Редакция «ФедералПресс» / Рустам Юнусов
Москва
18 ФЕВРАЛЯ, 2020
Вопрос лекарственного обеспечения в правительстве РФ решается в оперативном режиме. В конце минувшей недели вице-премьер Татьяна Голикова завила, что Минздрав проработает вопрос о снятии ограничений, которые не позволяют медицинским учреждениям участвовать в закупке зарубежных препаратов для онкобольных. Сообщество онкологов восприняло новость с оптимизмом. Как развивался кризис? К каким последствиям он привел? И что теперь будет? Подробности – в материале «ФедералПресс».
В 2018 году на рынке медикаментов обозначилась серьезная проблема – пропали базисные препараты, а на их месте появились дженерики сомнительного качества. Как рассказали «ФедералПресс» онкологи, за два года снизилась эффективность терапии пациентов онкогематологического профиля.
«Увеличилось количество обращений с рефрактерными и рецидивными формами заболевания. В связи с тем, что с рынка ушли базисные препараты, которые мы использовали в онкогематологии, заменить мы их ничем не могли. С середины 2019 года мы были вынуждены даже отказывать некоторым пациентам в госпитализации, потому что отсутствовали те препараты, которые входят в протоколы лечений, и без них проведение лечений невозможно», – рассказала «ФедералПресс» заведующая отделением трансплантации костного мозга Российской детской клинической больницы Елена Скоробогатова.
Врачебным сообществом была проанализирована выживаемость у детей с диагнозом «острый лимфобластный лейкоз». При том, что был заменен всего лишь один препарат, показатель упал на 20 %. «Это у тех детей, у которых мы могли обеспечить выздоровление более чем в 90 % случаев, – отметила Скоробогатова. – Конечно, нужно ориентироваться на отечественную фарминдустрию, но роль российского производителя зачастую сводится к функции фасовщика сомнительной, порой некачественной китайской, порой индийской субстанции».
Как поведали врачи, дело далеко не в том, что пациентов необходимо лечить исключительно иностранными международными препаратами. Логика заключается в другом – при замене препарата на дженерик с недоказанной эффективностью и токсичностью протокол лечения серьезного заболевания часто оказывается невыполнимым. Как рассказал «ФедералПресс» заведующий отделением трансплантации гемопоэтических стволовых клеток № 2 НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Дмитрий Балашов, большинство таких протоколов основано на исследованиях, которые продолжаются уже несколько десятков лет. Балашов привел в пример протокол лечения острого лимфобластного лейкоза. «На протяжении трех десятков лет была создана и создается до сих пор схема лечения, и протокол принес фантастический результат. В начале 90-х годов выживаемость пациентов была 7 %, а сейчас – 95–98 %», – рассказал Балашов.
По его словам, выстраивались такие протоколы шаг за шагом. Когда же производители ушли с российского рынка, встал вопрос, что дальше делать. «Теперь мы должны забыть о том, что создавалось, и начать сначала? С гибели пациентов? Вернуться если не к 7 %, то к 50 % выживаемости? Мы лечим не простудные заболевания, не насморк, а заболевания, от которых зависит жизнь пациентов», – размышляет Балашов.
По словам медика, дженерики, которыми заменяются исчезнувшие препараты, нельзя считать точными копиями. Их субстанция может содержать различные примеси, которые могут обеспечить побочный эффект, токсичность. Перед применением такой препарат должен пройти несколько фаз клинических исследований. Поэтому сегодня онкологи говорят о необходимости возвращения на рынок ряда иностранных лекарств.
Больше всего онкологи ждут возвращения препаратов для химиотерапии и антибиотиков. Минздрав уже прорабатывает вопрос о снятии с некоторых зарубежных медикаментов ограничений, мешающих закупать их на торгах. Кроме этого, премьер-министр Михаил Мишустин провел совещание о совершенствовании онкологической помощи, где прозвучали комплексные предложения кабинета министров, направленные на улучшение ситуации с препаратами для лечения онкологии. Например, Росздравнадзор будет проводить анализ соответствия российских медикаментов их зарубежным оригиналам, а также будет проработана возможность контроля за наличием лекарств в обращении в регионах.
Вероятно, также будут ограничены правила, действующие с 2015 года, согласно которым при госзакупке лекарств из списка жизненно необходимых зарубежным фармкампаниям отказывали, если в России существовали как минимум два аналога.
Шаги правительства высоко оценили в сообществе онкологов. «Вопрос сейчас быстро решается с тем, чтобы допустить те препараты, которые зарекомендовали себя. Это очень хорошие шаги, которые позволят группе больных оказывать нормальную помощь мирового уровня», – заявил в беседе с «ФедералПресс» директор Московского клинического научного центра имени А. С. Логинова Игорь Хатьков.
Высоко оценили действия кабинета министров и в профильном комитете Государственной думы. «То, что сейчас премьер-министр поручил разработать некие механизмы, при которых можно будет закупать оригинальные лекарственные препараты, закупать их по торговому наименованию – это, конечно же, огромный плюс. Это отразится на здоровье наших пациентов. Будут развязаны руки врачам и тем, кто непосредственно участвует в лечении этих больных», – прокомментировал член комитета ГД РФ по охране здоровья Борис Менделевич.
До 14 марта Минздрав должен проработать проект перечня необходимых лекарств, закупка которых производится по торгам. Зарубежные медикаменты вновь могут вернуться на российский рынок уже в течение нескольких месяцев.
Фото: unsplash.com