Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
26 АВГУСТА, 2020
Политический спектр России, заполоненный многочисленными партиями (по факту – фриками) с 2012 года, когда регистрацию политических объединений упростили, заметно изменился. Фрики постепенно уходят, а в игру вступают новые игроки. Некоторые партии, созданные за последний год, попытались проявить себя во время пандемии коронавируса и сейчас пробуют силы на региональных выборах. Насколько они конкурентны и как россияне реагируют на новые лица в отечественной политике и их идеи, обсудили политологи на встрече в Экспертном институте социальных исследований (ЭИСИ). Подробности – в материале «ФедералПресс».
Политический сезон – 2020 еще не завершился, но эксперты уже смотрят дальше – в 2021 год, когда должны пройти очередные парламентские выборы. Возможно, именно эти выборы станут своего рода новой точкой отсчета для политической системы страны, когда вновь созданные партии начнут завоевывать позиции коммунистов и либерал-демократов, которые почти три десятка лет сидят в парламенте и оппозицией являются лишь формально, эсеров, которые за всю историю своего существования кроме как лозунгами ничем себя не проявили.
В борьбу за кресла в нижней палате парламента готовятся вступить сразу четыре новые партии – «За правду» писателя Захара Прилепина, «Новые люди» во главе с предпринимателем Алексеем Нечаевым, «Партия прямой демократии» создателя игры World of Tanks Вячеслава Макарова и «Зеленая альтернатива» экологического активиста Руслана Хвостова. Сейчас все они (правда, в разной степени) участвуют в региональных выборах. Опыт у партий небольшой, и все же политологи ЭИСИ решили устроить их лидерам небольшой предвыборный экзамен.
Каждый из лидеров для начала представил свою партию, рассказал об основных программных идеях, а после гуру политтехнологий взяли управление в свои руки. Со стороны выглядело таким образом, что в наиболее сложном положении оказался лидер так называемой партии танчиков Вячеслав Макаров. Ему непросто было объяснить, как он, человек, полностью погруженный в виртуальный мир и работающий там, будет взаимодействовать с людьми вживую, как он их приведет на избирательные участки. По словам молодого политика, с помощью интернет-площадки делать это сложно и нужно понимать, что «основное будущее – в онлайне».
Пространно Макаров ответил на вопрос социолога Виктора Потуремского об отношении к действующей власти: «Партия прямой демократии» – это оппозиция или нет? Макаров заявил, что «оппозиция или не оппозиция – это как люди скажут». «Если скажут: по данному вопросу вы должны выступить как оппозиция – мы выступим, по этому вопросу вы должны поддержать Путина – мы поддержим, – заявил Макаров. – Мы спросим избирателей, что будет делать депутат».
Обойти тему новых лиц в политике участники «экзамена» тоже не могли, тем более что за столом сидел лидер партии «Новые люди», бизнесмен Алексей Нечаев. Он заявил, что в России 35 % активных людей, которым нужны перемены, которые сами готовы создавать эти перемены. Причем в партии не разделяют сторонников по возрастному признаку: новый – не значит молодой, новый – «это состояние души». Но вот сама идеология партии осталась не совсем понятной. По словам социолога Виктора Потуремского, мало обновления, «нужны новые способы коммуникации между властью и населением».
Лидер партии «Зеленая альтернатива» Руслан Хвостов рассказал о своей экологической повестке. Казалось бы, тема не новая, еще в 1990-е была создана первая «зеленая» партия. Но, как считает Хвостов, разница между новыми и прежними «зелеными» существенна. «Мы современная партия, в отличие от партии зеленых, которые остались в 1990-х, варятся в собственном соку. Мы больше про людей, мы говорим с ними на современном языке, мы вовлекаем избирателей в работу», – отметил Хвостов.
Логичным стал вопрос политолога Фирдуса Алиева, почему «Зеленая альтернатива» сосредоточилась лишь на экологически неблагополучных регионах страны. Очевидно, что такой локальной активности будет недостаточно, чтобы получить даже те 5–7 % на парламентских выборах, на которые рассчитывает Хвостов.
Политические идеи партии «За правду» в целом оказались более понятны и четко выражены. По словам первого зампреда партии Александра Казакова, их поддерживают «не лузеры и не маргиналы». «Политическая система, которая была создана в начале 2000-х годов, – успешная, хорошая, она выдержала несколько тяжелейших кризисов, но она выработала свой ресурс. Наша система не меняется, она находится в состоянии застоя. Поэтому политическая система должна не меняться, а нужно создавать новую. Мы себя рассматриваем как участника этого процесса», – заявил Казаков.
При этом у самих партийцев весьма амбициозные планы – получить на выборах в Госдуму в 2021 году сразу второе место. И это, считает Казаков, возможно, нужно поработать только над узнаваемостью лиц партии.
По просьбе политолога Алексея Чеснакова лидеры партии попытались упростить свою идеологию до одного слова. В одно слово уложился только Алексей Нечаев – «развитие». Вячеслав Макаров смог сформулировать идею в двух словах – «избиратель прав», Руслану Хвостову и Александру Казакову понадобилось три слова – «экология для всех» и «суверенитет и справедливость» соответственно.
Довольно узко оценивают географию своих избирателей большинство новых политиков. В основном они считают, что должны ориентироваться на города-миллионники. Экологи добавляют к этому еще промышленные регионы (Урал и Сибирь). Партия «За правду» видит свою деятельность шире, считая, что ориентироваться нужно и на сельскую местность, куда люди должны возвращаться из городов.
Новый формат общения позитивно восприняли обе стороны. Для лидеров партий, казалось бы, состоявшихся по своей основной деятельности людей, этот опыт встречи с гуру политтехнологий оказался полезен. Особенно если учесть, что впереди у них большая и на первом этапе работы главная избирательная кампания.
ФедералПресс / Виктор Вытольский