Редакция «ФедералПресс» / Андрей Гусий, Оксана Порицкая
Краснодарский край
17 ЯНВАРЯ, 2020
Несомненно, событием недели стало послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию, а также последующая отставка правительства. Это, как подчеркнули в Москве, стало неожиданностью для чиновников. Уже сформирована рабочая группа, которая в кратчайшие сроки будет прорабатывать изменения в Конституции. Но эксперты обратили внимание на еще одну особенность – решение фактически перечеркнуло все сценарии выборных кампаний 2020–2021 года, элиты также находятся в смятении. «ФедералПресс» разобрался, чего стоит ждать в ближайшие годы на Юге России.
Послание президента России Владимира Путина, по мнению экспертов, резко отличалось от ранее озвученных.
«Послание было ярко социально направленным. Одним из важнейших тезисов стал демографический вопрос: поддержка семей, детей, развитие образования и здравоохранения. Президент предложил список конкретных мер и решений», – прокомментировал лидер кубанского отделения «Единой России» Николай Гриценко.
Но, конечно же, наиболее важным событием стала отставка правительства, которая должна, по словам Дмитрия Медведева, помочь реализовать на практике предложенные президентом изменения.
«Для всех отставка правительства страны была неожиданной, в том числе для нас. Мало кто ждал такого в послании президента. Мы привыкли к обсуждению больше международной обстановки. Она довольно неспокойная, влияет на все стороны нашей жизни», – прокомментировал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
Источники «ФедералПресс» говорят о том, что решение действительно было неожиданным – об этом знал только закрытый круг чиновников, приближенных к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву.
«Разумеется, отставка правительства вызывает определенное злорадство на местах, но у меня нет сомнения, что в новом правительстве мы увидим несколько старых лиц. Во-вторых, однозначно, что новые персоналии особого пиетета к Крыму испытывать не будут. Если на местах не будут выполняться поставленные задачи, Москва будет принимать соответствующие решения. Судя по тому, как внезапно происходят все события, значительная часть работы уже была проведена», – прокомментировал крымский политолог Владимир Джаралла.
Стоит отметить, что все эксперты сходятся во мнении о неожиданности и молниеносности событий.
«Отставка правительства – ход непредсказуемый для всех. В преддверии послания разжигали какие угодно темы – и о смене руководства регионов, и о различных ротациях, и о смене НДФЛ, но только не отставку федерального правительства. Об этом не было никаких инсайдов», – прокомментировал политтехнолог Сергей Михайлюк.
Решение об отставке уже отразилось на региональных элитах, часть из которых фактически потеряли все договоренности, перечеркнуты и планы на выборные кампании 2020 и 2021 года. Источники «ФедералПресс» подтвердили информацию о некотором смятении в ряде корпораций.
«Согласно данным опроса сайта Superjob.ru, 54 % граждан одобряют отставку Кабинета министров, уж больно непопулярен в народе Дмитрий Медведев. И дело тут не только в крылатых фразах вроде «денег нет, но вы держитесь», но и в общем неодобрении правительственных реформ. Но если граждане в целом одобряют отставку, то в кругах элиты полное смятение. По лицам даже видно, что о готовящихся реформах не знало большинство даже высших чиновников. Еще в большем смятении региональные элиты. За прошедшие годы был налажен механизм взаимодействия с правительством. Крупные региональные игроки завели постепенно туда своих людей, пусть и не на ключевые должности. Теперь же президент сломал все схемы взаимодействия, внес в политическую жизнь хаос и неопределенность», – прокомментировал член партии КПРФ Александр Сафронов.
Отметим, что кандидатура Михаила Мишустина является равноудаленной от элит и политических тяжеловесов, что неизбежно отразится на регионах, отмечают эксперты, и ставит под сомнение разработанные сценарии выборных кампаний в регионах.
Ключевым вопросом стали изменения, которые планируется внести в Конституцию. Напомним, уже сформирована специальная рабочая группа, ее участники будут разрабатывать поправки. Руководитель «Центра политических исследований и технологий» Григорий Киселев, комментируя «ФедералПресс» предложения, говорит, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд.
В девятой главе Конституции четко прописаны механизмы изменения текста основного закона. Есть два формата: внесение поправок и пересмотр документа. Дело в том, отмечает эксперт, что в Конституции есть «каркасные» главы – 1, 2, 9. В отличие от 3–8-й глав, поправки в которые вносятся принятием федерального конституционного закона (136-я статья Конституции), основные необходимо пересматривать по особой процедуре, предусмотренной статьей 135.
«Необходимо созвать Конституционное собрание, которое должно либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать проект нового закона», – прокомментировал Григорий Киселев.
Проект новой Конституции может быть принят одним из двух способов – голосованием среди делегатов Конституционного собрания либо всенародным голосованием, в котором должно принять участие не менее половины граждан с активным избирательным правом.
«Сложность ситуации в том, что учредительный орган – Конституционное собрание – никогда раньше не собирался, сама процедура никогда не прорабатывалась детально и даже само определение Конституционного собрания дано не вполне четко», – прокомментировал Григорий Киселев.
Разумеется, изменения можно внести не одновременно, отмечает эксперт. Все, что можно принять в формате поправок, принять уже сейчас, а требующее пересмотра перенести до «более подходящего момента». Большинство других предложенных поправок – те, что касаются именно конфигурации власти, не требуют сложной процедуры и могут быть внесены с помощью ФКЗ, рассказал Григорий Киселев.
Юрист Александр Гридин обратил внимание на использовавшиеся формулировки. Например, Элла Памфилова заявила, что механизм прорабатывается, но вопрос именно о референдуме не стоит. При этом изменения должны быть внесены уже до весны 2020 года, то есть сроки весьма малы.
«Возможен вариант всероссийского опроса и внесения изменения приказом президента, если проект будет одобрен Госдумой и профильными ведомствами. Наверное, это наиболее быстрый способ внести изменения в заявленные сроки», – прокомментировал Александр Гридин.
Одновременно с отставкой правительства России усилились инсайды о том, что Государственная дума может быть распущена, а выборы пройдут досрочно.
«Перенести выборы можно в двух случаях: в случае досрочного роспуска Госдумы и в случае изменения самой даты голосования, без сокращения полномочий депутатов. Распустить Госдуму не так-то легко. Например, этого не могут сделать сами депутаты – самороспуск не предусмотрен Конституцией. Распустить нижнюю палату парламента может только президент, причем это должно быть сопряжено либо с отставкой правительства и отказом депутатов поддержать кандидатуру нового премьер-министра, либо с вотумом недоверия правительству», – прокомментировал Александр Гридин, говоря о том, что почти все условия уже выполнены.
Григорий Киселев обращает внимание, что принять новый ФКЗ может только парламент. Именно он – единственный орган, обладающий необходимыми полномочиями для решения данного вопроса.
«Соответственно, говорить о роспуске Государственной думы сейчас весьма преждевременно – процедура переизбрания депутатов займет как минимум полгода, принятие необходимых для пересмотра Конституции законов затянется до осенней сессии и суммарно перенесет все как минимум на год», – отметил Григорий Киселев.
Александр Сафронов указал на то, что привычные политические расклады региональных элит оказались под большим вопросом. Президент сломал все схемы взаимодействия, внес в политическую жизнь хаос и неопределенность, акцентировал эксперт.
«Под вопросом теперь и думская кампания. Во-первых, когда она пройдет, теперь неясно. Возможны досрочные выборы в 2020 году, по крайней мере, ряд авторитетных экспертов высказались уже на этот счет. Во-вторых, даже если выборы в Госдуму состоятся осенью 2021 года, то каковы ключевые параметры этих выборов? На них пойдет «Единая Россия» сама, может, вместе с ОНФ? Или будет какая-то иная конфигурация? Все это разом перечеркивает элитарные договоренности, которые имелись у региональных групп влияния», – прокомментировал Александр Сафронов.
Политолог Владимир Дажаралла критически относится к мнению о роспуске Госдумы.
«На мой взгляд, перевыборы в Госдуму в 2020 году маловероятны. В настоящий момент у правящей партии конституционное большинство, которое при этом является абсолютно управляемым инструментом. Вчера президент объявил свое видение конституционной реформы. Именно для этого нужны законы, которые должна провести Госдума. Более того, в конечном итоге они должны быть подтверждены ни много ни мало всенародным референдумом. В этих условиях проводить досрочные выборы в Госдуму представляется нецелесообразным, а вот по окончании этого процесса уже можно будет об этом говорить», – прокомментировал эксперт.
Сергей Михайлюк предположил, что информацию о досрочных выборах в Госдуму можно считать вбросами, замерами общественного мнения.
«Но все возможно с учетом того, как внезапно отправили в отставку правительство. После президентских выборов 2018 году Кабмину была поставлена задача заниматься социальным и экономическом блоком. И вот вчерашнее послание, где акцент сделан на этих темах, – это некий месседж от президента, что внутренняя политика провалена. Если выборы все-таки будут, я бы их синхронизировал по времени с изменением Конституции и проведением референдума. В принципе, логично, если уходит премьер, то с новым лидером перезагрузить всю систему», – прокомментировал Сергей Михайлюк.
Спрогнозировать влияние поправок, предложенных к внесению в Конституцию в части изменения полномочий органов власти, на реальную конфигурацию российского государства очень сложно, отмечают эксперты.
«Ни для кого не секрет, что реальные полномочия отдельных субъектов власти (и реальные ограничения) не всегда и не во всем соответствуют явно декларированным. Это абсолютно нормальная ситуация, «государство» – конструкт, который сформирован из людей, и зачастую людей сильных и влиятельных. Реальное влияние отдельных органов на политическую систему определяется не только их формальными полномочиями, но и множеством других факторов, в том числе и реальной силой руководителей. Соответственно, любые прогнозы по изменению системы нельзя дать по формальной «перепланировке» системы: без понимания кадрового состава любые прогнозы будут носить характер, близкий к астрологическому», – рассказал Григорий Киселев.
Единственное, что можно отметить уже сейчас, – акцент на расширении полномочий коллегиальных органов и отдельно – акцент на усилении местной и региональной власти, отметил Григорий Киселев. С его мнением согласен и Владимир Джаралла.
«Смысл замечаний, сделанных президентом в Ялте во время его последнего выездного совещания в Крыму 10 января, в том, что Крым должен стать витриной России. Для этого необходимо, чтобы местные власти работали в координации с федеральными органами. При этом никаких больше преференций или исключений не будет, это было видно по тональности. Регион должен переходить с дотационной позиции в ситуацию создания точек роста и базы для экономического самообеспечения. Для этого нужно работать с бизнесом, здесь есть целый ряд моментов, которые скоро себя проявят», – рассказал Владимир Джаралла.
Эксперт, обращая внимание на Крым, указал, что полуостров перестал быть актуальной темой российской политики. В настоящий момент он переведен на уровень операционного управления.
«По исполнительной власти на местах будет шатание. Никто не понимает правила игры, формат, утратили силу все внутренние договоренности. Все будут делать аккуратные заявления, и единственный моральный авторитет – это будет президент. Есть вопрос, куда денется Козак, куратор Крыма и Севастополя. Если будет новая фамилия, будет ли ему удобно работать с губернаторами на местах или их все-таки подвинут», – прокомментировал Сергей Михайлюк.
По большому счету, говорит эксперт, у нас по форме государственного устройства правительство федеральное курирует все правительства региональные и все главы субъектов подчиняются де-юре премьер-министру, «но де-факто мы видим, что напрямую они замыкаются на президента».
«Когда Медведев назначил 12 глав субъектов главами региональных отделений «Единой России» несколько месяцев назад, мы видели прогнозы о том, что статусная роль Медведева укрепляется. Теперь статус новых назначенцев и «Единой России» неизвестен. Что сегодня будет с партией? Согласно Конституции, у нас силовики не могут заниматься политическими вопросами», – прокомментировал Сергей Михайлюк.
Источник «ФедералПресс» рассказал, что решения по ряду глав регионов будут приняты до весны. Здесь речь идет не только о запланированных на сентябрь выборных кампаниях, но и об отставках ряда губернаторов. При этом, отмечает Александр Гридин, «весенний губернаторопад» спокойно укладывается в проведение дополнительных выборов в единый день голосования 2020 года.
«Самое важное – неопределенность в регионах сохранится до тех пор, пока не будет изменен основной текст закона. Вся политическая система России оказывается фактически в подвешенном состоянии – многие планы уже не смогут реализоваться, договоры не будут исполнены и так далее – очень многие вещи пойдут не так, как планировалось ранее. В конечном итоге, разумеется, эти изменения дадут всей системе больше гибкости – усиление представительской власти, увеличение числа коллегиальных органов – говорят, что запланированы все эти изменения именно ради этого», – подытожил Григорий Киселев.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева