Редакция «ФедералПресс» / Оксана Порицкая
Республика Крым
27 МАРТА, 2020
Набережные крымских городов, которые должны были преобразиться уже к грядущему курортному сезону, представляют собой полуразрушенные территории. В Саках из-за неправильного проекта реконструкции исчезли сотни метров золотых песчаных пляжей, как и сам подрядчик; в Евпатории вместе с подрядчиком исчезли 240 млн рублей. Стройки остановлены, возле моря торчит арматура, а местные власти пытаются как-то исправить ситуацию. После этих случаев общественность с осторожностью воспринимает планы по реконструкции набережной в Коктебеле. О крымских набережных, переживших неудачное преображение, – в материале «ФедералПресс».
Муниципальные пляжи Сак, знаменитые своими золотыми песками, сейчас существенно изменились – треть из них засыпана мусором и камнями, местами торчит арматура, частично залита опалубка под будущую набережную. Приморская набережная в Саках должна была стать самой протяженной в Крыму – 5,5 км – и самой дорогостоящей. Ее начали реконструировать осенью 2018 года. Стоимость всех работ оценили в 1,147 млрд рублей.
Однако уже тогда ученые и общественники говорили, что проект, одобренный Главгосэкспертизой, составлен неправильно – без учета местной геологии, и стройка просто уничтожит золотые пляжи, которые являются гордостью курорта. Прогнозировали также подмыв основания стены набережной и ее дальнейшее разрушение.
«Как мы предсказывали, что пляжи размоет и песок заменится на гальку, так и произошло. Кроме того, сейчас обнажилась конструкция, где лежит канализационная труба, которую, кстати, проложили не по проекту. И теперь есть угроза, что выпуск даст трещину и все стоки окажутся на пляже. По-хорошему все это надо разобрать, иначе будет еще хуже, но у нас такая бюрократия, что это вряд ли возможно», – говорит ведущий научный сотрудник Морского гидрофизического института РАН, доктор географических наук Юрий Горячкин.
Ситуацию усугубляют и проблемы с подрядчиком. Набережную должны были сдать до конца 2019 года, однако сроки продлили якобы из-за сложностей освоения ФЦП – сначала до 2021 года. В декабре прошлого года строители ушли с объекта, отказавшись продлевать банковскую гарантию, после чего администрация Сак разорвала с ними контракт в одностороннем порядке. По данным заказчика работ, «СакиИнвестПроекта», объект к тому момент был готов лишь на 20 %. Стройку заморозили, а на подрядчика, который не вернул аванс в 285 млн рублей, подали в суд.
Теперь, по словам заместителя главы администрации Сак Тимура Асанова, потребуется еще как минимум год, чтобы провести торги на проектно-изыскательные и строительно-монтажные работы и найти нового исполнителя. Сроки сдачи набережной вновь сдвинулись – теперь уже власти надеются открыть ее хотя бы в 2022 году.
«Бетонные набережные неактуальны лет 30–40, от этой практики отказались во всем мире. Наоборот, есть тенденция к сохранению естественности. Но у нас это бетонное мышление остается. То, как сейчас во всем мире оформляют пляжи, это очень дешево, а потому невыгодно. А все закатать в бетон выгодно и проектировщику, и строителю. В этом и беда», – считает Юрий Горячин.
Практически аналогичная ситуация сложилась и в соседней с Саками курортной Евпатории. Здесь во время реконструкции приморской набережной стоимостью 770 млн рублей тоже пропал подрядчик, а вместе с ним и миллионы рублей, выделенные ему в качестве аванса. Точнее, около 240 миллионов – нецелевое использование выявило Федеральное казначейство. Объект, к слову, также ремонтируется в рамках ФЦП.
Два года ремонт, начатый в декабре 2017-го, шел только на бумаге. Работы, которые все-таки шли, проводились, как показала проверка Федерального казначейства, с грубыми нарушениями технологий строительства и проектной документации. Так, подрядчик «забыл» укрепить бетонное основание набережной, которое теперь подмывают штормовые волны, а один из волноломов выполнен с критическими нарушениями и подлежит сносу. Плитка в прогулочной зоне и фонтан сделаны тоже не по проекту. Росказначейство нашло и необоснованное завышение стоимости некоторых стройматериалов. Возбуждено уголовное дело по факту халатности.
«Ситуация там сложная. Изначально в проекте были ошибки, строители даже исправили проект в лучшую сторону, а теперь проектировщики хотят на них все проблемы списать. Нельзя сказать однозначно, чья там вина. Сам поход изначально неверен – мы много раз говорили о том, что должен быть единый подход для всего побережья, нельзя защищать пляжи кусочками», – говорит Юрий Горячкин.
По словам крымского министра строительства и архитектуры Михаила Храмова, заказчик работ – ГКУ «Инвестстрой РК» – регулярно требовал устранить замечания и провести работы в соответствии с проектом, но подрядчик с требованиями не соглашался. В декабре 2019 года заказчик все же решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке, а реконструкцию заморозить, оформив набережную как объект незавершенного строительства. Глава Крыма заявил, что из-за не возвращенного прежним подрядчиком аванса невозможно проводить дальнейшие работы.
«Инвестстрой РК» признает, что теперь большинство конструкций придется сносить, а проект переделывать заново – естественно, выделив на это средства из федерального бюджета.
Москва уже приняла решение выделить повторное финансирование с целью завершения строительства этого объекта. Таким образом, общая стоимость работ легко может превысить миллиард рублей. В ближайшее время будет проведена экспертиза, которая определит точную сумму, необходимую на все работы. По мнению экспертов ремонто-строительного портала
www.ruki-iz-plech.ru, это сумма троекратно превышает - смету проекта, которые предложил бы независимый подрядчик.
В январе глава администрации города Роман Тихончук сообщил, что корректировки в изначальный проект внесет технический совет, но процесс это длительный и займет по меньшей мере год.
На очереди в рамках ФЦП реконструкция набережной в Коктебеле, которую планируется провести за два года – до декабря 2022 года. Стоимость проекта рекордная – 4 млрд рублей.
Проект концепции, разработанный московским ООО «Единая строительная компания», градостроительный совет Крыма уже одобрил. За свои услуги москвичи взяли 75 млн рублей. Недавно прошли очередные общественные слушания.
«На данном этапе объект находится на стадии активной подготовки загрузки в государственную экологическую экспертизу. По плану выход из госэкспертизы намечен на август 2020 года», – заявил вице-премьер республики Евгений Кабанов, курирующий строительную отрасль Крыма.
Проектировщики запланировали обустройство пяти новых зон: тихая, парковая, культурно-историческая, спортивно-парковая и фестивальная. На набережной длиной около 12 км появятся беговые и велосипедные дорожки, спортивные и игровые площадки, скверы и ландшафтные парки, зеленые аллеи и фонтаны. Власти также собираются создать инфраструктуру для маломерных судов. Кроме того, проектом предусмотрена отсыпка пляжей, которая увеличит их площадь практически вдвое – с 23 до 47 тыс. кв. метров. Построят и новые инженерные сети: освещение, водоснабжение, канализацию, ливневку. Реконструкцию проведут на участке от комплекса «Белый грифон» до спасательной станции на ул. Десантников.
«Возникает вопрос, почему реконструкция набережной ограничивается «Белым грифоном», который незаконно построен на пляже, и эллингами за ним, перекрывающими проход к морю. Почему это все не снести? «Белый грифон» построен на земле, выделенной в свое время сыну бывшего мэра под строительство дайвинг-центра. Перед зданием сделали огромный бетонный выступ в море, а под ним вымыло пустоты – рано или поздно это все окажется в море. Из-за этого бетона также начали вымываться пляжи в центре Коктебеля. До сих пор неясно, будет ли яхтенная марина: на всех обсуждениях этот вопрос обходится стороной. Но ее предварительно рисуют в районе этого же «Белого грифона». Для нее нужно потратить еще 2 млрд рублей на укрепление береговой линии. И случайным образом попадает под укрепление кусок берега, где расположена дача телеведущего Евгения Киселева – основного лоббиста яхтенной марины», – говорит общественный деятель Александр Талипов.
Подрядчика строительно-монтажных работ определят до конца текущего года, в этих же числах начнутся и первые работы на объекте. До этого срока пройдет оценка рыночной стоимости с учетом упущенной выгоды за период реализации проекта и выкуп у жителей Коктебеля объектов недвижимости, попадающих в зону реконструкции. Для реализации проекта изымут 43 участка.
«Стоимость проекта большая. Если будет какая-то федеральная структура, которая возьмет на себя функцию определения тех предприятий, которые будут проводить работы, то такая модель может принести результат. Если единого подрядчика будут определять на местах, то это утопия – можно вспомнить Олега Казурина, который сейчас сидит в тюрьме. Итогом такого «ручного управления» стало множество объектов ФЦП, которые до сих пор не могут достроить», – говорит Александр Талипов.
Фото:my-evp.ru, saki.rk.gov.ru.