Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

У России большой потенциал для привлечения путешественников со всего мира. Почему туризм становится нацпроектом

Редакция «ФедералПресс» / Владимир Туркин
Москва
15 ИЮНЯ, 2020

В следующем году в России может появиться еще один – 14-й национальный проект, который правительство разрабатывает с целью развития внутреннего и въездного туризма. О том, как этот шаг изменит туристическую отрасль и какие перспективы ждут любителей путешествий по родной стране, с «ФедералПресс» поделился президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин, который в составе рабочей группы принимал участие в разработке нового нацпроекта. Читаете и смотрите мнение эксперта на наших каналах.

Туристический потенциал России безграничен

Россия удивительная страна, которая обладает огромным потенциалом для привлечения туристов со всего мира. Она занимает одну шестую часть суши, и природа ее наградила уникальными природными ландшафтами. Камчатка, Сахалин, Арктика, Кавказ – это уникальные, манящие даже самого искушенного туриста места. Такого разнообразия больше нет нигде в мире, но туристическая отрасль в нашей стране занимает незаслуженно одно из последних мест в экономике. Ее доля составляет всего 1,5 % в структуре ВВП, в то время как среднемировой показатель – 10 %. Александр Калинин считает, что сегодня сложились все условия, чтобы в коРусское национальное единство *запрещены в РФ">рне изменить ситуацию.

«Сейчас, когда отменены все международные рейсы и мы вдруг из-за пандемии коронавируса оказались запертыми внутри станы, самое время принять решение о том, как нам обустроить для развития туристической отрасли собственную страну. У России большой потенциал, чтобы не только наши граждане, но и путешественники всего мира стремились посетить здесь природные заповедники и познакомиться с разнообразием культурных традиций нашей страны. Сегодня с уверенностью можно сказать, что дело сдвинулось с мертвой точки. Решение о том, что такой нацпроект нам необходим, принято», – отмечает Калинин.

Для чего туристу нацпроект?

Решения об ускоренном развитии туристической отрасли российским правительством принимались неоднократно. В прошлом году была утверждена стратегия развития туризма на период до 2035 года, в которой прописаны достаточно амбициозные цели и пути их достижения. В частности, объем туристических услуг планируется увеличить почти в пять раз, до 16,3 трлн рублей в год, экспорт услуг, то есть привлечение в страну иностранцев, поднять более чем в три раза – до 28,6 млрд долларов США. До этого неоднократно принимались федеральные целевые программы по развитию главных курортов станы. В частности, нам обещали превратить Северный Кавказ в туристическую Мекку России. Но туризм так и не поднялся до уровня ведущих отраслей экономики. И вот предлагается новая организационная форма – национальный проект. Достаточно ли это действенный шаг, чтобы переломить ситуацию?

«С началом реализации нацпроекта у туристической отрасли появятся новые возможности. Во-первых, будет организовано проектное управление с конкретными целями, показателями и задачами. Во-вторых, отрасль перейдет под личное кураторство вице-премьера. Предполагается, что по функционалу этим будет заниматься Дмитрий Чернышенко, которому неделю назад был переподчинен Ростуризм. В-третьих, из федерального бюджета будет выделено серьезное финансирование, а также разработан механизм для привлечения средств из внебюджетных источников. В-четвертых, для принятия оперативных решений будет создан проектный комитет, куда будут приглашены представители регионов и бизнеса. Начинается планомерная работа, которая будет направлена на достижение поставленных целей. Это, несомненно, даст положительный эффект», – говорит Калинин.

Почему у них дешевле?

Если в советские годы зарубежный туризм был экзотикой, доступной немногим, то в современной России отдых за рубежом давно уже стал массовым направлением. Удивительно, но в ряде случаев провести отпуск за границей становится даже дешевле, чем у себя дома, а по уровню сервиса зарубежные курорты существенно отличаются от наших в лучшую сторону. Александр Калинин считает, что в развитии туризма преуспевают те страны, где этому способствуют государственная политика и немалые преференции для туроператоров.

«Турецкие и многие другие европейские туроператоры получают серьезную поддержку со стороны государства. К примеру, у нас туристический бизнес не входит в список налогоплательщиков, к которым применяется льготная ставка НДС. В Турции, Италии, Испании НДС для туристической отрасли, включая гостиничный бизнес, не превышает 5–7 %. Помимо этого, туроператоры получают от государства дотации на бронирование чартерных самолетов. Поэтому долететь чартером до курортов Средиземного моря получается в разы дешевле, чем прилететь на наши черноморские курорты. Правительства стран, которые развивают туризм в качестве ведущего направления экономики, участвуют в софинансировании как капитальных затрат на строительство отелей, так и операционных на их подготовку к сезону. Дешевизной путевок они могут привлечь к себе большое количество туристов со всего мира. А туристы везут с собой деньги, которые вкладывают в экономику этих стран. И это окупает все понесенные государством затраты. Это только одна сторона туристического бизнеса. Другая заключается в стимулировании спроса на туристические услуги. К примеру, европейские пенсионеры получают достаточно большие субсидии при покупке туристических путевок. Именно поэтому мы видим такое большое количество пожилых европейцев, которые путешествуют по всему миру. Есть также туристические программы субсидирования туризма для молодежи. Это две целевые категории людей, которые играют важную роль в развитии туристической отрасли, потому что у них больше свободного времени и больше возможностей. Кроме важной социальной роли, стимулирование спроса на туристические услуги является еще и важным экономическим фактором», – считает Калинин.

У нас есть национальные парки, но нет инфраструктуры

С конца прошлого века одним из популярных видов путешествий во всем мире становится экологический туризм, целью которого является охрана природы. Россия рассматривается Всемирной туристкой организацией как один из особо перспективных регионов с точки зрения развития экологического туризма. На территории нашей страны действует 49 национальных парков, многие из которых уникальны. Но как раз это направление туризма у нас является наименее развитым. Существует ряд проблем, сдерживающих этот процесс. Наиболее сложные – невысокая комфортность мест отдыха и ночлега, а также сложная и дорогая логистика. В этом мы сильно отличаемся от многих стран мира, где существует целая сеть фирм и агентств, специализирующихся на экологическом туризме. По мнению Калинина, для развития этого направления необходимы серьезные капитальные вложения в инженерную инфраструктуру национальных парков со стороны государства.

«Нужно построить электрические и газовые сети, системы очистки воды, дороги. Это возможно сделать только на основе государственно-частного партнерства. Бизнес, безусловно, подключится, но гарантии и организацию работы должно взять на себя государство, как на уровне федеральных структур, так и на уровне регионов. Нужно отметить, что многое в этом направлении уже сделано. Были приняты и частично реализованы государственные целевые программы по развитию национальных парков. На многие объекты разработана проектно-сметная документация. Но сейчас, когда в связи с кризисом бюджеты регионов значительно уменьшились и бизнес ведет себя более чем осторожно, все приостановлено. Не скажу, что это процесс быстрый, но продвигаться в этом направлении необходимо. Развитие национальных парков обязательно будет заложено в национальный проект. Как только пойдет федеральное финансирование, и бизнес, и регионы немедленно приступят к реализации отложенных проектов. А это в значительной мере поможет снять проблему занятости. Еще одно направление, которое мы предлагаем включить в национальный проект, – это информационная политика. Отдых в России нужно сделать национальным брендом. Без этого мы успеха не добьемся. Но я уверен, что туризм станет не просто национальным проектом, он станет народным проектом, а мы сделаем все, чтобы на его реализацию мобилизовать малый бизнес», – утверждает Калинин.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева