Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
8 АПРЕЛЯ, 2020
«Справедливой России» спустя неделю после заявления ее лидера Сергея Миронова о прекращении политической борьбы так и не удалось стать волонтерской организацией. Именно на добровольчество и помощь в борьбе с коронавирусом Миронов обещал направить усилия однопартийцев. Очередной лозунг остался лозунгом, как и многие другие. Коронавирус приблизит партию эсеров к ликвидации или, напротив, это шанс для восстановления утраченных позиций? Расскажем в материале «ФедералПресс».
Заявление Сергея Миронова о приостановке политической деятельности «Справедливой России» после его публикации 31 марта крупнейшими государственными агентствами разлетелось по СМИ молниеносно. «Я как председатель политической партии «Справедливая Россия» объявляю, что политическая партия «Справедливая Россия» приостанавливает всю политическую работу. И я обращаюсь к членам партии «Справедливая Россия»: в эти непростые времена необходимо всю нашу деятельность направить на помощь гражданам, работникам здравоохранения, волонтерам. Никакой политической работы – только реальная поддержка нашего населения», – приводит слова Миронова РИА Новости.
Между тем сейчас на официальном сайте СР размещено уже другое, существенно скорректированное обращение. «Наша партия продолжает свою работу. Ни о каком прекращении политической деятельности речи не идет. Это невозможно. А вот политическую борьбу самое время прекратить», – заявляет все тот же Миронов.
В 2007 году, когда «Справедливая Россия» впервые участвовала в парламентских выборах, результат на тот момент новичков-эсеров оказался неплохим – 7,74 %. Расцветом для партии стал 2011 год – год «белых ленточек» (в то же время крахом для самого Миронова, поддержавшего оппозицию и лишившегося поста спикера Совета Федерации). Тогда эсеры получили 13,24 % голосов избирателей. Но уже в 2016 году партия заскочила в последний вагон уходящего поезда – за нее проголосовали всего 6,22 %. На фоне борьбы с пандемией коронавируса в России, где волонтерство стало едва ли не национальной идеей, переориентирование целой политической партии в сторону добровольчества теоретически могло бы помочь «Справедливой России» (медленно, но верно умирающей) выбраться из затянувшегося кризиса.
А что на самом деле? Лента новостей официального сайта «Справедливой России» заполнена огромным количеством новостей, содержащих скорее политические призывы. Большинство из них очень далеки от волонтерской деятельности. Только за 7 апреля таких новостей опубликовано девятнадцать. «Сергей Миронов призвал правительство рассмотреть возможность снижения цен на ГСМ», «Сергей Миронов: расходы граждан, которые тратят на лекарства более 10 % дохода, надо компенсировать», «Сергей Миронов: надо поднять врачам зарплату на 200 % и застраховать тех, кто работает с больными коронавирусом» – это лишь небольшая часть заголовков. За собственным пиаром партийный лидер следит даже в условиях «отказа от политической борьбы» и противостояния коронавирусу.
Ничего удивительного в этом, впрочем, нет. «ФедералПресс» в феврале прошлого года писал о начале перезагрузки «Справедливой России». Тогда в стенах Госдумы Миронов собрал представительное экспертное сообщество. Ряд экспертов советовали: партия сможет подняться вновь на… популизме. Политолог Валерий Соловей отмечал, что у россиян нет, как это было, например, в 2014 году, патриотического запроса, нет стремления к социальной справедливости, поэтому «будущее – за популистской партией, которая поднимет знамя борьбы с истеблишментом». Политолог Олег Бондаренко говорил, что в современных условиях «быть популистом нормально – значит, выступать за то, чего хочет народ». Экономист Михаил Делягин заявлял, что «популизм сегодня – это символ демократии».
Нового политического проекта Миронову создать тогда не удалось. Да и нынешняя попытка ориентироваться на волонтерство пока тоже выглядит блекло.
Генеральный директор Коммуникационного агентства ActorДмитрий Еловский констатирует, что у «Справедливой России» «очень давно проблемы с позиционированием». «Когда-то они пытались предложить избирателю модель умеренного европейского социализма. Но, по сути, в эту сторону двинулись «Единая Россия» и вся исполнительная власть, а у СР просто не осталось своей ниши. Новую партия так и не нашла, – отмечает эксперт. – Как итог: глубочайший внутренний кризис, который провоцирует постоянные метания. У партии нет понятной позиции в политическом пространстве, избирателю она все меньше понятна».
Вот и в этот раз, по словам Еловского, Миронов пытался сказать: «Мы сейчас не будем заниматься политикой, а будем помогать людям». Эсеры все ниже скатываются с политического Олимпа. «Тем самым он окончательно добивает позиционирование СР как политической партии, – убежден политолог. – Как бы у нас в стране ни относились к политике, партия только политикой и должна заниматься – этого от нее ждут избиратели. Отказ от политической деятельности – это фактически отказ от существования партии. Проблема в том, что в руководстве СР этого не понимают, поэтому и свою позицию никак не могут найти».
Политолог Аббас Галлямов называет отказ от политической борьбы эсеров «пасом в сторону Кремля». «Миронов надеется, что этот его призыв понравится Путину, – полагает эксперт. – Избиратель на это не обратит никакого внимания. Ни плюсов, ни минусов эсеры с помощью такого шага в его глазах не заработают».
Эсеры, отмечает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков, не единственная партия, которая из-за доминирования коронавирусной темы попала в слепую зону для общественности. «По данным ВЦИОМ, рейтинги всех трех думских оппозиционных партий к концу марта продемонстрировали определенное падение, – напоминает Нейжмаков. – Тем не менееу «Справедливой России» есть и поводы для оптимизма. Во-первых, сейчас в той же слепой зоне оказываются и недавно созданные партии, которые в той или иной мере могли претендовать на ее электорат. Во-вторых, в ближайший единый день голосования выборы пройдут и в регионах, где у «СР» неплохие стартовые позиции (например, в Челябинской области)».
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский