Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
25 ДЕКАБРЯ, 2020
Создание комфортных условий для жизни россиян на всей территории страны стало одной из ключевых целей нацпроекта «Жилье и городская среда». Результаты по строительству нового жилья (120 млн кв. метров в год), которых планировалось достигнуть к 2024 году, а теперь – к 2030 году, специалисты называют достижимыми. Однако есть масса сопутствующих проблемных моментов, без решения которых эффект от возведенных квадратов как таковых будет стремиться к нулю. Чего не хватает россиянам для комфорта, читайте в материале «ФедералПресс».
Пространственное развитие страны специалисты неразрывно связывают с реализацией национального проекта «Жилье и городская среда». А это – множество нерешенных проблем, причем таких, которые по своей ресурсоемкости куда более сложные, нежели просто строительство нового жилья. На всероссийском совещании, посвященном реализации нацпроекта, министр строительства Татарстана Фарит Ханифов, конечно, сказал, что цели по введению новых квартир, улучшению жилищных условий семей и повышению качества городской среды достижимы. Но чтобы прийти к ним, «нужно организовать взаимодействие федеральных и региональных органов власти и всех программ, которые должны работать одним вектором, направленным на ключевую цель».
Одной из таких целей для всех регионов является переселение из ветхого и аварийного жилья. По словам генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина, это вопрос прежде всего финансовый. Не везде переселение идет одинаковыми темпами. Впрочем, уже сейчас можно говорить, что к концу 2022 года программу полностью выполнят порядка 40 субъектов федерации (неясным остается другое – сколько к этому времени появится нового ветхого жилья, ведь не секрет, что регионы, не имея достаточных средств на переселение в своих бюджетах, просто-напросто многие дома даже не признавали ветхими и аварийными).
Есть и другая сторона медали, на которую обратил внимание зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев: выкупная стоимость жилья для переселения. Во регионах она разная. Причем в одних – в разы выше рыночной (например, в Новом Уренгое рыночная стоимость жилья на вторичном рынке варьируется от 108 до 124 тысяч рублей, на первичном – 75 тысяч рублей, а выкупная установлена на уровне 190 тысяч рублей), в других – в разы ниже (как, например, в Архангельской области, где в отдельных районах выкупная стоимость 5,1 тысячи рублей, тогда как рыночная 10-15 тысяч). По мнению Качкаева, избежать таких перекосов позволит система предоставления жилья из расчета «метр на метр». Но при этом нужно больше строить новых квартир, а не покупать жилье на вторичном рынке.
В этом Качкаева поддержал и Константин Цицин. Он считает, что минимально регионы должны обеспечивать переселение из ветхого и аварийного жилья в новые квартиры в 80% случаев.
Комфортную жизнь россиянам даже в новом жилье вряд ли удастся обеспечить без модернизации коммунальной инфраструктуры. Это признают и в Фонде содействия реформированию ЖКХ, и в Минстрое России. Директор департамента развития жилищно-коммунального хозяйства министерства Светлана Никонова считает, что модернизация инженерной инфраструктуры вообще должна стать «обязательным элементом всех программ», направленных на улучшение жилищных условий.
Пока же статистика по стране удручающая: износ теплосетей достигает 58% (в регионах с теплым климатом – 35%), ветхость водопроводных и канализационных сетей еще больше – в среднем около 65%, в ряде регионов и того выше. На некоторых территориях объекты водоснабжения и водоотведения и вовсе отсутствуют, что «сказывается на темпах строительства жилых домой, социальной инфраструктуры».
Об этой проблеме рассказал и министр жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области Денис Архипов. По его словам, в регионе районные системы теплоснабжения базируются зачастую на «устаревших угольных котельных с низким уровнем автоматизации». Все они убыточные. Понятно, что привлечь инвесторов на такие объекты просто невозможно – срок окупаемости не менее 50 лет (учитывая, что территории малонаселенные, и доходность от оказания услуг будет низкая).
По сути, это типичная ситуация для большинства регионов страны. И решить вопрос с модернизацией теплосетей, вероятно, можно только за счет бюджетных средств, причем на условиях софинансирования с федеральным центром – самостоятельно регионам такие затраты просто не потянуть.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков