Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
28 ОКТЯБРЯ, 2020
Старейшая партия страны, собственно, как и ее оппоненты, начала подготовку к парламентским выборам. Предстоящая кампания для ЛДПР станет, скорее, не борьбой за попадание в новый состав Госдумы, а борьбой за статус второй партии в стране. И ведь не случайно лидер либерал-демократов Владимир Жириновский как-то заявил, что в России должны остаться две политические силы – партия власти и ЛДПР. Такой сценарий, уверены эксперты, невозможен, а вот подвинуть наконец-то своего вечного конкурента – КПРФ – соколам Жириновского вполне по силам. Правда, при определенном стечении обстоятельств. Каких – читайте в материале «ФедералПресс».
Перспективы Либерал-демократической партии России на предстоящих парламентских выборах в экспертном сообществе оцениваются более-менее позитивно (в отличие от ее вечного оппонента КПРФ). По крайней мере, ни у кого нет сомнений, что ЛДПР сохраняет свой электорат (ядерный и периферийный) по всей стране. Как следует из исследования ВЦИОМ, только эти две категории дают партии уверенные 12 % на выборах. А есть еще 26 % потенциальных сторонников, часть из которых вполне может прийти и проголосовать за ЛДПР.
Впрочем, очевидно, что у избирателей никаких иллюзий относительно либерал-демократов нет. У партии, по словам социолога Виктора Потуремского, пусть и оппозиционный настрой, но она «не способна выйти за рамки демагогии». Этим отчасти характеризуется и электорат ЛДПР – «критические традиционалисты», которые и против «Единой России», и против этой же ЛДПР. Вместе с тем среди электората ЛДПР «высокая доля избирателей, поддерживающих Путина и его политику». ЛДПР поддерживают за следование традициями и внимание к национальному вопросу.
Но есть у партии и существенные минусы, на которые жители регионов тоже обращают внимание. Например, как отмечает исполнительный директор Института региональных проблем Наталья Линдигрин, «у ЛДПР мало интереса к местной повестке», «их это не интересует». Нет в партии и новых лиц, настоящих лидеров региональных отделений. «Избиратели не понимают, как происходит обновление партии, какое отношение новые лица имеют к ЛДПР, к демократии, что поменялось с их приходом в регионе. Это обнажает еще одну проблему – проблему молодежного крыла. У Владимира Жириновского устойчивое внимание к молодежи, но, в отличие от других партий, они реально не работают с молодежью на местах. Эта история достаточно странная, – отмечает эксперт. – В регионах создается впечатление, что либерал-демократы скованы в движениях, они обязаны следовать федеральному тренду партии, своему лидеру».
ЛДПР вот уже 30 лет воспринимается как партия одного лидера. И это четко видно. По мнению Натальи Линдигрин, «абсолютный вождизм проявляется даже в том, что в партии незаметно никакого обсуждения, что будет после ухода Жириновского и кто ее возглавит». Опять же, в отличие от КПРФ, где идет подковерная борьба за кресло председателя партии.
И все же ЛДПР остается стабильно устойчивой партий на политическом небосклоне России вот уже много лет. По данным ВЦИОМ, по-прежнему, за партию готовы голосовать жители Дальнего Востока, гораздо меньше сторонников у ЛДПР в Сибири, На Урале, в Поволжье, в Центральной части страны, на Юге и на Северо-Западе. И только Кавказ – это вообще не про ЛДПР. Политолог Алексей Мартынов считает, что поддерживать рейтинг партии помогает… популизм. «Задолго до европейской моды на популизм как политический бизнес Жириновский построил такую популистскую партию, идеологизировав это понятие, – отмечает Мартынов. – Но популистская идеология пластична. Это позволяет развивать политический бизнес как франшизу».
Такой франшизой стал бренд ЛДПР в Хабаровском крае. Политолог Павел Данилин подробно рассказал, как ее использовал в своих интересах еще в начале 2000-х годов экс-губернатор Виктор Ишаев. «Это была франшиза, которую передал Жириновский Ишаеву, чтобы тот решал свои вопросы, проводя своих людей в Госдуму, в заксобрание края. Поэтому Жириновский и не защищает [арестованного за организацию убийство экс-губернатора Сергея] Фургала. Для него это человек, который проводил свою бизнес-политику, продвигал свои интересы. К ЛДПР это не имеет никакого отношения. За ЛДПР этот регион просто закреплен, поэтому туда и был назначен Михаил Дегтярев», – отметил Данилин.
Тем не менее, «франшиза ЛДПР» до сих пор работает, и, по мнению политтехнолога Петра Быстрова будет работать и на предстоящих парламентских выборах. В ряде субъектов партия привлечет «ярких представителей местных элит, где за ЛДПР стоят мощные финансовые ресурсы, главное – правильное использование франшизы и нахождение контрагентов в регионах».
Дополнительные очки ЛДПР традиционно принесет националистическая повестка, считает Быстров. Эта «поляна» в России свободна, «другие партии ее практически не эксплуатируют».
Но главным козырем ЛДПР был и остается ее лидер. Несмотря на свой возраст Владимир Жириновский, по словам Петра Быстрова, даст фору любому молодому лидеру (будь то Захар Прилепин или лидер «Родины» Алексей Журавлев) в плане харизмы, яркости. Харизматичность – главное преимущество Жириновского. И это, отмечает Быстров, подтверждается на примере Коми, где нет яркого лидера, где вообще отделение не работает, а на последних выборах ЛДПР получила 14,5 %, «даже не проводя яркой избирательной кампании и не вкладывая в нее финансовые ресурсы». Такой результат партия получила «только на одном Жириновском и протестном электорате».
Эксперты считают, что, в целом, у ЛДПР неплохие шансы на предстоящих выборах. Но партии нужно «вдохнуть в свой образ компоненту молодости». Иначе говоря, ЛДПР «стоит на развилке», и от того, в какую сторону пойдет партийный актив вслед за своим лидером, зависит и результат на выборах.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева