Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Ничего от марксистской идеологии». Сохранят ли коммунисты статус главной оппозиционной силы

Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
7 ИЮЛЯ, 2020

Коммунистическая партия так или иначе остается одной из движущих сил в стране. КПРФ использует социальные проблемы, организует политические акции и договаривается с разными силами (от консерваторов до либералов), чтобы оставаться на плаву. Только ряд экспертов отмечают, что с годами все больше коммунисты отходят от внятной идеологии в сторону противников любой идеи, что вызывает конфликты между однопартийцами и выражается в потере части электората. Не говоря о том, что ради прибыли в ряды сторонников марксистской идеологии попадает все больше радикалов, вытесняя ностальгирующих по советскому прошлому стариков. Особенно остро непоследовательность во взглядах КПРФ выразилась при голосовании по поправкам в Конституцию. Каковы политические последствия этого шага, смогут ли коммунисты сохранить за собой позиции второй партии в стране? Читайте на «ФедералПресс».

Игры с поправками

С самого начала обсуждения поправок к Конституции представители КПРФ вели себя неоднозначно. Сначала, как и другие парламентские фракции, они поддержали президентскую инициативу, но позже сам лидер партии Геннадий Зюганов заявил, что голосовать за конституционные изменения «смысла нет», потому что поправки главы государства «не отражают ничего конкретного». В июне коммунисты призвали голосовать против, и это удивило большинство членов и сторонников КПРФ. Кто-то не понял, чем же КПРФ не угодил социальный блок поправок, других разочаровала определенная непоследовательность.

Вместе с тем политолог Даниил Рубинович отмечает, что КПРФ грамотно выстроила свою протестную позицию. «Не протестуя прямо против «обнуления», они дали понять, что готовы к протесту против режима, что особенно прибавило оборотов на фоне лояльных к поправкам ЛДПР и «Справедливой России», – говорит эксперт.

Как отмечает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков, за КПРФ и ее кандидатов нередко голосует значительная часть избирателей либерального толка, многие из которых наверняка были против поправок. Да и среди базового электората этой партии «довольно много жестких противников власти, для которых сказать нет поправке, позволяющей Владимиру Путину баллотироваться в 2024 году, было принципиально важно».

Нейжмаков не исключает, что такие избиратели все равно в дальнейшем голосовали бы за КПРФ, даже если бы ее позиция по поправкам стала менее жесткой, но руководители партии решили не терять их поддержки. С другой стороны, эксперт напомнил о данных ВЦИОМ от 2 июня, по которым 43 % опрошенных сторонников КПРФ высказались за поправки. «Даже если к моменту голосования под влиянием кампании против поправок часть таких сторонников компартии изменила мнение, скорее всего, довольно заметная доля среди ее потенциальных избирателей (из периферии ее электората) поддержала конституционные изменения», – отмечает эксперт.

«Золотые» пролетарии

6 июня Центризбирком опубликовал первый квартальный отчет о доходах политических партий. Лидером по размеру благосостояния наряду с «Единой Россией»стала КПРФ. За первые четыре месяца коммунистическая партия получила 1,08 млрд рублей (из них 190 тысяч– пожертвования, остальное– бюджетные вливания). Похожие истории происходят и в региональных отделениях.

Не только сама партия, но и отдельные ее члены никак не ассоциируются с образом советских пролетариев. По сообщениям СМИ, лидер КПРФ Геннадий Зюганов за 2018 год заработал 7,9 млн рублей. При этом средняя зарплата депутата Госдумы в том же году составляла около 350 тысяч рублей, то есть на 3,7 млн меньше, чем заработал господин Зюганов.

В Курске депутат областной думы от КПРФ Игорь Астапов забылуказать в декларации о доходах приобретение своей супругой 27 квартир. После этого прокуратура потребовала лишить его мандата.

А еще в 2011 году выяснилось, что в рядах КПРФ есть долларовые миллионеры. Самым богатым коммунистом стал «старый юкосовец» Сергей Муравленко, который владел двумя элитными автомобилями, двумя участками, двумя жилыми домами, охотничьим домиком и домом охраны. За год он заработал 426 млн рублей. Совсем с капиталистическим размахом жили директор промышленно-финансовой компании «Система» Александр Куликов, хакасский депутат Игорь Чунчель и другие члены КПРФ.

Впрочем, по словам генерального директора фонда «Прикладная политология» Сергея Смирнова, даже в советском прошлом не все было так однозначно. «В 1920-е годы существовал так называемый партмаксимум. В дальнейшем представители и партийной, и советской верхушки жили в неизмеримо большем комфорте и достатке, чем обычные советские люди. Я лично убедился в этом в 1999 году, когда работал на Украине в одном из предвыборных штабов Леонида Кучмы, один из этажей которого в советские времена занимала квартира тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Украины Владимира Щербицкого. С тех пор мало что поменялось», – уверен Смирнов.

Не по заветам Ильича

Партийная идеология со времен СССР существенно поменялась. Члены КПРФ перестали быть атеистами и стали спокойнее относиться к накоплению капитала, не переставая критиковать российских олигархов за то же самое. По словам политолога Сергея Смирнова, КПРФ в феврале 1993 года позиционировала себя как восстановленная Коммунистическая партия РСФСР, которая, в свою очередь, была создана в июне 1990 года как часть КПСС. «Причем воспринималась многими, в том числе ее членами, как наиболее консервативная часть партии, а ее руководство во главе с Иваном Полозковым – как некий идеологический противовес «перестроечному» руководству КПСС во главе с Михаилом Горбачевым», – напоминает Смирнов.

Но с тех пор прошло много лет, и нынешняя КПРФ, отмечает политолог, уже не коммунистическая, а обычная социал-демократическая партия. «Из ее программы исчезли понятия «коммунизм» и «диктатура пролетариата», и даже допускается существование малого и среднего бизнеса. Слово «коммунистическая» так же не имеет отношения к этой партии, как слова «либеральная» и «демократическая» – к ЛДПР», – считает эксперт.

Аналогичного мнения придерживается основатель аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов. По словам эксперта, возвращение к СССР имеет смысл лишь в том случае, если это будет принципиально другая система, нежели была раньше. Как раз на тех началах, считает Дмитрий Орлов, на которых он и задумывался. То есть во главе угла должны стоять интересы общества. «Теперь партия отстаивает, по сути, интересы буржуазии. Ленин бы не одобрил действия Зюганова», – сказал Орлов.

По словам руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачева, «электоральные аномалии» в отдельных регионах – это главная проблема для результата КПРФ. «Если человек по каким-то причинам не готов голосовать за партию власти, он в большинстве случаев выберет самую сильную оппозиционную партию. Для этого достаточно просто контрпозиционирования», – уверен Калачев.

Шансы на выборах

Эксперты отмечают, что, несмотря на явные противоречия в идеологии и заявлениях КПРФ, у партии есть неплохие шансы на ближайших сентябрьских выборах. Мало кто из политологов заглядывает в 2021 год, но прогнозируя парламентскую кампанию, они отмечают, что в новом созыве Госдумы вряд ли потеряют позиции. Политолог Аббас Галлямов считает, что рейтинг КПРФ будет расти по мере роста протестных настроений. «Несистемной оппозиции в бюллетенях нет, поэтому КПРФ представляется единственным вариантом выражения своего недовольства в электоральном поле. К тому же партия явно дрейфует в сторону большей оппозиционности», – отмечает эксперт, добавляя, что представить себе думских коммунистов, несколько лет назад голосующих против принципиальной для Путина «поправки Терешковой», невозможно, а теперь это реальность.

С ним солидарен и Константин Калачев, который отмечает, что КПРФ имеет все шансы сохранить нынешние позиции. Для серьезного улучшения результата «омоложение руководства могло быть полезно, но, похоже, КПРФ второе место вполне устраивает». По мнению эксперта, чтобы получить голоса на сентябрьских выборах, КПРФ достаточно просто делать то, что она уже делает, и отстаивать результаты в тех регионах, «где административный ресурс используется с перегибами».

По мнению политолога Даниила Рубиновича, КПРФ готова возглавить протест и получила дополнительный козырь на выборах в Госдуму (возможно, даже досрочных). «Строить кампанию на лозунге «Мы были против пенсионной реформы и поправок к Конституции» в качестве опорных точек для идеологии является жирным бонусом», – считает эксперт.

В то же время политолог Сергей Смирнов отмечает, что КПРФ уже давно отказалась от борьбы за исполнительную власть на любом уровне, причем «не только из-за боязни ответственности, но и из-за отсутствия реальных планов на этот случай». «Создается впечатление, что они не озабочены этим, потому что знают, что такие планы им не понадобятся, и поэтому ограничиваются популистскими и даже фантастическими заявлениями. Например, на одних из предвыборных дебатов представитель КПРФ заявил, что уже на второй день после прихода Зюганова к власти все природные ресурсы будут национализированы, а медицина и образование станут бесплатными», – вспоминает Смирнов.

Ведущий аналитик АПЭК Михаил Нейжмаков считает, что даже непоследовательность в голосовании по поправкам не ударит всерьез по коммунистам в сентябре. По словам эксперта, избирательные кампании, приуроченные к единому дню голосования, «заточены» прежде всего на региональную, а не федеральную повестку. «После проведения федеральных кампаний избиратель еще как минимум месяц-два продолжает жить в «предвыборном» режиме, а значит, сохраняет более высокую планку ожиданий. Оппозиция сейчас надеется, что власть до сентября допустит существенные ошибки, которые приведут к массовому разочарованию все еще находящегося в мобилизованном состоянии лояльного избирателя. Но пока нет признаков, что действительно будут серьезные промахи со стороны власти. Руководство страны и многие губернаторы предвыборных регионов продолжают активно работать с социальной повесткой, а в «Единой России» заявляют об активной подготовке законопроектов как федерального, так и регионального уровня, развивающих социально ориентированные конституционные нормы», – поясняет Нейжмаков.

В сентябре выборы в заксобрания пройдут в ряде регионов, где, по словам Михаила Нейжмакова, заметные преимущества в борьбе за второе место имеет ЛДПР (например, Ямал) и «Справедливая Россия» (Челябинская область). Но есть и целый ряд территорий, где позиции ведущей оппозиционной партии на региональных выборах обычно удерживает КПРФ (например, Новосибирская и Костромская области). Есть территории, где традиционно были сильны позиции ЛДПР (например, Республика Коми), но КПРФ «вела длительную работу с местной протестной повесткой, и потому будет вести активную конкурентную борьбу со сторонниками Владимира Жириновского».

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский