Редакция «ФедералПресс» / Евгения Омельченко
Амурская область
3 СЕНТЯБРЯ, 2020
В Амурской области власти планируют создать новую структуру – Центр управления регионом (ЦУР). Это специальный проектный офис, который мониторит социальные сети и работает с обращениями и жалобами граждан. Просьбы, комментарии и пожелания потом передают в соответствующие ведомства. Не сказать, что это какая-то новация: подобные структуры имеются во многих регионах страны. Однако их функции до сих пор остаются довольно размытыми. Кроме того, все дальневосточные правительства уже давно выстроили работу с обращениями граждан в Сети. Амурская область не является исключением. Зачем тогда потребовалось создавать ЦУР? Об этом – в материале «ФедералПресс».
История Центров управления регионом началась еще в 2013 году. Тогда президент России издал указ о формировании системы ситуационных центров, работающих по единому регламенту. Однако запускался проект довольно медленно. Лишь в последние годы по всей стране начали появляться Центры управления регионом. Не остался в стороне и Дальний Восток. Одним из пионеров здесь стала Амурская область: 10 августа губернатор Василий Орлов 10 подписал постановление о создании местного ЦУР. Куратором проектного офиса назначили зампредседателя правительства Приамурья Владимира Кобелева, а непосредственным руководителем - сопредседателя регионального ОНФ Руслана Дуба.
Сейчас работа находится в подготовительной стадии. Прошло чуть меньше месяца со дня подписания постановления, однако активных действий пока не наблюдается. Правительственные чиновники не смогли дать «ФедералПресс» внятного комментария о состоянии дел. Наиболее конкретная формулировка – «работа идет». Когда конкретно заработает центр, как раньше строилась работа с обращениями через социальные сети, никто в правительстве пояснить не смог.
Вопрос, между тем, не праздный. Василий Орлов уже два года рассказывает о том, что жители области могут свободно обращаться к региональным властям через Instagram, Facebook, Вконтакте и другие соцсети.
«Оперативно реагировать на сообщения граждан помогает проект «Инцидент менеджемент» - автоматизированная система, помогающая осуществлять мониторинг и регистрировать проблемные вопросы», - рассказал Орлов.
Эта специальная программа отслеживает не просто упоминания правительства или отдельных чиновников, а отбирает именно негативные, недовольные комментарии. Ругать работу чиновников в соцсетях стало выгодно: появился шанс, что тебя услышат и решат проблему.
По идее, именно эта система будет лежать в основе работы ЦУР. В приложении к постановлению правительства расписан порядок работы новой организации. Жалобы и обращения амурчан будут сортировать по темам, начиная от ЖКХ и заканчивая здравоохранением. Работать в проектном офисе будут представители разных ведомств - они будут помогать распределять вопросы по министерствам и департаментам, чтобы они оперативно их решали.
Однако «Инцидент менеджемент» работает в Приамурье еще с 2018 года, а ЦУР в регионе существует пока только на бумаге. Зачем требуется переформатирование, когда уже есть нормальная рабочая схема? Судя по ответам властей, амурские чиновники пока и сами этого не знают.
Примером для создания ЦУР является московский Центр. В столице он существует еще с 2018 года – и именно на него равняются при запуске ЦУР по всей стране. Московский Центр работает так, как задумывалось: собирает замечания и жалобы жителей области, дает ответы, передает пожелания в ведомства.
Прежде всего, ЦУР создали «тепловую карту» проблем Московской области, выявили точки напряженности. Если люди слишком часто жалуются на ремонт дорог, то информацию доносят ответственному за этот сектор чиновнику. А он уже принимает меры, связывается с подрядчиками или передает все в вышестоящие инстанции. Все обращения отрабатываются моментально, чтобы жалоб в принципе было как можно меньше. Это необходимость: в противном случае обращения превратятся в лавину. В теории, по прошествии времени ЦУР будет работать на опережение, отслеживая даже малейшие проблемы.
Замминистра энергетики РФ Антон Инюцын, посетивший московский ЦУР в начале августа этого года, заявил, что благодаря этому проекту качество диалога между жителями региона и властями серьезно выросло. Многие проблемы удается решить до того, как они по-настоящему начнут досаждать людям. Кроме того, проще стало реализовать национальные проекты - люди сами сообщают, где что-то происходит не так. Если где-то задерживается строительство больницы или детсада, не выделяются деньги на ремонт дорог или труб, об этом узнают практически сразу.
Именно к этому столичному идеалу и хотят привести все регионы. Однако остаются вопросы: всем ли регионам это нужно? Зачем вообще плодить сущности без лишней на то необходимости?
Как считает политолог Андрей Кудисов, сам по себе ЦУР - это действительно неплохой проект. В большинстве регионов его действительно создают на базе имеющихся наработок – в том числе, системы «Инцидент менеджмент».
«В каждом региональном правительстве и муниципалитете есть отдел по работе с обращениями граждан. Раньше в эти отделы поступали письменные запросы, но технологии не стоят на месте. Фокус внимания сместился в сторону социальных сетей. Именно такие отделы становятся основой для создания ЦУР», - отметил специалист.
Уход такой работы в Сеть вполне обоснован. По последним данным Росстата, доступ к интернету имеет 80 процентов россиян. В последние годы туда перебираются и чиновники, пытаясь наладить прямое общение с людьми. Часто это даже срабатывает, особенно в небольших регионах и городах. Руководители проводят прямые эфиры, отвечают на вопросы и пробуют разные форматы.
Создание ЦУР, отмечают эксперты, изменит устоявшуюся и уже действующую систему работы с обращениями в соцсетях. Логика проста: по всей стране общение правительств и обычных граждан приводят к единому знаменателю. Что это даст в практическом плане, сказать пока сложно.
Политолог Павел Наливайко считает, что за этой реформой скрываются и политические мотивы. Центры управления регионом, в том числе, могут использоваться для работы с несистемной оппозицией.
«Прежде всего этот ЦРУ (прим. редакции - ЦУР, конечно же) будет контролировать так называемые новые медиа. Пусть даже и путем реагирования на недовольные посты и комментарии. Как несистемная оппозиция, так и разные провокаторы сейчас сосредоточены на уровне социальных сетей. Это паблики во Вконтакте, в Instagram и так далее. В ряде случаев они становятся эффективным инструментом. Сейчас в Хабаровском крае наглядно работают эти технологии. У власти нет адекватного ответа на такие вызовы, и оно пытается эту пустоту заполнить», - отметил специалист.
В этом смысле создание ЦУР выглядит довольно понятным шагом. Однако как именно будет реализован проект в Амурской области, пока неясно. Сейчас нет даже намеков на то, что в этом направлении ведется работа. Как отмечает Андрей Кудисов, одной из причин такого положения дел может быть банальная неэффективность чиновников. Впрочем, есть еще объяснение таким проволочкам. Переформатирование схемы чиновничьей работы с соцсетями может временно остановить весь процесс. В нынешней нестабильной политической ситуации это немалый риск. Так что не исключено, что создание Центра в Приамурье затягивают сознательно.
Фото: mosreg.ru,amurobl.ru,khabkrai.ru