Редакция «ФедералПресс» / Роман Колесников
Москва
7 ФЕВРАЛЯ, 2020
Сегодня состоялось совместное расширенное заседание Государственного совета и Совета при президенте по науке и образованию, на котором губернаторы представили сформированные в мастерской управления «Сенеж» инициативы по расширению полномочий регионов в сфере образования. В ходе мероприятия идеи глав регионов были утверждены президентом Владимиром Путиным. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В преддверии Госсовета губернаторы два дня в формате мозговых штурмов работали в Подмосковье в мастерской госуправления «Сенеж». В результате этой деятельности главы регионов сформировали свой список предложений: увеличить целевой прием в региональных вузах, включить работодателей в процесс подготовки необходимых для них кадров, дать регионам возможность финансировать научные разработки в региональных вузах.
О результатах заседания губернаторской рабочей группы «ФедералПресс» подробно писал вчера.
Прежде чем начать совместное расширенное заседание Государственного совета и Совета при президенте по науке и образованию, Владимир Путин вручил награды молодым ученым – психологу Александру Вераксе, физику Сергею Макарову и биологу Марине Ширмановой.
На торжественном вручении президент сказал фразы, которые определили тон всей повестки дня. Он напомнил, что атомный и космический проекты создавали совсем молодые люди, а в России уже скоро должна появиться широкая прослойка ученых моложе 40 лет. По научным меркам это, конечно же, молодые кадры. «Государство продолжит развитие приборной базы наших научных организаций и вузов, исследовательской инфраструктуры, включая объекты класса мегасайенс. На эти цели в рамках нацпроекта «Наука» выделяются значительные ресурсы – более 220 миллиардов рублей. До конца 2022 года предстоит запустить коллайдер НИКА в подмосковной Дубне, к концу 2023 года – установку СКИФ в Новосибирске», – порадовал Путин присутствовавших в зале исследователей.
В преддверии заседания губернаторы отвечали на вопросы журналистов. Например, глава Ленинградской области Александр Дрозденко стал рассказывать о целевом наборе для обучения профессиям из топ-50 самых актуальных в регионе. «Нововведения – это улица с двусторонним движением», – подчеркнул он.
Сахалинский глава Валерий Лимаренко заметил, что сейчас образование не всегда дает нужный импульс, не может решить всех задач. Для искоренения этой проблемы Госсовет, собственно, и собрался. Хотя кто-то справлялся и своими силами. Губернатор Рязанской области Николай Любимов рассказал о том, что у него в регионе открыто 15 кафедр на заводах.
Сидевшая на Госсовете по левую руку от президента вице-премьер Татьяна Голикова (курирует в правительстве вопросы образования и ведущие университеты ) еще до начала мероприятия пояснила смысл подготовленных для заседания предложений: в региональных вузах будет увеличено количество бюджетных мест, и это только первые шаги. Дальше – больше.
Дальше пришел Владимир Путин и началось заседание. «Уже с 2021 года – причем ежегодно – мы будем увеличивать количество бюджетных мест и отдавать их вузам именно в регионы, и прежде всего именно в такие регионы, которые нуждаются в современных, молодых, перспективных кадрах. Вы все из регионов Российской Федерации и знаете, какова потребность в таких кадровых ресурсах на местах. Она постоянно растет в связи с ростом экономики. В общей сложности за четыре года на эти цели планируем дополнительно направить порядка 70 миллиардов рублей», – президент внес конкретику в то, о чем Татьяна Голикова говорила до начала заседания.
После этого Путин поручил федеральному правительству «реализовать комплекс мер по модернизации всей системы высшего образования в регионах». Теперь решению этой задачи будут посвящены профильные и другие нацпроекты, у которых после этих, пожалуй, началась новая жизнь.
Президент сформулировал три главных предложения. Во-первых, нужно избавиться от «вузов-пустышек», во-вторых, «передовая инфраструктура вузов – это настоящий мотор развития городской среды». Поэтому уже в текущем году на ремонт вузов, развитие студенческих городков из бюджета будет потрачено 22 миллиарда рублей. И наконец, в-третьих, нужно создать конкурентную и привлекательную для молодежи и сильных преподавателей сеть региональных вузов.
А затем Путин сделал прямо-таки революционное заявление:«В целом считаю необходимым наделить субъекты Федерации реальными полномочиями по развитию не только колледжей и техникумов, но и расположенных на их территориях организаций науки и высшей школы».Надо ли говорить, как обрадовались этому нововведению главы субъектов Федерации?
Обрадовались и начали выступать. Но не только они – в зале сидели также и деятели науки, и самые настоящие практики, создающие новые образовательные стандарты. Например, директор школы «Сириус» Елена Шмелева говорила о том, что хотя границы между уровнями образования стерлись, но они все равно есть! Это явление называется междисциплинарность.
Профессиональное сообщество в целом поддержало идеи, высказанные на Госсовете, однако некоторые экспертывыражали свои опасения насчет последствий реформирования образования.
Доцент кафедры политологии и международных отношений Российского государственного университета Анастасия Рудницкая в беседе с журналистом «ФедералПресс» предупредила о недопустимости «механических действий» в деле объединения региональных вузов. Эксперт напомнила о тех проблемах, когда в свое время в Москве происходило объединение Российской академии госслужбы и Академии народного хозяйства в единый вуз РАНХиГС. «Очень волнуются мои коллеги сейчас в связи с подразделением университетов на федеральные, региональные, опорные… Это же будет продолжаться! Это очень субъективная форма, которая должна скрупулезно быть продумана на всех этапах ее реализации», – поделилась своими опасениями Рудницкая.
Политолог Наталья Елисеева предложения президента поддержала. «Затронутая президентом тема вузов-пустышек напрямую влияет на качество образования студентов. Вузы, где можно легко и непринужденно купить диплом, приводят к обесцениванию образования в целом. Предложение президента нацелено не только на возвращение ценности высшего образования, но и на получение взвешенного подхода к образованию со стороны абитуриентов и их семей», – резюмировала эксперт.
Уже после губернаторов на Госсовете выступил директор престижнейшей школы № 239 города Санкт-Петербурга Максим Пратусевич. Он заметил: раньше говорили о социальной лестнице, а теперь – о социальном лифте, который поднимет тебя наверх, если у тебя есть хорошее образование. «Лифт сам едет!»– заключил Пратусевич.
Конечно, едет. С сегодняшнего дня его сам президент запустил.
Фото: kremlin.ru