Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
26 ИЮНЯ, 2020
Всероссийское голосование стартует уже в четверг, 25 июня. В течение семи дней граждане страны смогут выразить свое отношение к поправкам в Конституцию. И сегодня социологические институты и политологи пытаются спрогнозировать явку и результаты голосования, а также просто узнать настроения россиян касательно изменений, их отношение к будущему страны. Участники дискуссии в Экспертном институте социальных исследований во вторник озвучили свое видение уникального для отечественной истории электорального процесса. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
В преддверии старта всероссийского голосования по внесению изменений в Конституцию России сетевые просторы пестрят всевозможными прогнозами по явке и результатам плебисцита. Чаще всего ориентиром выступают показатели последних президентских выборов, однако, по мнению экспертов, корректнее будет сравнение с конституционным референдумом 1993 года – именно тогда принимался основной закон страны.
Согласно последним данным результатов соцопросов ВЦИОМ, которые озвучил руководитель практики политического анализа и консультирования департамента исследований Михаил Мамонов, «степень мобилизованности россиян» высокая. Уже сейчас о готовности участвовать в голосовании заявляет 71 % опрошенных, а группа высокомобилизованных, то есть тех, кто точно будет голосовать, достигла 51 %. При этом большинство респондентов заявляют, что они не чувствуют риска заразиться на участке для голосования. Некоторые опрошенные даже считают принятые санитарные меры избыточными.
Что касается возможных результатов плебисцита, то, по данным ВЦИОМ, поддержат поправки порядка 67–71 % россиян, будут против 28–32 % проголосовавших. Только 1 % может испортить бюллетень. «Показатели поддержки высокие. Они выше, чем в 1993 году, – констатирует Михаил Мамонов. – Один момент внушает тревогу – все электоральные методики ориентированы на конкурентные выборы, где участвуют несколько кандидатов. Прогнозирование такого рода политических процессов, как голосование, происходит впервые, это заставляет сомневаться в прогнозах».
Немного отличаются прогнозы Института социального маркетинга. Директор по политическому анализу ИНСОМАР Виктор Потуремский сообщил, что свое участие подтверждают 68 % опрошенных, из них 52 % говорят, что точно придут на участки (или проголосуют другим возможным способом). Не намерены голосовать порядка 14 %.
По прогнозам института, явка на всероссийское голосование составит 55–58 %. Поддержат поправки 64–69 % россиян, против будут 30–35 %. И только по испорченным бюллетеням данные двух социологических центров совпадают – 1 %.
Глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин отметил несколько факторов, которые повлияют на явку. Во-первых, это отсутствие людей в городах – многие на все лето уехали на дачи и не планируют возвращаться до сентября в свои квартиры. Во-вторых, на общую явку повлияет Москва, где «на все электоральные процедуры явка на 25 % ниже, чем в среднем по стране». Вместе с тем если сравнивать с явкой 1993 года, когда принимался основной закон страны, то, по мнению, Костина, цифры будут сопоставимы и даже выше полученных тогда 58 %. «Мы видим поддержку мер по облегчению участия в процедуре голосования. В любом случае кризис участия – бич современных демократий. То, что будет предпринято, голосование через интернет в Москве и Нижнем Новгороде, голосование в течение нескольких дней, надомное – это важно», – считает Костин.
Он также добавил, что итог голосования будет зависеть от «структуры явки».
Вместе с тем политологи более скептично, или реалистично, смотрят на ситуацию. Так, по мнению профессора Олега Матвейчева, «прогнозы явки никогда не совпадают с реальной явкой». Особенно, считает он, в текущей ситуации, когда активно будут применяться дистанционные формы голосования. Например, те, кто находится на дачах, не всегда понимают, как и где они могут реализовать свое избирательное право. Плюс электронное голосование в Москве и в Нижегородской области – делать прогнозы, исходя из числа зарегистрировавшихся, вряд ли стоит. Поэтому Матвейчев прогнозирует более низкую явку, нежели называют социологи.
Кроме того, эксперт считает, что часть явки «съедает» скепсис, который «есть даже у лояльных людей, которые поддерживают президента Путина и поправки», и среди них есть те, кто боится обмана. Поэтому более-менее точные прогнозы можно делать разве что на основе «мобилизованного ядра лояльных к власти людей, оптимистично смотрящих на будущее».
Постоянные сравнения предстоящего всероссийского голосования с конституционным референдумом 1993 года политолог Павел Данилин считает ошибочными. «Тогда голосование шло за Конституцию, сейчас – за поправки. Тогда страна только вышла из острой фазы гражданского конфликта с парламентом, политизация была на высочайшем уровне. Тогда была традиция похода на избирательные участки. Сейчас она отсутствует, – отмечает Данилин. – Но не это главное. Явка может быть ниже 50 %, но главное, что люди, которые придут, сделают осознанный выбор. Какой – это их право. Главное – люди понимают, что с этим голосованием мы завершаем страшный период пандемии. С 1 июля мы начинаем нормальную жизнь».
Как считают эксперты, в нынешней России по сравнению с Россией 1993 года ситуация совершено другая. «Нет интриги победы нового над старым, – говорит политолог Глеб Кузнецов. – Нет интриги раскола общества на условно красных и белых. Наше голосование по Конституции – это победа лучшего над хорошим. Противники Конституции видят в голосовании не протест против одной нормы, а против государства как такового. Скорее всего, эти противники ненавидели ельцинскую Конституцию».
И еще один момент, с которым эксперты связывают будущее страны и ее развитие. По словам главы ФоРГО Константина Костина, «есть все шансы, что 1 июля мы преодолеем тлеющую проблему федеративных отношений». «В 1993 году в 17 субъектах жители проголосовали против Конституции, в одном – в Чечне – голосование вообще не проводилось. Тем не менее все субъекты живут в общем конституционном поле. Сейчас есть отличная возможность эту проблему преодолеть, поскольку везде количество голосов «за» будет больше, – полагает Костин. – Когда мы голосуем за основной закон, крайне важно не только мнение каждого, но и как каждый отдельный субъект Федерации проявил себя на голосовании».
Фото: ФедералПресс / Денис Барков