Редакция «ФедералПресс» / Алексей Филиппов
Пермский край
16 СЕНТЯБРЯ, 2020
Новый механизм компенсации инвестиционных затрат на организацию технопарков должен быть создан до 16 ноября – такое решение было принято на совещании у вице-премьера страны Юрия Борисова. Бизнес, который построит технопарк, сможет частично отбить свои деньги: государство вернет ему ровно столько, сколько резиденты нового технопарка заплатят налогов в бюджет. Планируется, что предельный размер возмещения составит 60 тысяч рублей на один квадратный метр общей площади технопарка. Отбор проектов может произойти уже в 2021 году. Также с 1 января отдельные налоговые послабления ждут IT-компании – резидентов технопарков. Что на сегодняшний день представляют собой пермские технопарки и какую пользу они несут региону – в материале «ФедералПресс».
В Перми сегодня работают два технопарка: «Технопарк Пермь» и Morion Digital. Оба частные, поэтому, как нам пояснили в министерстве информационного развития и связи Пермского края, при их создании бюджетные средства использованы не были. Morion Digital – это крупнейший частный технопарк городского формата в сфере высоких технологий в России. Якорный резидент – АО «ЭР-Телеком Холдинг». «Технопарк Пермь» – инфраструктурная площадка для самых разных бизнесов и стартапов.
Насколько выгодно экономически быть резидентами пермских технопарков? По информации ГБУ «Центр информационного развития Пермского края», управляющие компании (УК) и резиденты технопарков на территории региона пользуются налоговыми льготами: УК платят налог на прибыль в 12,5 % (вместо 20 %), 0 % – налог на имущество. Резиденты – налог на прибыль в 12,5 %, налог на имущество в 1,1 %. Собственники имущества – 0 % налога на него.
Парадные реляции о том, какие классные и эффективные у нас в Прикамье технопарки и как они преуспели в цифровизации экономики Пермского края, мы слышим на каждой IT-конференции. Конечно, нельзя сказать, что оба пермских технопарка – это «потемкинские деревни», созданные ради того, чтобы отчитаться перед руководством региона, поставившим задачу перевода экономики на инновационный путь развития. Но и назвать их полноценным генераторами прорывных инновационных идей пока нельзя. Увы, факты упрямая вещь.
Согласно V ежегодному рейтингу, который составила Ассоциация технопарков и кластеров России, оба пермских технопарка попали в последнюю – четвертую группу эффективности с формулировкой «СС – достаточный уровень эффективности» (от 69 до 89 %). До первого уровня – «АА+ наивысший уровень эффективности» (110 %) нашим технопаркам еще далеко. К примеру, по показателю «Инновационная активность резидентов технопарка» – индикатору, характеризующему долю объема выручки от реализации продукции и услуг, которую резиденты реинвестируют в исследования и разработки, – «Технопарк Пермь» и Morion Digital набрали 0,149 и 0,000 балла на одного работника соответственно. У лидера – московского Нанотехнологического центра «ТехноСпарк» – этот показатель составляет 1,028 балла на одного работника.
Наибольшее количество баллов технопарк Morion Digital получил за эффективность работы управляющей компании. «Технопарк Пермь» – за информационную открытость и наличие налоговых льгот для резидентов.
То есть Morion Digital сегодня – это хоть по форме и крупнейший частный технопарк городского формата в сфере высоких технологий, но по сути – красивый бизнес-центр с креативным названием и сильной управлялкой, под знаменем которой собраны профессиональные компании телекоммуникационного профиля. Которые перед тем, как их собрать, успешно работали.
«Технопарк Пермь» – тоже красивый, информационно открытый бизнес-центр, в котором собраны предприятия самого разного профиля: «СКБ Контур», «Оптика зрения», ООО «Промышленная кибернетика», Центр пожарной безопасности и так далее. Но это тоже не дети технопарка, эти компании на слуху много лет. И пришли они туда ради налоговых льгот. И всех в данном случае курирует одно министерство – информационного развития и связи Пермского края. Получается, что в данном случае оно отвечает не только за развитие ИТ-отрасли, но и за бухгалтерию, медицину, кибернетику, пожарную безопасность и прочее. Согласитесь, нагрузка очень разнообразна.
При создании пермских технопарков звучали предположения, что они в большей мере создавались не ради того, чтобы была возможность сформировать пакет льгот конкретным адресатам.
«В целом это так, но это не столь плохо, – комментирует ситуацию предприниматель, экономист Антон Любич. – Это нормальная практика, когда власть находит потенциального инвестора, готового создать рабочие места, и согласовывает с ним комфортный режим входа в регион. А уже потом подтягиваются инвесторы с рынка, если предложенные на старте условия были разумными и комфортными. Сейчас тяжелый период для инвестиций, и это самая разумная стратегия выстраивания отношений с теми, кто готов инвестировать».
Основной источник доходов и того и другого технопарка, по данным Ассоциации технопарков и кластеров России, – аренда и оказание базовых услуг. И, к сожалению, пока акцент больше делается на создание физической инфраструктуры. Вот данные из отчета «Технопарка Пермь» за прошлый год: «По итогам 2019 года выручка резидентов технопарка составила более 1 миллиарда рублей, проведено более 450 мероприятий, количество резидентов достигло 37. Общая площадь составляет 16 тысяч квадратных метров с потенциалом развития до 25 тысяч квадратных метров».
Но ведь идеология технопарков состоит не в количестве мероприятий и общей площади, а в технологических программах, в инструментарии, который должен оказывать поддержку стартапам?
«С точки зрения края очень мудро поддерживать резидентов технопарков налоговыми льготами, это создает для компаний стимул двигаться в сторону инноваций, – рассказывает директор технопарка Morion Digital Оскар Ягафаров. – Что касается показателей эффективности технопарка, это зависит от того, по какой модели технопарк работает. В базовом случае, когда речь идет об эффективном управлении недвижимостью, ключевой показатель – цена за квадратный метр. Обычный офисный центр тоже может размещать инновационные компании, но без рабочей кооперации внутри инновационной экосистемы и без специализированных сервисов ценность для стартапа будет меньше».
По словам Оскара Ягафарова, ситуация с текущим кризисом хорошо показала разницу между технопарком и офисным центром: «До коронакризиса у нас была нехватка свободных площадей, в период карантина IT-компании освободили менее 1 % площадей, хотя некоторые офисные центры потеряли до 40 % арендаторов. Компании выбирают размещение в технопарке не потому, что дешевле или «модный офис», а потому, что знают: здесь они заработают больше за счет взаимодействия с корпорациями, другими стартапами и предпринимательскими сообществами. Инновации не должны быть игрой с нулевой суммой, когда для того, чтобы кто-то приобрел, нужно, чтобы кто-то потерял. Наша цель – показать, что взаимодействие на площадке технопарков – это способ вместе заработать больше».
Как считает директор «Технопарка Пермь» Владимир Баландин, инновации бывают разные. Можно создать новый ветрогенератор, который можно пощупать руками. А можно – IT-продукцию, которую потрогать нельзя, но пользы от нее не меньше. «То, что наша площадка воспринимается многими резидентами выгодной именно с точки зрения налоговых льгот, – это никто не опровергает. Пермские технопарки еще молоды, и ждать от них, что они будут рождать инновации каждый день, пока рано. «Технопарк Пермь» запустил франшизу в сфере высоких технологий «Т-Парк». Программа «Эпос Школа», которая сегодня внедряется по всей России, является разработкой наших айтишников. Конечно, это не самолет и не пароход, который показал – и все его сразу заметили. Но такие вещи помогают тем же образовательным учреждениям улучшить свои рабочие процессы», – говорит Владимир Баландин.
По данным Ассоциации технопарков и кластеров России, основная сложность реализации проектов по созданию технопарков связана с длительными сроками выхода на проектную мощность – как правило, около 7–10 лет. И им нужно помогать. Власти это понимают. О создании нового механизма компенсации инвестиционных затрат на организацию технопарков мы уже говорили. Кроме этого, в июле 2020 года были приняты поправки в Налоговый кодекс, которые призваны поддержать IT-компании, которые создают собственные ЭВМ-платформы и базы данных. Изменения затронут НДС, налог на прибыль и страховые взносы. Новшества будут применяться уже с 1 января 2021 года. Эти компании будут освобождены от уплаты НДС. Кроме того, они получат льготную налоговую ставку налога на прибыль – 3 %. Вся сумма налога пойдет в федеральный бюджет. Общий размер страховых взносов снизится до 7,6 %.
Фото: Антон Пигарев