Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Омская область
17 ЯНВАРЯ, 2020
Счетная палата РФ поставила под сомнение включение столицы Прииртышья в список городов национального проекта «Экология» с низким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Действительно, только в новогодние праздники сотрудники министерства природных ресурсов и экологии Омской области получили несколько сотен жалоб от жителей региональной столицы на плохое качество воздуха. К процессу подключились и областные депутаты, потребовавшие обратить на это внимание следственных органов. В прошлый раз пост главы минэкологии на таком же информационном фоне покинул Александр Винокуров. Сейчас экологический дамоклов меч навис над нынешним главой профильного министерства Ильей Лобовым. Рискует ли омский министр лишиться собственного стула и есть ли надежда, что у Омска имеется экологически чистое будущее – в материале «ФедералПресс».
Ведомство Алексея Кудрина оценило своевременность финансирования российских городов, а также качество управления в рамках национального проекта «Экология». И данные о представленном ранее сибирском Омске в качестве города с низким уровнем загрязнения (попал в топ-5) Счетная палата РФ подвергла сомнению. Замечание верное, поскольку столица Прииртышья действительно довольно часто оказывается объектом федеральной повестки из-за удручающей экологической обстановки. Только в новогодние праздники в местное минэкологии поступило более сотни жалоб от горожан, которые сетовали на то, что трудно дышать.
Специалисты провели замеры при помощи передвижной экологической лаборатории. Результаты неутешительные: только в Советском районе уровень этилбензола превысил ПДК (предельно допустимая концентрация) в 2,8 раза, сероуглерода – в 2,68, сероводорода – в 2,1, оксида углерода – в 0,02 и оксида азота – в 0,1 раза. Выбросы были зафиксированы и в других районах.
«Меня все пугают ПДК, которые в 1999 году были в 660 раз ниже [чем сейчас]. Мы дышим одними ядами. Как наше правительство это допустило?» – задалась на днях вопросом одна из пользовательниц паблика «Омск Дыши» в социальной сети «ВКонтакте».
Омичи отмечают, что экологический вопрос в столице Прииртышья власти не могут решить на протяжении нескольких лет. И с каждым годом жалоб и обращений становится все больше.
В министерстве природных ресурсов Омской области корреспонденту «ФедералПресс» сообщили, что все данные о выбросах, которые были зафиксированы в новогодние праздники, были переданы в Росприроднадзор, сотрудники которого будут проводить проверки на объектах. Пресс-секретарь ведомства Татьяна Ковальская подчеркнула, что распространившаяся в соцсетях информация о том, что источник выбросов и зловонного запаха в новогодние дни – свалка «Советская-1», не несет под собой оснований, поскольку проведенные замеры показали обратное. «9 января передвижная эколаборатория брала замеры возле Советской свалки, и превышений зафиксировано не было», – отметила специалист министерства.
В ведомстве добавили, что возможный источник загрязнения воздуха в новогодние каникулы – предприятия, расположенные в северо-западной промышленной зоне города.
Омский эколог и блогер Владимир Лифантьев, известный под псевдонимом Орис Брут, считает, что все выбросы, обрушившиеся на город как «рождественский подарок», локализованы. А в Омске давно пора создать экологический штаб, вести научную работу и анализировать ситуацию. «Я не исключаю возможность, что НМУ (неблагоприятные метеорологические условия) вызваны деятельностью не одного, а нескольких предприятий. К примеру, в Москве с выбросами боролись довольно простым способом. Они обязали на всех предприятиях на каждый источник выбросов поставить отдельный датчик ПДВ (предельно допустимых выбросов). Пока это не будет выполнено, мы не сможем контролировать выбросы. Мобильная эколаборатория хороша всем, кроме одного: она принадлежит Минприроды, а у Росприроднадзора лаборатория, которая работает непосредственно на источнике. Пока не будет датчика на каждой трубе, попытки поймать «нарушителя» крайне ничтожны. Региональная власть должна заставить все предприятия поставить датчик ПДВ, но не все предприятия пойдут на это», – рассказал эколог.
Экологическая ситуация в Омске настолько критична, что жители региональной столицы в последнее время не только чувствуют, но и видят глазами загрязненный воздух. Так считает известная омская общественница Татьяна Нагибина. «Печное отопление – даже в центральной части города. Но во всех ответах на жалобы: «Невозможно установить источник выбросов», – отметила она в беседе с «ФедералПресс».
В 2019 году Омск попал в список городов-аутсайдеров с самым грязным атмосферным воздухом. Но его экологическая история с дебатами и рассуждениями о том, что дело нельзя откладывать в долгий ящик, началась гораздо раньше. В марте 2017 года сибирский город накрыли выбросы этилмеркаптана (бесцветная жидкость с резким характерным запахом. – Прим. ред.). Согласно лабораторным исследованиям, в пик экологического кризиса, спровоцированного затяжным штилем, концентрация данного вещества превысила допустимые нормы в 400 раз. Тогда сотрудники омского СКР возбудили уголовное дело по фактам загрязнения окружающей среды. Правда, источник выбросов так и не нашли. Однако после прихода к власти тогда еще врио губернатора Александра Буркова пост министра природных ресурсов и экологии покинул Александр Винокуров. А решение вопроса по улучшению качества воздуха в Омске продолжилось. Спустя полгода пост господина Винокурова занял соратник Буркова по партии «Справедливая Россия» Илья Лобов, одержавший победу в конкурсе. Он продолжает разбираться в вопросах вверенного ему ведомства.
Однако по мнению многих политологов, он некомпетентен в этих вопросах, а врученная ему ноша может оказаться слишком тяжела и новогодние выбросы могут стать жирным минусом в реноме. Согласно указу президента России Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Омская область должна снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 20 %. Впрочем, профессор политологии Северо-Западного института управления РАНХиГС Инна Ветренко считает, что кресло под министром экологии и природных ресурсов Омской области Ильей Лобовым не пошатнется. Причина в том, что он ставленник Александра Буркова, и это ни для кого уже не секрет.
«Даже при самых неблагоприятных позициях данной кандидатуры Александр Бурков остановил выбор именно на Илье Лобове. Проблема с выбросами существовала и до Лобова и абсолютно не решилась с его приходом. При нем минприроды превратилось в довольно странное ведомство: они занимались пропагандистскими акциями, пиар-сопровождениями различных проектов, но не занимались прямой работой. На мой взгляд, Илья Лобов – один из самых неэффективных министров экологии и природопользования в Омской области, и кресло из-под него надо было выбить уже давно в силу его некомпетентности», – высказалась Инна Ветренко.
К слову, на этой неделе министра природных ресурсов и экологии Омской области дважды оштрафовали по статье «Сокрытие или искажение экологической информации». Правда, вопрос касался не совсем экологии, а отчетности по охотничьим ресурсам и объектам животного мира. По каждому постановлению – штраф на 4 тыс. рублей.
В конце прошлого года также стало известно, что не все омские предприятия готовы отвечать за выбросы. В частности, предоставить планы по снижению количества вредных выбросов в атмосферный воздух. В черный список предприятий, не пожелавших заключать соглашения с министерством природных ресурсов и экологии, вошли ПАО «Омский каучук», ПАО «Сатурн», АО «Омскшина», а также предприятие «Полиом». Как сообщили в Росприроднадзоре, руководители последней организации внесли в соглашение изменения, согласно которым с промышленников снимаются все обязательства по корректировке мероприятий после расчетов загрязнения воздуха.
Сейчас к решению экологической проблемы подключились депутаты Законодательного собрания Омской области, которые требуют от СКР навести порядок. С данной просьбой в следственные органы обратился депутат Игорь Попов, для того чтобы ведомство проверило информацию о нарушении и возбудило уголовное дело.
За качеством атмосферного воздуха в Омске на сегодняшний день следят одна мобильная передвижная установка и десять стационарных постов. При этом восемь из них относятся к Федеральной службе наблюдения за состоянием окружающей среды.
По мнению специалистов, промышленные предприятия должны не только следить за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов, но и установить на трубах автоматические газоанализаторы. Татьяна Нагибина отмечает, что по всем направлениям в городе плохая ситуация. В этом списке и многочисленные несанкционированные свалки, а также не самое лучшее влияние оказывает автомобильный транспорт. «Мы отправляли в Минприроды и ГИБДД письмо, чтобы установили контроль за транспортом – не только автомобилями, но и автобусами, но самое интересное в этой ситуации в том, что письма теряются и не доходят до ГИБДД. Что касается промпредприятий, то в декабре на одном из мероприятий в Москве многие из участников крайне удивились тому факту, что омские ТЭЦ работают на казахстанском угле. И еще момент: очевидно, что на промышленных площадках Омска отсутствует современная очистка. Ни в одном цивилизованном городе такого нет. И то, что творится в последнее время, иначе как экологической катастрофой назвать нельзя», – добавила Татьяна Нагибина.
По итогам осени 2019 года общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» и союз «Национальный экологический корпус» опубликовали очередной «Национальный экологический рейтинг регионов». Омск находится на 79-й позиции. В то же время чиновники из минэкологии активно демонстрируют хорошие показатели в ежегодных отчетах по проведению различные пиар-акций. Правда, омичей эти отчеты и цифры определенно не устраивают.
На фоне этой информации, по мнению политолога Инны Ветренко, в Омске существует некий картельный сговор. «Все прекрасно понимают, откуда эти выбросы и кто является источником загрязнения, но в силу того, что, видимо, есть некие латентные договоренности, на источник выбросов не указывают пальцем. Экологическая ситуация в области кризисная и близка даже к катастрофической», – считает эксперт.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Дмитрий Барков, Елена Майорова, Екатерина Лазарева, правительство Омской области, Татьяна Нагибина, pxhere.com