Редакция «ФедералПресс» / Юлия Иванцова
Москва
20 ЯНВАРЯ, 2020
В столице 15–16 января проходит Гайдаровский форум – 2020 на базе РАНХиГС. На площадке участники обсуждают глобальные темы сегодняшней российской и мировой повестки. Доклады и обсуждения коснулись и актуальных вопросов экологии. Эксперты дискутировали на тему расширенной ответственности бизнеса. Мнения по поводу внедренных экопрограмм и будущих прогнозов разделились.
Профессор Массачусетского университета Йосси Шеффи заявил, что меры, которые принимают крупные компании для снижения углеродного следа и сохранения окружающей среды (например, «Макдоналдс» заменяет пластиковые трубочки для напитков на деревянные), малоэффективны и нацелены скорее на создание образа экологичного бренда. Особенно это касается крупных мировых ретейлов. В результате «зеленых» акций оптимизируются одни процессы, о которых потребитель знает, но другие, которые остаются за кулисами, – нет. Хотя порой оптимизация вторых сократит вред экологии в большей степени.
«Макдоналдс» вместо трубочек мог бы отказаться от изготовления котлет из говядины, ведь остатки от мяса и туш выделяют метан, усиливая глобальное потепление», – заявил Йосси Шеффи.
Сложно также вычислить точный наносимый окружающей среде вред, например, углеродный след. Потому что процесс производства продукции многоступенчатый и состоит из спутанной сети поставок, в котором участвует огромное количество подрядчиков.
Еще одной проблемой является переход потребителя к новым типам экологических товаров, точнее его отношение к ним. В развивающихся странах это не по карману жителю, он озабочен более приземленными проблемами – созданием комфортных условий жизни для своей семьи и вопросами трудоустройства. В то время как в развитых странах люди все больше стремятся к комфорту и удобству и не готовы от него отказываться в пользу экологичности.
«Компания, которая производит порошок «Тайд», озаботившись проблемами сохранения чистой воды, выпускает порошки отдельно для ручной стирки и автомата. Но первый просто не покупают – продажи этого порошка составляют 2 %», – рассказал профессор.
Шеффи считает, что такие маленькие акции ни к чему не приведут, а потому бессмысленны.
Профессорполагает также, что развитие ВИЭ идет слишком медленно. По его мнению, нужно не сокращать, а нейтрализовывать вредные выбросы, используя возможность поглощаемости лесов, создавать для этого специальные новые технологии. Он выразил надежду, что Россия в этом вопросе проявит активность. Яркое и в чем-то провокационное выступление профессора вызвало жаркую дискуссию.
Даница Пург, президент CEEMAN, выразила несогласие с таким пессимистичным взглядом и заявила, что нужно по-новому обучать управленцев и воспитывать в подрастающем поколении бережное отношение.
«Маленькие шаги, маленькие акции тоже важны. И не стоит сбрасывать их со счетов. Я знаю человека, который производит ковры и ткет из старых новые. Также у меня есть мастер, которая перешивает старую одежду, и это здорово, что люди постепенно приходят к понимаю ситуации и делают что могут», – заявила она.
Михаил Андронов, президент ООО «Русэнергосбыт», не стал углубляться в дискуссию и поделился секретом, как на практике можно убить двух зайцев – уменьшить ущерб окружащей среде и на этом заработать.
«Под Новый год государство сделало нам подарок. Любое физлицо на территории РФ может поставить свою микрогенерацию до 15 кВт, это может быть ветряк, солнечная батарея. У вас обязаны излишки энергии покупать компании, а ваши генераоры освобождены от уплаты налога на 8 лет», – рассказал Михаил Андронов.
Также он упомянул, что в «Русэнергосбыте» работает программа, по которой при уменьшении пользования электроэнергией компании и физлица могут получить деньги от энергетиков, и в прошлом году они получили 84 млрд рублей.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычёва