Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева, Оксана Дякина, Рустам Юнусов, Роман Колесников
Москва
22 ЯНВАРЯ, 2020
Не прошло и недели с момента отставки правительства Дмитрия Медведева, как новый премьер Михаил Мишустин огласил состав своего кабмина. Представление старых и новых министров ждали во вторник, начиная с 17 часов 30 минут по московскому времени. Однако карты были раскрыты лишь в 20 часов. Потрясений не произошло: из прежнего состава ушли все непопулярные министры. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Состав нового правительства премьер Михаил Мишустин представил президенту Владимиру Путину вечером 21 января. «Уверен, что это в жизни каждого из вас будет и серьезным испытанием, и серьезным событием. Я искренне желаю всем вам успеха. В вашем успехе заинтересованы не только вы, не только все мы, которые здесь сейчас находятся в этом зале, – вся страна в этом заинтересована», – обратился Путин к кабмину.
Со многими из тех, кто вошел в правительство, глава государства хорошо знаком – это министры, сохранившие свои портфели. В частности, вице-премьерами остались Татьяна Голикова, Юрий Трутнев и Юрий Борисов.
Сергей Шойгу остался главой Минобороны, Сергей Лавров – главой МИД, Евгений Зиничев – главой МЧС, Владимир Колокольцев – главой МВД. Антон Силуанов сохранил пост министра финансов, однако лишился статуса первого вице-премьера. В правительстве продолжат работать министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин, министр энергетики Александр Новак, министр транспорта Евгений Дитрих, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр по делам Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
Новые лица в правительстве сменили в основном непопулярных своих предшественников. Первым вице-премьером назначен экс-советник президента по экономике Андрей Белоусов. Вице-премьерами назначены также заместители главы ФНС России Дмитрий Григоренко и Алексей Оверчук, глава Росреестра Виктория Абрамченко, вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин и глава холдинга «Газпром-Медиа» Дмитрий Чернышенко.
Министерство здравоохранения возглавил руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко, Минкультуры – руководитель департамента кинематографии ведомства Ольга Любимова. Ректор Тюменского госуниверситета Валерий Фальков стал министром науки и высшего образования, главой Минюста – Константин Чуйченко, министром просвещения – глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Министерство спорта возглавил ректор Академии физкультуры и спорта Олег Матыцин, главой Минкомсвязи стал Максут Шадаев. Министерство экономического развития возглавил губернатор Пермского края Максим Решетников, Минтруда – замглавы Минфина Антон Котяков.
Новый состав российского кабмина «ФедералПресс» попросил оценить ведущих политологов.
Борис Макаренко, президент Центра политических технологий:
«Прослеживается тенденция в новых назначениях – это технократы в хорошем смысле слова. Люди более молодого поколения с современным управленческим опытом, навыками. Это и министр образования, и министр культуры; кстати, это и, безусловно, министр экономики.
То, что появилось два человека из ФНС в правительстве, – совершенно естественно, если премьер оттуда выходец. На посту главы аппарата, естественно, появился его человек.
Чернышенко также можно отнести к технократам, он успешно сделал организационную сторону Олимпиады в Сочи на посту главы оргкомитета Олимпиады. Он возглавляет КХЛ, и помимо того, что это спорт, это еще и большой бизнес, которым он тоже управляет вполне грамотно. Так что появились грамотные современные управленцы, целая плеяда, это, безусловно, позитивный шаг.
Наконец, отправили в отставку [вице-премьера Виталия] Мутко. Как я понимаю, Хуснуллин занял его место. К нему можно по разному относиться, и критика в его адрес звучала, но в том, что Хуснуллин в вопросах строительства понимает, сомневаться нельзя.
Отправили в отставку значительную часть социального блока, но это должности расстрельные, особенно после прошлогоднего повышения пенсионного возраста. Их меняют также на технократов».
Константин Калачев, глава Политической экспертной группы:
«Заменили министров, к которым у общественности и профессиональных сообществ было больше всего претензий. Будут ли новые лучше – не факт. Характерно, что те министры, которых больше всего критиковали в Госдуме, лишились своих постов. Мнение парламентариев учтено».
Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета:
«Это правительство точно не экспериментальное, потому что лица в правительстве новые, многие широко публике неизвестны (хотя в узких кругах практически все известны), но курс у него будет старый, потому что ключевые должности сохранили представители макроэкономического блока, а господин Белоусов никак курс правительства менять не будет – он во многом на него влиял в статусе помощника президента.
Что касается социального блока – социальный курс тоже не изменится. Просто удалили аллергенов, которые в последнее время выступали с такими заявлениями, видимо, чтобы публику позлить, сыграть на обострение.
Был еще под вопросом силовой блок – будет он меняться в ходе ротации правительства или нет. Вчера, после того как назначили на пост главы генпрокурора не родственника господина Шойгу, а господина Краснова, стало ясно, что Шойгу сохраняет свой пост. Он мог уйти в отставку, сменить господина Колокольцева, но силовой блок решили не трогать, хотя, скорее всего, замены там будут несколько позднее.
Поэтому правительство новое, лица многие новые, курс старый, то есть это правительство не экспериментальное. А вот временное оно, техническое или нет – это, извините за тавтологию, покажет время. Но пока выводы делать рано».
Дмитрий Фетисов, политолог:
«Я бы не сказал, что сильно изменилась структура правительства. По крайней мере, пока сейчас, как мы видим на бумаге, она более-менее остается неизменной. Единственное, что бросается в глаза, – это, конечно же, упразднение Минкавказа. Многое будет зависеть от того, как настроят систему.
Ключевым все-таки является, на мой взгляд, единственный факт – это должность Белоусова как первого вице-премьера. Человек, который обладает идеологическим подходом, человек, имеющий тезисы, которые он готов воплотить. Тут, конечно, я думаю, он будет проводить политику национализации элит, может, не в какой-то жесткой форме, может быть, в мягкой, но тем не менее она будет. Не думаю, что Белоусов откажется от тех последовательных действий, которые он пытался претворить в жизнь последние два года. Вот это, на мой взгляд, ключевой факт.
В целом в правительстве я кардинальных изменений не вижу. Ключевые должности остались за теми же людьми. Достаточно спорный состав правительства. К министрам, утвержденным на должности, назначаемые президентом, – Лавров, Шойгу, Зиничев, – много вопросов, несмотря на то что они популярны в обществе.
Обновилось больше половины правительства. Интересно посмотреть, чем закончится такой эксперимент. Скажем так, двоякие впечатления. С одной стороны, персоналии не радуют, с другой – тенденции, ярко выраженные в сторону экспериментов».
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики:
«Интересна фигура первого вице-премьера страны Андрея Белоусова. В свое время он был и помощником президента, и министром экономического развития. Его назначение на министерский пост состоялось в 2012 году, когда к управлению страной вернулся Владимир Путин. Андрей Белоусов является приверженцем либерального типа экономики, с одной стороны, и сохранения курса на развитие – с другой. Именно Белоусову Путин поручил создать Агентство стратегических инициатив. Последние годы АСИ активно занимается привлечением инвестиций, составляет национальный рейтинг оценки губернаторов. Полагаю, что с приходом Белоусова на пост первого зампредседателя правительства будет коренной переворот в экономике в сторону развития и инноваций.
Стоит отметить, что Михаил Мишустин активно привлекает людей, в которых он уверен. Такими людьми можно назвать заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрия Григоренко и Алексея Оверчука.
Сохранение полномочий Татьяной Голиковой и Юрием Трутневым говорит о том, что в тренде страны остается курс на развитие Арктики и Северного морского пути.
В пуле вице-премьеров добавились новые фамилии. Это прежде всего кадры Сергея Собянина – его заместитель Марат Хуснуллин и губернатор Пермского края Максим Решетников. Кроме того, в связи с назначением Хуснуллина новым вице-премьером усиливается позиция Татарстана.
Антон Силуанов остался министром финансов, но потерял статус заместителя председателя правительства. Ему важно осуществлять передачу дел в рамках реализации национальных проектов, но это определенное понижение.
Интересно назначение Константина Чуйченко на пост министра юстиции. Это политический тяжеловес, связанный с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, возглавлял аппарат правительства. Его называли кандидатом на пост премьер-министра страны. Чуйченко также называют человеком команды Путина и Медведева.
Эти назначения показали, что между Дмитрием Медведевым и Михаилом Мишустиным нет противоречий. Медведев лишь отошел на шаг назад, но не утратил своего влияния и по-прежнему остается кандидатом в преемники. Кроме того, Михаил Мишустин укрепил свое положение в правительстве и взял туда больше людей, чем от него ожидали».
Максим Жаров, политолог:
«Во-первых, состав правительства далеко не однозначный. Сохранены ключевые министры силового и внешнеполитического блока: Сергей Шойгу и Сергей Лавров. Сохранены в качестве вице-премьеров Татьяна Голикова, Юрий Борисов, то есть социалка и оборонно-промышленный комплекс остаются без изменений. В основном изменения касаются перераспределения полномочий внутри правительства, связанных с финансами, причем тут закладывается достаточно серьезный конфликт между первым вице-премьером Андреем Белоусовым и оставшимся на посту министра финансов Силуановым, поскольку они исповедуют противоположные концепции. Белоусов придерживается более дирижистских, консервативных позиций методов управления финансами, а Силуанов – это все-таки монетарист и либерал. А поскольку во главе правительства у нас фискальный менеджер, это будет довольно сильная интенсивная правительственная дискуссия по поводу тех или иных ключевых решений, связанных с инфляцией, с ростом промышленного производства, ростом ВВП, исполнением нацпроектов. Я думаю, что у правительства этого состава будут большие сложности в координации деятельности.
Из интересных моментов надо отметить появление в правительстве Марата Хуснуллина. Этот пункт интересен тем, что фактически начинает свое движение вверх Сергей Собянин, повышение которого ожидали, но пока нельзя сказать, что тем самым Собянин усилится, потому что Хуснуллин – не чисто собянинский человек, он работал и в команде предыдущего мэра Юрия Лужкова и имеет очень серьезные связи на своей родине в Татарстане, поэтому здесь есть вероятность, что Хуснуллин попытается начать какую-то свою игру, тем более ему эта игра необходима, поскольку в публичном поле его репутация достаточно неоднозначна. Я думаю, из-за этого назначения будет много пересудов.
Еще следует обратить внимание на повышение глав Росреестра и Росздравнадзора до вице-премьера и до министра здравоохранения соответственно. Это, в принципе, отражает политику Владимира Путина на воспитание молодых кадров и, в общем-то, на воспитание так называемых технократов. Хотя тоже эти назначения довольно неоднозначны; посмотрим, насколько эти люди смогут справиться со значительно возросшей на них нагрузкой – аппаратной, коммуникационной, интеллектуальной, а также нагрузкой, связанной с коррупционными рисками. Я думаю, что по поводу этих двух назначений будет много разговоров».
Алена Август, политический консультант:
«Назначения в кабинет министров хорошо отвечают на запросы населения. Если кто-то поменялся, это не потому, что кому-то захотелось или человек засиделся. Это запрос на то, что необходимо ускоряться, действовать интенсивнее и с новым подходом. У правительства большие планы по социальным инициативам, высокая планка по реализации нацпроектов. Майские указы должны показать результат, иначе люди могут потерять веру в государство. Это ответы на запросы населения, а не просто чья-то прихоть. Народовластие в действии. Люди заявляют о том, что нужно обновление, президент на это отвечает.
Когда я видела нового первого вице-премьера Андрея Белоусова на «Лидерах России», он радовал своим профессионализмом и четким подходом к делу. У человека есть понимание, что нужно делать, и есть четкие критерии выполнения. Не люблю болтологов, и он не такой. Впечатляет. У Белоусова есть понимание KPI, как оценивать и продвигать то или иное решение.
Раньше кадровая проблема во многом была обусловлена тем, что к оценке специалистов подходили слишком субъективно. Набирали преданных, а спрашивали как с умных. А Белоусов соблюдает четкий баланс между умом и профессионализмом.
Москва может вместить в себя сразу несколько мегаполисов, поэтому у нового вице-премьера Марата Хуснуллина опыт колоссальный. Если человек смог справиться с проблемами столицы, на него можно надеяться. Тем более Москва – город капризный и непростой, а она в последние годы кардинально изменилась. Несмотря на ряд проблем, Хуснуллину удалось решить вопрос с развитием метро, темпами строительства, соблюсти баланс интересов бизнеса и населения.
Максим Решетников – опытный региональный управленец. После его ухода Пермский край уже находится в некоем трауре. У Решетникова огромный опыт в Москве и результаты по Пермскому краю. Эта территория сложная. Было неприятие, калейдоскоп интриг предыдущего руководителя. Но Решетникову удалось удержать ситуацию в ровном состоянии, как без огромных побед, так и без больших провалов. Тем более он сам начинал с низов, большой путь прошел, и в целом человек довольно креативный.
Что касается министерств просвещения и здравоохранения – это сложные должности, и есть определенная логика в том, что их меняют. Взять здравоохранение. Теперь уже предыдущему министру пришлось разгребать много вопросов – это новые стандарты, введение медицинских регламентов, лечение заболеваний. Совершена настоящая революция в здравоохранении. Раньше врачи работали больше по накатанной, не принимая во внимание медицинские регламенты. Теперь эта сфера будет более упорядочена.
Возможно, сейчас такой этап, когда люди, которым пришлось «размешивать» сложившуюся ситуацию. Это такие отрасли, где многое замешано на отношениях. Если в производстве, промышленности все можно перевести в формат жестких KPI, то здравоохранение и просвещение слабо поддаются формализации. Там много субъективных факторов. Возможно, назначение новых министров поможет избавиться от аргументированного негатива со стороны населения».
Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:
«Как и предполагалось, Новак сохранил свою должность. К нему не было нареканий со стороны президента. К тому же Путин считает его ответственным за соглашение ОПЕК+, а сделка сохраняется. Причем сделка считается успешной, а значит, Новака нужно было либо сохранить во главе министерства, либо повысить. Но для повышения в вице-премьеры у него могло не хватить лоббистских ресурсов, так как конкуренция за должность куратора ТЭК очень высока.
Могло получиться так, что был назначен номинальный куратор, равноудаленный от основных кланов, представленных в ТЭК, как это было в случае с Козаком. Но такой вице-премьер и не был представителем конкретной политической группы».
Павел Данилин, политолог:
«Главное отличие от прошлого состава правительства заключается в его идеологическом содержании. Прошлое правительство все же было политическим, потому что Медведев был когда-то президентом, и на этом посту он себя видел как одного из демиургов российской политики. Это имело, конечно, свои плюсы, но приводило и к некоторым недостаткам по целому ряду направлений, в частности, по реализации нацпроектов правительство недорабатывало.
Нынешний кабинет министров лишен глобальных политических амбиций, и его можно назвать технократическим кабинетом министров. Плюс должности премьера и вице-премьеров заняли люди, которые олицетворяют собой консервативный курс, которые полностью разделяют политику, проводимую президентом. Пожалуй, из тех, кто в прошлом составе правительства не был солидарен с этой политикой, остался только Силуанов, поскольку он является профессионалом в плане распределения и перераспределения большинства средств. Прекрасно верстает бюджет. Тем более по своему направлению он все поставленные перед ним задачи выполнял как, опять же, настоящий технократ. Плюс от него ожидают, что он будет прижимистым: не будет транжирить. Силуанов в целом на своем месте.
На постах вице-премьеров мы видим Белоусова и Борисова – это крайне позитивный сигнал для российской промышленности, для ВПК, для реального сектора. Можно ожидать, что они поднимут инвестиционную привлекательность российского реального сектора экономики.
Сильный социальный блок. Здесь мы видим замену трех министров, которые подвергались критике, – Мединского, Васильевой и Голодец. На их место пришли достаточно амбициозные и эффективные менеджеры. Можно ожидать, что по двум секторам, таким, как здравоохранение и образование, все же будет серьезное движение вперед.
Назначение Хуснуллина тоже выглядит очень амбициозным. Он очень эффективный менеджер, но, конечно, нужно понимать, что он принесет с собой частично критику со стороны тех московских резонеров, которые были недовольны столицей. Однако его амбициозность известна, он эффективный профессионал, и можно ожидать, что на своей позиции добьется серьезных результатов.
Наконец, четверо из назначенных министров проходили или сейчас проходят так называемую Школу губернаторов, то есть это подчеркивает последовательность кадровой политики президента по обновлению, подчеркивает, что эффективно работает система кадрового резерва, которую предложила и проводит его администрация.
На своих постах остались Шойгу и Лавров. Их считают высочайшими специалистами в своих сферах, и сохранение за ними постов – это еще одно доказательство их высокого профессионализма и поддержки со стороны президента».
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем:
«Кадровой революции никто не обещал. Нужно понимать, почему правительство меняется. Причины две. Первая – обновление министерств связано с имиджем страны. Ушли те, о ком хуже всего говорили в обществе. Но это не значит, что они хуже по результатам деятельности. Раньше всех собак вешали на Голодец, и поэтому Голикова оставалась вне сферы внимания населения. Теперь мы видим смену министров просвещения и здравоохранения. Если мы говорим о большинстве отставок, они связаны с политическим вопросом приемлемости правительства для населения. Это вопрос даже не компетенции, а восприятия.
Второй аспект заключается в треугольнике «первый вице-премьер Андрей Белоусов – министр экономического развития Максим Решетников – министр финансов Антон Силуанов. В старом составе кабинета был перекос в сторону Минфина. И единственным светом в окошке был бюджет. А если мы все вкладываем в бюджет, то экономики не будет, потому что затраты бюджета являются доходами бизнеса, а это – драйвер развития. Если бюджет не тратит, то это плохо. Потому важен баланс между Министерством экономического развития и Минфином. Нахождение отдельного первого вице-премьера само по себе важный шаг, тем более он наследственный представитель госклана.
Максим Решетников является человеком с большим опытом регионального развития экономики. Это федеральный бюджет гарантированно получает деньги от продажи нефти, газа и оружия, а региональный бюджет живет сам по себе. И Решетников знает эти нюансы.
Что касается назначения Марата Хуснуллина на пост заместителя председателя правительства, тут две стороны. Одна – очевидные успехи, другая – успехи эти в Москве. Я не уверен, что они могут сработать в правительстве.
Порой возникают вопросы, почему Мишустин привел именно этих управленцев и почему не назначены люди, близкие Алексею Кудрину. Надо понимать, что Михаил Мишустин привел в правительство тех, с кем будет непосредственно работать. Это жесткий профессионал и вряд ли является «чьим-то», на него нелегко влиять. И не стоит забывать, что Мишустин больше премьер-администратор и не будет активно заниматься политикой. А Алексей Кудрин занимается и политикой тоже. Новое правительство в большей степени технократическое, что в условиях перехода очень удобно. Ведь любая перестройка – это ослабление иммунитета, и дополнительные якоря опасны».
Игорь Минтусов, политтехнолог, учредитель PR-компании «Никколо М»:
«Те, кто сохранил свои посты в новом министерстве, устраивают президента страны. Отмечу, что министр здравоохранения Вероника Скворцова была слишком непопулярна у населения. Так что ее замена была логичной. Также глава государства давно присматривался к своему помощнику по экономическим вопросам Андрею Белоусову, поэтому и последовало его назначение на пост первого заместителя председателя правительства страны.
Министерство по делам Северного Кавказа было упразднено, чтобы, на мой взгляд, не придавать этому региону дополнительную особую значимость. Достаточно вполне авторитетной личности Рамзана Кадырова».
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
«Новый кабинет министров представляет собой правительство роста. Олицетворяет этот курс назначенный первый вице-премьер Андрей Белоусов. При этом сохранили свои позиции такие управленцы, как министр финансов Антон Силуанов и заместитель председателя правительства Татьяна Голикова. Они должны гарантировать стабильность кабинета.
Упразднено Министерство по делам Северного Кавказа. Причин две. Первая – оптимизация, а вторая заключается в перенесении точки системной ответственности за Северный Кавказ в полпредство, которое теперь возглавляет бывший генеральный прокурор страны Юрий Чайка. Востребованы люди с конкретным проектным опытом, этим и обусловлены назначения вице-премьера Марата Хуснуллина, заместителя председателя РФ Дмитрия Чернышенко и министра экономического развития Максима Решетникова.
Также отмечу, что сохранили свои позиции такие известные министры, как Сергей Лавров и Сергей Шойгу. Это обусловлено их опытом, высоким авторитетом и доверием населения».
Фото: kremlin.ru