Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Нас травят». Жители Оренбурга и Ульяновска погрязли в поисках чистого воздуха

Редакция «ФедералПресс» / Дарья Рыкова
Оренбургская область
28 СЕНТЯБРЯ, 2020

Чиновники повсеместно утверждают, что вопросы экологии сейчас – одни из самых важных и актуальных. Однако есть регионы, где обычные люди много лет не могут найти общий язык с властями и добиться очевидного права на чистый воздух. И в Оренбурге, и в Ульяновске жители некоторых районов надели респираторы задолго до пандемии коронавируса: они не могут нормально дышать из-за вредных выбросов. Чем опасно такое загрязнение и как с ним бороться, выяснял корреспондент «ФедералПресс».

Оренбург: «Задыхаемся от сероводорода»

Дом в Овчинном городке, что в центральной части Оренбурга, стоит недорого. Его можно купить по цене стандартной квартиры – за 2,5–3 миллиона рублей. Так и поступила семья Алены, которая переехала сюда два года назад. Покупая дом, они не догадывались о той невидимой проблеме, что их ожидает. Сильный запах сероводорода преследует жителей повсюду даже при закрытых окнах.

«Пахнет не круглосуточно, а по вечерам и ночам, когда все люди должны быть дома. Мы просто задыхаемся от сильного неприятного запаха. Я узнала, что от этого вянут растения, а однажды от сильной концентрации выбросов погибло несколько кошек из кошачьего приюта, который здесь же находится. У людей часто случаются головокружения, дети постоянно кашляют. От такого запаха хочется убежать и никогда больше не возвращаться», – рассказывает Алена.

Жители считают, что пахнет от очистных сооружений компании «Оренбург Водоканал», которые находятся в непосредственной близости от их микрорайона. Люди постоянно жалуются на выбросы в Экологическую службу Оренбургской области. Это подведомственная профильному министерству структура, которая регулярно производит замеры выбросов. Так, например, только за последние три месяца от жителей Овчинного городка поступило 43 обращения.

«Все жалобы, которые мы передаем в Экологическую службу Оренбургской области, фиксируют, бывает, что выезжают на замеры. Но мы заметили такую закономерность: стоит нам обратиться с жалобой, нам обещают приехать на замер, и вскоре запах исчезает. Мы предполагаем, что экологи после нашего обращения звонят в «Оренбург Водоканал». Когда приезжают на замеры, запаха нет. Но все равно превышения ПДК были зафиксированы много раз, причем концентрация превышена в 12–15 раз», – говорит Алена.

Активисты борьбы с сероводородом постоянно обращаются в самые разные инстанции: пишут губернатору, в региональную прокуратуру, МВД, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей. Не так давно отправили обращение депутату законодательного собрания региона Максиму Амелину, где подробно описали свою проблему.

«Превышение предельно допустимой концентрации сероводорода создает угрозу здоровью и жизни, в частности вызывает бронхолегочные заболевания у взрослых и детей, тем более при распространении коронавируса. Запах сильнее всего ощущается в вечернее и ночное время при западном и северо-западном направлении ветра и при штиле. В этих направлениях расположены очистные сооружения ООО «Оренбург Водоканал». Исходя из этого, считаем, что источником загрязнения атмосферного воздуха являются очистные сооружения, подлежащие федеральному экологическому надзору. Данные мониторинга не раз подтверждали жалобы жителей», – отмечают в обращении активисты.

Они уверены, что по закону имеют право на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В свою очередь местные депутаты отреагировали на обращения горожан и готовы инициировать соответствующую проверку по депутатским запросам. «Действительно, есть загрязнение окружающей среды, выбросы в атмосферу. Мы уверены, что это от организации «Оренбург Водоканал», так как ее очистные сооружения не применяют новые технологии, чтобы ограничивать выбросы. Вроде бы обещают это сделать в 2021 году, но есть сомнения, что в принципе произойдет. У нас есть газоанализатор, мы проводим измерения, ПДК часто бывают превышены. Правоохранительные органы заводят уголовные дела, но дальше работа не идет. Мы готовы с этим бороться», – сообщил «ФедералПресс» депутат Оренбургского горсовета от КПРФ Нурлан Мунжасаров.

В самой организации «Оренбург Водоканал» с такой точкой зрения не согласны. Более того, буквально 23 сентября компания организовала тур для журналистов, где было показано современное и высокотехнологичное оборудование, которое очищает стоки. На встрече было озвучено, что реконструкция оборудования началась в регионе в 2006 году и продолжается по сей день. Претензии жителей Овчинного городка, как сообщили в пресс-службе организации, необоснованны. Что касается уголовного преследования, то действительно дело было заведено, но в итоге ограничились штрафом в 15 тысяч рублей.

Ульяновск: «В химической гари»

«Опять началось время ежедневной травли новгородцев. Химическая вонь каждое утро, вечер, ночь. Дышать невозможно, окна открыть тоже. Минприроды с 14 сентября не показывает данные по воздуху... Было такое не раз, потом может оказаться, что воздух у нас наичистейший», – делятся ульяновцы в сообществе «Настравят73» социальной сети «ВКонтакте».

Проблема загрязнения воздуха особенно касается жителей самого молодого района Ульяновска – Нового города. Рядом с ним находятся многочисленные гаражи, которые владельцы переоборудовали в кустарные производства. Дым от них наносит серьезный урон атмосфере.

«Кто сегодня ехал на машине в период с 20:00 до 21:00 по 14-му проезду Инженерному, должны были видеть густое задымление и шлейф дыма от молокозавода в сторону проспекта Дружбы Народов», «Новый город в химической гари, нас опять травят, и даже те, у кого надзорные были три раза! И ничего менять никто не хочет в своей беспомощности, а мы ждем, когда помогут нам», – пишут новогородцы.

В группе состоит около 800 человек, зато информация обновляется постоянно – по несколько раз в день. Обращения к властям, фото с дымящимися трубами и настоящим смогом, крики о помощи – все это можно найти в паблике.

«На жалобу по поводу ядовитых выбросов 4 сентября пришел, как всегда, стереотипный ответ из Заволжской администрации и администрации Ульяновска: «Ввиду отсутствия контрольно-надзорных полномочий по контролю за атмосферным воздухом обращение направлено в министерство природы». Ответ минприроды каждый раз без изменений: «Содержание загрязняющих веществ не зафиксировано». Бег по кругу: мы им жалобы, они нам – отписки», – сетуют горожане.

Судя по отчетам, которые официально публикуются, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области регулярно пресекает нарушения в сфере охраны воздуха.

«На сегодняшний день основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории Заволжского района города Ульяновска являются крупные промышленные предприятия, производства, расположенные в гаражно-строительных кооперативах, а также автомобильный транспорт, доля которого в удельном весе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух высока», – сообщают в ведомстве.

Инструментов для работы с нарушителями два – разъяснения и штрафы. «Для решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха будет продолжена скоординированная работа ведомств, отвечающих за развитие предпринимательства, за соблюдение налогового законодательства, за санитарно-эпидемиологическую обстановку», – отвечают представители минприроды в официальном документе.

Проблема остается, несмотря на все усилия. Но если в Оренбурге обычные граждане натыкаются на серьезную структуру, совладать с которой нелегко, то в Ульяновске, казалось бы, все просто. Можно закрыть малые предприятия – и дышать спокойно. Однако это не так. О ситуации рассказал эколог, координатор общественного движения «Зеленая Россия» в Ульяновской области Александр Брагин, который не раз выезжал в рейды и делал замеры выбросов в Новом городе.

«Изначально сами жители думали, что воздух загрязняют большие предприятия, такие как Bridgestone, и жаловались на них. Как выяснилось, у них нет ни запаха, ни выбросов. Дымят там именно гаражные кооперативы. Казалось бы, что сделает небольшой гараж? Но когда их много, это реальный ущерб. В этом году за два месяца я нашел около 100 таких точек, которые производят мебель, что-то еще, а отходы сжигают. Из-за таких локальных производств происходит негативное загрязнение. Оно характерно именно для Нового города, хотя район стоит на возвышенности, дым должно уносить ветром. Но так как в гаражах маленькие трубы, а при сжигании выделяются тяжелые смолы, все это вверх не поднимается, оседает между домами», – пояснил эколог.

По его словам, бороться с такими «предпринимателями» сложно: их деятельность никак не регламентируется и закрыть всех по закону не получится. Штрафы действительно им выписывают, предлагают установить специальные фильтры, но сами владельцы гаражей никак не реагируют. «Здесь нужно не просто всех кошмарить, грубо говоря, а реально предлагать малому бизнесу альтернативу, какие-то помещения для того, чтобы они занимались производством. Перевести их на другой вид отопления, чтобы не сжигались отходы. В этом случае проблему можно минимизировать», – отметил эколог.

Как показывает реальность, экологические проблемы могут прийти отовсюду, будь то крупные предприятия или бизнес в гараже. И там и там люди не боятся последствий своих действий или не хотят перестраиваться на новые реалии. Как считают эксперты, в настоящее время важно привить людям экологическое сознание и понимание того, что даже воздух может быть опасен. Но компромисс не будет найден, пока об этом не задумаются повсеместно.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, «Настравят73» / «ВКонтакте», «Дневник Оренбурга» / «ВКонтакте»