердил, что находится в командировке, но это не мешает ему выступать против нахождения Быкова на посту спикера. «У меня командировка на самом деле. Если бы я был в Кирове, я бы подумал [идти на заседание или нет], потому что моя партия заявление сделала, а я его подписывал, – рассказал «ФедералПресс» Мамаев. – [Что касается слов Чурина], то он не явился на заседание фракции, поэтому и не знал [о бойкоте]. Он не пришел, Сандалов тоже – отключил телефон. Но мы вопрос о бойкоте поднимали и раньше, в том числе когда все оппозиционные партии ушли с заседания. Давление [на Сандалова и Чурина] было, но они в этом не признаются».
В «Справедливой России», которая инициировала бойкот, в отличие от КПРФ, не стали отрицать, что передумали протестовать. В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» Федор Сураев отметил, что в партии действительно приняли такое решение, а он не явился в парламент лишь потому, что ушел в отпуск. Что депутаты собираются делать дальше, он не сообщил, однако отметил, что вопрос по Быкову не закрыт. «Будем думать над этим», – пообещал Сураев.
В ЛДПР, которая изначально не собиралась участвовать в бойкоте, отметили лишь, что ситуация, при которой лидер фракции заявляет о бойкоте, а депутаты продолжают работу, выглядит несколько странно. «Коллеги сами разберутся, не хотелось бы давать оценку их действиям, – отметил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» Владимир Костин. – Мы же ждем решения суда. Регламентом не предусмотрена возможность отправки в отставку председателя без наличия ряда причин, среди которых собственное желание, болезнь и смерть. Сами понимаете, что это не наши истории. Такого рода протест в нашей ситуации не имеет смысла».
Опрошенные «ФедералПресс» эксперты также отмечают, что бойкот может лишь привлечь внимание к проблеме, а не решить ее, и, судя по всему, депутаты от КПРФ и «Справедливой России» это понимают.
Экс-депутат регионального парламента Дмитрий Русских говорит, что в ситуации с поведением КПРФ могло сыграть роль не согласованное со всеми депутатами решение. «Бывает такое, что лидер фракции делает заявление, не учитывая мнение других депутатов. Возможно, Сергей Павлинович [Мамаев] на эмоциях сделал резкое заявление, может быть, не до конца осознав, что сейчас происходит во фракции», – предположил Русских.
Что касается «Справедливой России», то, по мнению Русских, там ищут способ по-другому добиться отставки Быкова, в том числе через сбор подписей под петицией, «чтобы приложить к своим мыслям еще и мнение кировчан». «Видимо, у справороссов все же есть какой-то план, как в будущем не работать под руководством Быкова. На самом деле, это очень сложный вопрос, – говорит Русских. – Я бы тоже не хотел работать под руководством Быкова, но если выбирать между желанием выразить протест и интересами тысяч людей, то приоритетнее второе. Законного способа повлиять на ситуацию у депутатов просто нет».
О том, что у депутатов разум взял верх над эмоциями, говорит и политолог Дмитрий Журавлев. «Я думаю, что они не стали бойкотировать, потому что поняли всю бессмысленность этого процесса, – предполагает эксперт. – Ну не придут они, и что? Возможно, это принесет им какой-то политический капитал, но того эффекта, на который они рассчитывают, точно не будет – главу парламента не снимут, тем более что у его партии большинство. Бойкот – это попытка заменить эмоциями правовые процедуры. Только если правовая процедура не сработала, есть смысл устраивать такие акции».
«Когда кого-то из политиков обвиняют в преступлении, есть определенная процедура, – продолжает Журавлев. – В парламент вносятся документы с доказательствами, и человек лишается неприкосновенности. Даже если большинство проголосует против, то даже сам факт процедуры во многом определяет политическую судьбу человека. Можно как угодно относиться к «Единой России», но от пойманных коррупционеров они избавляются мгновенно – когда есть четкие опубликованные доказательства, то вылетают как пробки из бутылки фигуры и покрупнее. Вопрос лишь в том, есть ли доказательства. Если они у депутатов есть, то решать вопрос нужно не так. Можно сколько угодно ругать наши законы, но даже они дают множество вариантов решения этого вопроса».
Фото: правительство Кировской области, региональное отделение КПРФ, законодательное собрание Кировской области