Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
24 АВГУСТА, 2020
Трехдневное голосование на выборах-2020 одобрено, по опыту проведения Общероссийского голосования по поправке к Конституции организаторы выборов понимают, что это такое. Но вопросы остаются. Прежде всего – относительно дня тишины, когда перед «обычными» выборами запрещена любая политическая агитация. Не совсем понятно, будет ли день тишины в этом году, и по каким правилам он будет проходить. «ФедералПресс» удалось узнать некоторые подробности.
В этом году ЕДГ будет проходить 13 сентября, следовательно, день тишины выпадает на 12 сентября. Причем это касается как тех регионов, где выборы пройдут в один день, так и тех, где будет трехдневное голосование, пояснили «ФедералПресс» в пресс-службе Центризбиркома России. «Если проводится трехдневное, досрочное голосование, то 12 сентября может быть днем голосования. Остальное не меняется. Последним днем агитации в СМИ считается 11 сентября», – пояснили в ЦИКе.
В принципе, такое решение эксперты назвали разумным. Президент ассоциации политических юристов Роман Смирнов полностью поддержал позицию ЦИК. Как отметил гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, 12 сентября – «это будет день традиционных ограничений на агитацию».
Получается, 11 сентября можно проводить агитацию, а 12-го уже нельзя. Президент Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов назвал такое решение «несколько забавным», но его логику считает понятной. «Из-за того, что на три дня увеличилось время голосования, не хочется менять под это закон. Сдвигать или менять день тишины — это дополнительные эксперименты. Я в этом не вижу никакой драмы», – пояснил Минтусов.
По мнению президента Российской ассоциации политических консультантов Алексея Куртова, день тишины вводился, чтобы остановить штабы и снять нагрузку с избирателей перед днем голосования, поэтому его логика при трехдневном голосовании теряется. С другой стороны, отмечает Куртов, если назначать день тишины раньше, то штабы будут выключены из активной работы за два дня до дня выборов. «А в случае, когда появляется необходимость во втором туре, даже два дня исключения из избирательной системы – это большой перерыв в работе избирательных штабов», – добавил эксперт.
Не спешит с предположениями доцент кафедры политологии и политического управления Школы политических исследований Института общественных наук РАНХиГС Михаил Мизулин. Он считает, что рано рассуждать о том, как будет проходить день тишины, пока нет единой картины по всем регионам страны по количеству дней голосования.
День тишины – это вообще-то необязательная предвыборная практика. По словам политолога Игоря Минтусова, «в ряде демократических стран дня тишины нет совсем».
Политолог Владимир Перевозчиков считает, что день тишины «практически не работает» и существует по большей части формально. «Не расклеиваются объявления в этот день, но неформально работа часто ведется. День тишины создан, чтобы избиратели посидели и подумали, но этого не происходит. На округах с избирателями работают. Если билборды висели до этого дня, то они так и висят, и афишы остаются. КПД дня тишины для кампании небольшой. Разве что по телевизору не идет реклама», – отметил эксперт.
По словам политического юриста Романа Смирнова, на последние дни перед выборами нередко выпадает большое количество нарушений. «Но на это обращают меньше внимания потому, что радикальных мер избирательной ответственности на последнюю неделю, не считая понедельника, обычно не применяют. Кандидаты и избирательные объединения могут «забить» на время тишины или вылить «чернуху» на оппонента. Либо и вовсе игнорируют данное ограничение и занимаются агитацией», – рассказал юрист.
Смирнов также отмечает, что «иногда в день тишины применяют фоновую кампанию, публикации с использованием фамилий и фото кандидатов, но под видом информационных материалов». «Обычно за эти нарушения ответственность, как правило, не применяется, иногда применяют административную. Если продлевать дня тишины, то надо давать возможность обжаловать и пресекать эти правонарушения со стороны оппонентов вплоть до дня голосования. В противном случае логика запретов не работает, потому что нарушителей может быть сложно привлечь к ответственности», – полагает Смирнов.
И по этому поводу мнения экспертов разошлись. Политолог Дмитрий Орлов считает, что при многодневном голосовании день тишины в значительной степени теряет смысл, и от него «можно было бы отказаться». Как дополняет эксперт Владимир Перевозчиков, в таком случае «никто сильно не пострадает».
Политконсультант Игорь Минтусов вообще склоняется к мысли о снятии запрета на агитацию не только накануне, но и в сам день голосования. «В ряде стран это допускается. Можно оставить запрет на территорию ближе, чем сто метров от избирательного участка, чтобы перед избирательным участкам агитаторы кого-то не «хватали за руки». Тем более, по факту сторонников все равно зазывают на участки в день выборов. Строго говоря, это агитация за явку, и она не запрещена», – добавил политолог.
По мнению президента ассоциации политических юристов Романа Смирнова, день тишины нужно не просто оставить, а «продлить его на неделю». "Плюс ввести запрет на публикацию опросов общественного мнения, которые также могут повлиять на формирование решения избирателей», – сообщил Смирнов.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов полагает, что в любом случае определиться надо: либо день тишины надо исключать как понятие и работать без него, как во многих странах, с разрешением агитации и в день голосования, либо растягивать на предыдущие два дня. «Оба варианта пока идеологически не оформлены. Непонятно, для чего и как делать день тишины. Тем более, соцсети и мессенджеры позволяют активно работать и в этот день, а законодательно это запретить невероятно сложно», – резюмировал эксперт.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова