Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Очень странная политика». Что стоит за поездками Мишустина и членов его кабинета по регионам

Редакция «ФедералПресс» / Роман Колесников
Москва
13 МАРТА, 2020

Под руководством Михаила Мишустина российское правительство стало значительно больше внимания уделять регионам. Новый премьер-министр лично стал объезжать проблемные субъекты РФ, это же он поручил своим заместителям и другим членам кабинета министров. Первые деньги на региональное развитие уже выделены. Являются ли эти меры популистскими? И каким регионам адресная помощь действительно поможет? Разбирался «ФедералПресс».

Более 10 миллиардов за месяц

С самого начала исполнения Михаилом Мишустиным своих полномочий стало ясно, что станет приоритетом деятельности нового правительства: национальные проекты. Кроме прямых заявлений о важности их выполнения, о приоритетах нового правительства косвенно стало понятно и по назначению Андрея Белоусова первым замглавы российского правительства. Именно Белоусов изначально являлся одним из кураторов и вдохновителей модернизации российской экономики при помощи нацпроектов.

Однако далеко не все российские регионы в силу социально-экономической ситуации оказались способны вписаться в планы по совершенствованию национальной экономики. Еще в июне прошлого года с этих позиций были выбраны наиболее проблемные: Адыгея, Чувашия, Калмыкия, Карелия, Тыва, Марий Эл, Республика Алтай и Алтайский край, Псковская и Курганская области.

С приходом нового правительства старые проблемы никуда не делись. «Мы начинаем поездки по регионам. Мы хотим, конечно, посмотреть в реальности, как обстоят дела, встретиться с людьми, услышать их мнение», – заявил в первой половине февраля Мишустин.

После этого премьер посетил Новгородскую и Курганскую области, его заместитель Виктория Абрамченко в начале марта нанесла визит в Иркутскую область. В общей сложности за это время – с десятых чисел февраля до 12 марта – правительство пообещало регионам более 10 млрд рублей.

Саратовской области – 874 млн рублей на модернизацию социальной и инженерной инфраструктуры; Амурской области, Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ЕАО) – более 2,5 млрд рублей на социальную поддержку граждан и утраченное в результате августовского паводка 2019 года жилье; Иркутской области – более 3 млрд рублей на социальную поддержку граждан, которые потеряли жилье в результате июньского наводнения 2019 года.

Кроме того, было заявлено, что каждый из отстающих регионов в рамках программы индивидуального экономического развития в период с 2020 по 2024 год получит финансирование в размере 5 млрд рублей. Первой новые денежные вливания получила Курганская область. Правда, пять миллиардов – это на пять лет. Но в ходе визита в Зауралье премьер также распорядился выделить 200 млн рублей на исправление ситуации в больнице скорой помощи Кургана, где капитального ремонта не было более 30 лет.

Еще 40 регионов получат свыше 2 млрд рублей на строительство новых спортивных комплексов, спортплощадок и на оснащение их соответствующим оборудованием.

На заседании правительства 17 февраля Мишустин просил министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти «как можно чаще общаться с людьми и посещать регионы». «Чтобы не по бумажным отчетам, а в действительности знать, что нужно людям, что их волнует каждый день. Это абсолютно конкретные запросы, в концентрированном виде они сформулированы в национальных проектах. Их выполнение тоже должно быть не «бумажным», – подчеркнул глава правительства.

Спустя десять дней, 27 февраля, премьер-министр поручил своим подчиненным до 10 марта разработать индивидуальные программы развития депрессивных с социально-экономической точки зрения регионов. К 12 марта в открытом доступе есть только одна такая программа – у Курганской области.

Легкое арифметическое безумие

Для профессора МГУ и РАНХиГС, ученого-регионалиста Натальи Зубаревич остается неясной выборка именно таких десяти регионов с наибольшими социально-экономическими трудностями. По ее мнению, в этом списке, кроме Тывы и Республики Алтай, представлены далеко не самые слаборазвитые территории.

В разговоре с «ФедералПресс» исследовательница напомнила, что объем бюджетов названных областей и республик различается на десятки миллиардов рублей. «Я не понимаю, почему всем регионам дали денег поровну. Это очень странная политика: давать по пять миллиардов каждому региону, хотя они сильно различаются по площади территории, численности населения. Это какое-то легкое арифметическое безумие!» – сделала вывод Зубаревич.

Профессор подчеркнула, что в системе российских межбюджетных отношений уже предусмотрены трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также другие субсидии. «Трансферты выдаются регионам, у которых подушевой региональный доход меньше среднего по стране. Чем он ниже, тем больше трансфертов должно добавляться», – описала она механизм.

В свою очередь политолог Максим Жаров напомнил, что внебюджетные трансферты предназначены для регионов, которые находятся в серьезной ситуации, когда есть большие долги, достаточно ощутимое обострение социально-экономической ситуации, наблюдается недовольство населения низкими зарплатами, пенсиями, какими-то проблемами в ЖКХ.

По мнению Жарова, несмотря на то что все названные проблемными регионы разные, по каждому из них как открытая, так и закрытая социология дает неблагоприятные оценки для властей. «Столь разным областям выделяется по 5 миллиардов для того, чтобы не устраивать между регионами определенную рознь. Конкуренция у нас приветствуется, но сейчас между центром и регионами напряженные отношения в связи с тем, что в некоторых субъектах собираются менять губернаторов», – добавил политолог.

Внутренняя периферия

Принимаемые меры по поддержке регионов вряд ли являются популистскими. Ни для одного из регионов из проблемного списка адресная помощь в пять миллиардов не останется незамеченной. Другое дело, что в России есть куда более проблемные территории, поэтому в этом случае логичнее говорить не о популизме, а об успешном региональном лоббизме.

Вместе с тем ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков отметил, что Мишустин посещает или намерен посетить (в ближайшее время запланирован визит в Костромскую область) регионы, которые редко оказываются в зоне внимания федеральной прессы. Такой же логике подчиняется и география последних поездок Владимира Путина (Псковская, Ивановская области). «Если бы главной целью главы правительства был максимальный и быстрый информационный эффект, для посещения, видимо, были бы выбраны другие регионы», – поделился своим мнением Нейжмаков.

Эксперт считает, что за последнее время центральные власти намеренно стали подчеркивать внимание к территориям, которые воспринимаются как заведомо периферийные. «В 2019 году была принята программа комплексного развития сельских территорий, которая также была направлена на подчеркнуто особое отношение к «внутренней периферии». Именно потому, что внимание к таким регионам не дает быстрого федерального медийного выхлопа, но при этом регулярно подчеркивается: мы, скорее всего, имеем дело именно с долгосрочной стратегией, предполагающей не только публичный интерес, но и подготовку новых практических инициатив для таких территорий со стороны центра», – заключил политолог.

Не станет ли первым шагом подготовки назначение новых губернаторов для таких территорий?

Фото: служба Госдумы РФ