Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Город может пойти ко дну: чем грозит Омску новая идея губернатора Буркова

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Омская область
31 ОКТЯБРЯ, 2019

В Омске хотят возродить судостроение и создать парк судов-зерновозов. Планируется, что судоходство будет осуществляться по Иртышу. Цель у властей благородная – по сибирской реке вывезти омскую продукцию на международный рынок. Однако есть опасения, что в погоне за выгодой в регионе могут возникнуть новые экологические проблемы. К тому же строительство Красногорского гидроузла в том месте, где его сейчас возрождают, может спровоцировать наводнение, и несколько районов Омска зальет водой. К чему приведет возрождение судостроения в Омске – в материале «ФедералПресс».

Новые транспортные коридоры для инвестиций

В середине октябряглава Омской области Александр Бурков заявил, что в регионе планируется создать парк судов-зерновозов. Иртыш хотят сделать главной транспортной артерией для них.

«Увеличение судоходства на реке Иртыш также важно для Омской области и наших соседей – Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа», – подчеркнул Александр Бурков.

Реанимация судостроения необходима для организации поставки омского зерна в Азию. Кстати, этот вопрос Бурков как раз поднял в Нур-Султане на межправительственной комиссии по сотрудничеству между Казахстаном и Россией.

Также омское зерно по Иртышу планируют отправлять в глубоководный порт Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ). Реализовывать этот масштабный проект омские власти решили с помощью федерального центра. В частности, Бурков рассчитывает на включение региона в действующие госпрограммы по поддержке развития водного речного транспорта.

Сибирские экономисты спрогнозировали важность возобновления судоходства на реке Иртыш. По их мнению, грамотная организация транспортной логистики и судоходные коридоры на крупной реке в Сибири помогут привлечь в Омскую область хорошие инвестиции, размер которых будет исчисляться сотнями миллионов рублей. Кроме того, региональные власти за счет возрождения судоходства на Иртыше рассчитывают получить в итоге мультипликативный эффект, поскольку в прошлом году омские аграрии собрали свыше 3 млн. тонн зерна, из которого больше половины было отправлено на экспорт. Если существующие границы рынка будут расширены, то можно будет увеличить объемы поставок зерновых.

Стабильный фарватер

Проблему судоходства на реке Иртыш обсуждают уже не первый год. Правда, процесс всегда был вялотекущим, поскольку конкретных проектов не было и омские власти не могли спрогнозировать точный объем финансирования. Обычно навигация начинается на реке в апреле и завершается примерно в начале ноября, но все зависит от погоды.

По оценке экспертов, для увеличения потока транспортируемых грузов и организации движения крупногабаритных судов по реке Иртыш необходимы два основных критерия. Прежде всего в реке должна быть гарантированная глубина свыше 150 см, а также стабильный уровень воды в разные периоды навигации. Необходимо также увеличение объемов попусков с казахстанской стороны с равномерным распределением их в период межени.

Проблемы, возникающие при попытках организовать транспортировку грузов и пассажирские перевозки, не раз обсуждались на встречах руководителя Омской области с представителями Казахстана.

Доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян пояснил, что развитие водной артерии на территории Сибирского региона позволит улучшить его логистику и стать впоследствии интересным для регионов-соседей.

«Развитие речного транспорта – перспективное направление, поскольку тут решается сразу три главных вопроса: разгружаются основные транспортные коридоры, это выгодно с точки зрения экономики, а самое главное – активизация речного грузового транспорта, который был очень востребован в советское время. Это достаточно логичный шаг и дает серьезный экономический эффект. Будущее у этого, безусловно, есть», – уверен эксперт.

Между тем жители Омска в социальных сетях заявляют с уверенностью, что одним углублением на трансграничном участке реки проблему не исправишь. Это не только увеличит просадку дна русла, но и грозит обмелением реки. Омский эколог и блогер Орис Брут (Владимир Лифантьев) считает, что проблема с возрождением судостроения на Иртыше и возобновлением строительства Красногорского гидроузла гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.

«Если гидроузел поставить там, где его планируют достроить, то фактически увеличится уровень воды в городе. Весь город потребляет не более 1 % воды из Иртыша, и столько же отдается водоотведению. Если ставить гидроузел углами генерации выше города по течению, то он может выполнить все те же функции. Однако при этом зерновозы не смогут дойти до Казахстана, поскольку перепускные шлюзы – довольно дорогостоящее сооружение, и я не помню, чтобы они были таких размеров, чтобы помещать в себя баржу», – отмечает эколог.

По его словам, если власти начнут поднимать уровень воды в черте города, то большая часть дорог поплывет, грунтовые воды изменятся, а фундамент зданий начнет разрушаться, как это было со спорткомплексом «Арена-Омск».

«Сейчас эта идея не согласована и невозможна с точки зрения реализации по всем фронтам. Если ставить выше города гидроузел, то в Казахстан не уйдут наши караваны, а увозить зерно только на север не совсем эффективно. Сейчас это нереальная по возможности реализации история, но если все получится, большая часть города поплывет», – считает эколог.

По мнению Ориса Брута, гораздо эффективнее и с малой нагрузкой на бюджет построить новый водозаборник для Омскводоканала, чем поднимать для их удобства воду во всем городе.

«Если построят выше по течению гидроузел, придется вкладывать приличные деньги, чтобы обеспечить проход нормальных барж», – резюмировал эколог.

Камень преткновения для гидроузла

После длительного простоя в Омске снова вернулись к строительству Красногорского гидроузла. В частности, главгосэкспертиза дала положительное заключение на проект первого этапа. Гидроузел должен обезопасить Иртыш от критических перепадов уровня воды, поддерживая нужную отметку на протяжении десятков километров и обеспечивая прохождение судов через шлюз. Все работы финансирует областной бюджет.

Гидролог, специалист по наводнениям и использованию водных ресурсов Института водных проблем РАН Михаил Богомолов считает, что гидроузел окажет влияние на водную систему, важно лишь, чтобы это было в пределах допустимого. Низконапорный гидроузел, если он сопровожден нормальными проектными решениями, – это нормальные вещи.

«Омский был, по-моему, самый первый проект, который начали строить. Помочь природе за счет низконапорных сооружений – идея приемлемая. Казахстан активно использует водные ресурсы Иртыша, и на территорию России приходит сильно измененный сток. Судоходство надо возрождать. Надо просто сделать нормальный проект, в котором будет учитываться оценка воздействия на окружающую среду», – считает эксперт.

Судоходство для политического пиара?

По мнению большинства наблюдателей «ФедералПресс», вопрос с экологической ситуацией в городе, а также транспортной доступности в Омске с экономической точки зрения надо решать изнутри.

Омские политологи считают, что возрождение Красногорского гидроузла и как следствие – возрождение судостроения и создание парка судов-зерновозов – всего лишь очередной пиар-ход губернатора Александра Буркова.

Профессор политологии Северо-Западного института управления РАНХиГС Инна Ветренко в беседе с «ФедералПресс» оценила идею возрождения в Омской области судостроения, отметив, что с точки экономической привлекательности она хороша для региона, но нужно учитывать всевозможные подводные камни.

«Важно знать, насколько это востребовано и нужно для экономики региона, а также есть ли на это необходимые ресурсы. Если губернатор Омской области озвучивает уже проработанную идею, имея всевозможные результаты мониторингов и исследований, тогда это хорошо. Если же это опять голый популизм, с которым Александр Бурков к нам пришел и продолжает на его волне организовывать информационную политику, тогда это плохо», – заметила Инна Ветренко.

По мнению политолога, старые и нереализованные проекты позволяют быстро создать PR-дивиденды.

«Александр Бурков во многом этим пользовался, стоит вспомнить лишь проект метро или аэропорт Омск-Федоровка. Если судостроение – этот случай, то я крайне обеспокоена судьбой нашего региона. Сколько ж можно на этом подниматься, создавая пустые информационные волны?! Хочется верить, что идея с возрождением судостроения и созданием парка судов-зерновозов проработана и просчитана. Это был бы большой плюс для нашего региона», – уверена политолог.

Экономист Олег Рой напомнил, что была инициатива создать логистический комплекс, связанный с экспортом зерна через Северный Ледовитый океан, где Иртыш напрямую задействован. По мнению экономиста, подобная инициатива перспективна для региона.

«Во всех странах речной и морской путь считается самым дешевым, а зерно в Омской области хорошего качества, и есть прямой смысл наладить экспорт в страны Азиатского бассейна», – считает эксперт.

В разговоре с «ФедералПресс» экономист заметил, что ситуация с Иртышом довольно нестабильна.

«Прогнозировать сложно, как поведет себя Иртыш, но, я думаю, при тех объемах трансфера это никак не отразится на качестве Иртыша», – резюмировал Олег Рой.

Фото: ФедералПресс / Елена Ельцова, Елена Евсеева, Дарья Сеймовская, Дмитрий Барков; пресс-служба администрации губернатора Омской области