Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Джихад в головах». Как «священная война» обернулась дискредитацией ислама

Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
23 ДЕКАБРЯ, 2020

Последние дни в разных странах мира сопровождались трагическими событиями, где так или иначе фигурировали люди, якобы связанные с исламом. Все началось с очередных безумных обложек французского издания «Шарли Эбдо», что привело к убийству 29 октября трех человек радикалом. На следующий день уже в Татарстане полицейские застрелили подростка, бросившегося на них с ножом и с криками: «Бог меня спасет, все неверные, Аллах Акбар». А вечером 2 ноября террористы открыли стрельбу в Вене, где погибли четыре человека, 17 были ранены. Связаны ли эти события? Может быть, кому-то выгодно развязать религиозную вражду? Разбирался «ФедералПресс».

Европа потрясена

В столице Австрии 2 ноября произошла серия нападений. Первая атака случилась у здания синагоги на Зайтенштеттенгассе, затем были еще, тоже в центре Вены. В атаках участвовал представитель запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство». Радикалы открыли огонь по людям, есть погибшие и раненые. Часть преступников все еще находится в розыске.

Несколькими днями ранее атаки произошли в Авиньоне, Лионе и Ницце, где радикал убил трех человек. Это – реакция на повторную публикацию карикатуры на пророка Мухаммеда во французском журнале «Шарли Эбдо», которая уже стала причиной теракта пять лет назад. Духовное управление мусульман в России выразило соболезнования французам «в связи с бесчеловечным убийством безоружных людей». Как заявил председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, убийства не могут считаться поступками по восстановлению чести и доброго имени ислама. «Мы категорически осуждаем самосуд, разделяем боль, гнев и неприятие граждан», – добавил муфтий.

Послужила ли французская карикатура почвой для недавнего теракта в Вене? Вряд ли, но почву «удобрила». Радикалы воспользовались возмущением мусульман для совершения насилия. Провокаторы и сектанты-проповедники, якобы приехавшие в Европу из Сирии и других стран, оказались тут как тут, призывая «четвертовать» главного редактора журнала за глумление над чувствами верующих.

Российский радикал и иностранные проповедники

Иностранные проповедники (среди них встречаются нелегалы, приехавшие из Средней Азии) могут воздействовать и на россиян, внушая им радикальные идеи. Недавно в Уфе ФСБ задержала членов запрещенной в России международной террористической организации «Катиба Таухид валь-Джихад». Спецоперации также были проведены в Санкт-Петербурге, Майкопе и Москве, где тоже есть задержанные. В столице злоумышленник готовил взрыв в одном из зданий госорганов.

Настоящим потрясением для страны стало происшествие в Татарстане. 30 октября 16-летний Виталий Антипов напал с ножом на полицейских и бросил на парковку бутылку с зажигательной смесью. Во время задержания Антипов успел ранить стража правопорядка. Подросток был убит. Перед тем как пойти на преступление, Виталий опубликовал на своей странице в соцсети видеообращение, в котором сказал, что идет поджигать кафе, где слушают музыку и продают алкоголь.

Что толкнуло подростка мало того что на преступление, но еще и на верную смерть? Его родители в разводе. В соцсетях сообщают, что после 9-го класса Виталий вместе с матерью переехал в Ижевск «для обучения в якобы мусульманской школе «Гармония». Появилась версия о радикализации подростка именно в этом учебном заведении. Ее подкрепил лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который заявил, что подобные идеи завозят «разного рода проповедники». «По всей Средней Азии, в том числе в Казани, открыли 150 школ с иностранными проповедниками. Звучит красиво: образование, школа. Но в программу чуть-чуть добавляют яду – антихристианских и антирусских настроений. В результате на выходе мы получаем экстремистов, фанатиков, радикалов, которые, как в этот раз в Казани, нападают на полицейских, на мирных граждан. А берут пример с тех же экстремистов, которые совершали нападения на жителей Франции и других европейских стран», – заявил Жириновский и призвал проверить учебные заведения с религиозным уклоном, где может быть экстремистская литература.

Между тем ижевская школа «Гармония» дважды становилась лучшей в России. Ее руководитель Ахтам Чугалаев признан лучшим директором в стране. Учредителем школы является администрация Ижевска. Это явно не какое-то радикальное религиозное учебное заведение. В интервью журналистам Чугалаев подтвердил, что Виталий Антипов учился в их школе, но никто не замечал в нем экстремистских наклонностей.

Исламовед, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО Ахмет Ярлыкапов рассказал «ФедералПресс», что, как правило, в российских мечетях вербовка радикалов не происходит. «Были такие случаи в европейских мечетях. Там есть ряд новых общин, за которыми слабо следят, в том числе официальные имамы. В России устойчивое сообщество, где подобное не происходит. Но есть неформальные группы, где людей «накачивают» радикальными идеями. Это может происходить в каких-то кафе, на квартирах, а дальше уже дело техники», – считает Ярлыкапов.

По мнению заместителя руководителя администрации Духовного управления мусульман Удмуртии Фанзиля Гарипова, источником радикализации Виталия вполне могли стать интернет либо личные связи подростка. «Бывает, люди при знакомстве видят, что подросток недавно принял ислам. Есть те, кто может этим воспользоваться и начать вербовку. Я твердо могу сказать, что подросток получил свои радикальные идеи не в Ижевске. Он пробыл несколько месяцев и показал себя с положительной стороны. Но он мог «нахвататься» подобного где-то еще», – рассказал Гарипов «ФедералПресс».

По мнению собеседника агентства, причина подобных радикальных действий не религиозная, а прежде всего социальная и психологическая. «Подростки пытаются самоутвердиться и иногда таким страшным способом хотят, чтобы их услышали», – добавил Фанзиль Гарипов.

Есть точка зрения, что Виталий Антипов мог впитать радикальные идеи из семьи. Более того, его родной отец считает, что это мать Земфира могла привить их сыну. Впрочем, Фанзиль Гарипов охарактеризовал маму Виталия Антипова как открытую и общительную, за которой не было замечено радикальных взглядов.

Известно, что мальчик до 2018 года считал себя атеистом, читал научную литературу. В 2019-м принял ислам. Якобы нашел для своей матери нового мужа. Отчимом Виталия весной этого года стал Марат Замалиев, ранее отсидевший за причастность к взрыву газопровода Уренгой – Помары – Ужгород в 1999 году. По обвинительному заключению, в декабре 1998-го один из зачинщиков этого взрыва Рамазан Ишкильдин обучался в лагере «Талибан» (одноименная организация запрещена в России) учебного центра «Кавказ», созданном на территории Чечни Шамилем Басаевым и Хаттабом. В Сети распространена информация, что Замалиев якобы владел мусульманским кафе «Баракат» в Кукморе, где работал Виталий, но ничего противоправного за этим заведением не водилось. После нападения Виталия на полицейских Марата Замалиева задержали.

Историк и религовед Константин Михайлов полагает, что ключевым фактором радикализации действительно, как правило, является семья. «Парень воспитан в особой семье, где влияли на него определенным образом. В широком смысле можно говорить о взаимосвязи событий – массовой паники из-за глобализации, пандемии, карикатур, работы медиа, что приводит к сходным реакциям в разных местах. Сложно представить, что события в Казани и Вене могут быть скоординированы. Здесь действуют одиночки, не связанные с общинами. Как правило, их на преступления толкают проблемы в семье, на работе, неврозы и кризисы», – считает Михайлов.

Причем тут мусульмане

Эксперты действительно не склонны связывать теракты в Вене и Франции, а также нападение подростка в Татарстане между собой. Да и к исламу это отношения не имеет. Зато похоже на дискредитацию мусульман, считают представители мусульманский общины.

Религовед Константин Михайлов заметил, что происходит радикализация не только исламистов. «Давайте вспомним движение за права черных, там большинство было верующими христианами. Радикальный ислам – лишь форма выражения», – говорит эксперт.

Как полагает исламовед Ахмет Ярлыкапов, сейчас происходит обострение у психически неуравновешенных людей, «накачанных» религиозной пропагандой. Влияют политические и социально-экономические факторы. «Как правило, родители таких подростков часто даже не знают, что происходит с их детьми. Вербовщики внушают людям, чтобы они не проявляли себя дома, не меняли поведение, отсюда их сложнее вычислить, – считает эксперт. – Влияет та же коррупция, невозможность молодому человеку найти хорошую работу, не дав взятку. Либо «стеклянный потолок», выше которого не прыгнешь, особенно при определенной национальности либо происхождении».

Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман уже выступили с фетвой (решением) о признаках псевдоисламского радикализма, назвав такое явление опасными сектами. «Проповедников, предоставлявших верующим различные пути, есть и будет великое множество. Главное для любого из них – следование Корану и Сунне, пусть даже в его личном понимании. Простые верующие должны знать, что учителя остаются людьми и могут ошибаться. Практиковать из их наставлений можно то, что обоснованно Кораном и Сунной, при этом не вступает в прямое противоречие с общепринятой моралью и нравственностью, а также с законами государства, в котором этот верующий живет. Без фанатизма и категоричности», – говорится в решении.

Признаками, указывающими на радикальность, или признаками мусульманской секты считаются претензия на свою «единственность», «эксклюзивную правильность» и нетерпимость к мнению других; покушение на жизнь или имущество других людей, убийство на почве религиозной нетерпимости; принижение достоинства и чести других мусульман, причисление их к числу заблудших; разжигание военных противостояний из-за религиозной нетерпимости, нарушение мирной жизни в обществе.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов считает ислам религией милосердия, а радикальные выходки – его дискредитацией. «Возмездие – прерогатива Господа миров. Величайшие пророки ислама не поднимали руку на слабого и даже не осуждали грешников, будучи примером высочайшей жертвенности, которая может победить неверие. Не нужны ножи, кулаки, автоматы, а нужна сила духовная для призыва на пути Аллаха», – пояснил Мухетдинов.

Современные граждане законными способами должны отстаивать свои права и свободы, убежден Дамир Мухетдинов. «Идет война по дискредитации ислама. Мусульмане не обладают такими СМИ, как страны Запада, – говорит он. – Сохраняйте спокойствие, выдержку и не поддавайтесь провокациям, которых может быть все больше».

Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков