Редакция «ФедералПресс» / Ксения Мамврийская
Свердловская область
14 АПРЕЛЯ, 2020
Пандемия коронавируса привела к небывалому в истории Среднего Урала открытому конфликту между духовной и светской властью. В этой ситуации посредником мог стать Фонд святой Екатерины, имеющий прочные связи с обоими оппонентами, но он пока отмалчивается. О том, какие страсти разгораются в Екатеринбурге на Страстной седмице и почему молчание не всегда золото, – в материале «ФедералПресс».
Начало православной Страстной седмицы в Екатеринбурге ознаменовалось скандалом. В Вербное воскресенье губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев опубликовал на своей странице в Instagram фото многочисленных прихожан храма святого Пантелеимона, настоятелем которого является руководитель епархиального телеканала «Союз» архимандрит Димитрий (Байбаков). По мнению Куйвашева, в данном случае «ни о каком социальном дистанцировании речи не идет». Губернатор задался вопросом, значит ли для православных здоровье меньше, чем празднования в храмах.
Епархия ответила настоящей отповедью, фактически обвинив пиарщиков главы региона в подтасовке. В епархиальной пресс-службе заверили, что прихожане получают маски и антисептик, а разметка не дает им подходить близко друг к другу. Заодно епархия обратила внимание властей на малое количество тест-лабораторий, дефицит масок, работающие магазины и парикмахерские. Она обвинила руководство области в «особом стремлении закрыть храмы под предлогом распространения вируса».
Отметим, что подобная ситуация является не единственной в России. Московская патриархия изначально публично обещала не закрывать храмы от прихожан, но затем пошла на попятную. Из-за отсутствия четкой позиции архиереи оказались предоставлены сами себе. Многие из них воспринимают закрытие храмов на Страстной седмице как демонстрацию слабости и утрату источника доходов. Тем не менее некоторые митрополиты, например, красноярский Пантелеимон и ростовский Меркурий, опубликовали совместные с губернаторами заявления, в которых призвали к дистанционной молитве. Очевидно, Евгений Куйвашев ожидал того же от митрополита Кирилла, но не встретил понимания.
«Сама природа конфликта возникает по двум причинам. Во-первых, у губернатора большое и, вероятно, искреннее желание минимизировать риски распространения инфекции в регионе, закрыть как можно больше сервисов, мест скопления народа. Но он не может сделать этого с храмами, он может только просить, выражать сожаление, что это не сделано. Во-вторых, губернатор реагирует на запрос общества, которое очень сильно поляризовано вокруг того, что храмы продолжают работать. Людей очень сильно угнетает, что власть заставляет все везде закрываться, всех запирает дома, но храмы продолжают работать», – объяснил корреспонденту «ФедералПресс» социолог Дмитрий Руденкин.
По мнению политолога Аббаса Галлямова, кризис не создал новых конфликтов, но обострил и вывел наружу прежде скрытые противоречия.
«Похоже, что екатеринбургская епархия сочла областную власть слабой и решила, что она вполне может себе позволить подвинуть ее в публичном пространстве. Очевидно, что глава епархии – человек амбициозный и хочет, чтобы с ним считались», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».
Между тем именно в Екатеринбурге можно было достичь желанной «симфонии» церковно-государственных отношений даже в столь непростой ситуации. Дело в том, что в городе существует Фонд святой Екатерины, который близок как к областным властям, так и к епархиальному руководству.
«У них есть ресурсы, к ним должны прислушиваться в епархии, они спонсор строительства храма, а деньги в жизни православной церкви играют большую роль», – объяснил корреспонденту «ФедералПресс» политолог Константин Калачев.
Фонд мог бы выступить в качестве примирителя и на том основании, что в прошлом году сам Куйвашев принял активное участие в разрешении конфликта вокруг храма святой Екатерины. Как известно, для православных противостояние закончилось вполне благополучно: собор будет построен в центре Екатеринбурга, а не на окраине, как требовали его противники. В то же время сквер у драмтеатра, на котором планировалось возвести храм ранее, остался незастроенным. По мнению Дмитрия Руденкина, у епархии из-за этого могли сохраниться «болезненные ощущения».
«У них очень большая обида осталась, теперь они ни на какие уступки не пойдут из принципа», – объясняет он резкость позиции митрополии. Что касается фонда, то он – по крайней мере, на словах – подчеркивал важность «стабильности, мира и недопущения гражданского противостояния».
Теперь же храмоздатели отказались от каких-либо публичных выступлений по поводу открытого конфликта губернатора с епархией, не став примерять на себя роль миротворцев. Православная активистка Оксана Иванова и вовсе назвала Куйвашева «коварным и злопамятным врагом церкви». Хотя формально она не связана с фондом, в прошлом году активистка прославилась именно систематическими заявлениями в поддержку собора: еще тогда она требовала отставки губернатора за остановку строительства в сквере.
По мнению Константина Калачева, отказ фонда от посредничества помешает ему найти понимание в обществе.
«Учредители фонда, в отличие от рядовых прихожан, люди продвинутые. Бабушки и дедушки могут не понимать все риски и угрозы, а эти прекрасно понимают. Если бы они думали не о зданиях, а о людях, они могли бы заработать очки, демонстрируя заботу о прихожанах, для которых они и хотят построить храм», – заявил он. Рациональный подход мог бы примирить с фондом даже его оппонентов, считает политолог.
Без посредников конфликт может выйти на более серьезный уровень: сравнительно небольшой рост заболеваемости и один из самых высоких в стране процент выздоровевших – предмет гордости Евгения Куйвашева, который он будет защищать любыми способами. Как показала судьба экс-главы Коми Сергея Гапликова, провалы в борьбе с коронавирусом могут стоить губернатору карьеры. К слову, глава сыктывкарской епархии, звезда телеканала «Союз» архиепископ Питирим, как и Кирилл, занял непримиримую позицию по отношению к ограничениям.
В такой ситуации судьба екатеринбургского митрополита будет решаться на уровне патриарха Московского и всея Руси, считает политолог Михаил Коробельников.
«Формально митрополит все-таки подчиняется патриарху, нравится это ему или не нравится. Вступать в силовой конфликт с церковью было бы глупо», – прогнозирует он.
Православные же активисты, группирующиеся вокруг Фонда святой Екатерины, из провластных в недалеком будущем могут превратиться в оппозиционных. Комментируя заявление Оксаны Ивановой, политолог Алексей Макаркин написал на своей странице в Facebook:
«Их [радикально настроенных прихожан] мало, и какой-либо серьезной политической силой они не являются (тем более что многие из них и не голосуют, ожидая, когда Господь дарует России православного государя). Оскорбленные чувства некоторых из них можно было использовать в борьбе с либералами, но уже история с фильмом «Матильда» показала, что эти же чувства могут быть обращены и против истеблишмента».
В Фонде святой Екатерины не стали комментировать ситуацию корреспонденту «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева