Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Жесткий стиль или простой пиар: какой вес имеет слово Юрия Трутнева?

Редакция «ФедералПресс» / Евгения Омельченко
Приморский край
22 ДЕКАБРЯ, 2020

Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев – один из самых главных ревизоров для дальневосточных чиновников. Он регулярно посещает регионы с инспекцией – и почти каждый губернатор округа периодически получает свою порцию недовольства от вице-премьера. Ему не нравятся дороги во Владивостоке, развитие Комсомольска-на-Амуре, выполнение поручений Путина в Бурятии и многое другое. Однако имеют ли упреки Трутнева хоть какую-то силу и меняется ли хоть что-то после показательных порок? Об этом – в материале «ФедералПресс».

К нам едет ревизор

Одной из важных задач любого полпреда является проверка реализации поручений президента и госпрограмм. Юрий Трутнев не исключение: он регулярно инспектирует важнейшие стройки Дальнего Востока, следит за освоением средств и выполнением нацпроектов. Кроме того, полпред в ДФО принимает участие в работе органов власти на территории Дальнего Востока. Это участие обычно проявляется в его поездках по регионам – там он проводит совещания, посвященные развитию разных отраслей. В последнее время, например, речь чаще всего идет о системе здравоохранения. Оно и понятно: весь год в стране буйствует коронавирус.

В каждом регионе Дальнего Востока Трутнев находит недостатки в работе губернаторов и местных правительств. Иногда его недовольство растягивается на годы. Хрестоматийным примером является Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край). Полпред критикует работу городских властей уже более трех лет. Впервые он обругал их в феврале 2018 года.

«План комплексного развития Комсомольска-на-Амуре реализуется плохо. Это единственное поручение президента по развитию Дальнего Востока, реализацией которого мы не сильно довольны, у нас не очень хорошо получилось», – отмечал тогда Трутнев.

В октябре 2019 года, когда в Хабаровском крае была уже другая власть, ситуация не сильно изменилась. Из 24 объектов, которые должны были возвести в Комсомольске, оказалось готово только четыре. Естественно, Трутнев оказался не слишком этому рад – учитывая, что на город выделили около 41 миллиарда рублей. По словам полпреда, составление проектно-сметной документации и поиск подрядчиков оказались для хабаровских чиновников непосильными. Трутнев даже грозился, что если хабаровские власти не начнут работать в полную силу, то федеральное правительство снимет финансирование. В этом году ситуация вновь повторилась: летом, уже после ареста Сергея Фургала, Трутнев приехал в Хабаровск и отчитал краевые власти.

Подобные случаи происходили по всему Дальнему Востоку. Например, во Владивостоке Трутнев яростно критиковал качество дорожных работ. Он сделал выговор не только мэру города Олегу Гуменюку, но и губернатору Олегу Кожемяко.

«Поскольку президент принял решение о переносе сюда столицы Дальнего Востока, мы хотим, чтобы люди могли ездить здесь нормально, а не просто ходить по выровненным бордюрам», – сказал полпред ДФО еще в 2019 году.

Это поручение в Приморском крае начали очень рьяно выполнять, хотя работы в этой сфере еще много. Впрочем, как долго продержится новый ремонт, пока не очень понятно.

«За этот год удалось отремонтировать десятки километров дорог. На следующий год включаем те объекты, которые нуждаются в комплексном ремонте, а также расположены рядом с ранее отремонтированными улицами. Это позволит создать более протяженные участки с качественным покрытием и прилегающей дорожной инфраструктурой», – рассказали «ФедералПресс» в администрации Владивостока.

Каждый регион Дальнего Востока так или иначе получал выговор от Трутнева. Например, в Бурятии полпред отчитал местное правительство за невыполнение своих поручений. Больше всего досталось министерству природных ресурсов и энергетики.

В Благовещенске Юрий Трутнев оказался недоволен тем, что строительство аэропорта затянулось на неприлично долгий срок. В Камчатском крае вице-премьера не устроила скорость реализации проектов на ТОР «Камчатка». На Колыме полпреду не понравилось, в каком состоянии находится Магаданский рыбный порт. К слову, критика по этому поводу звучит уже не в первый раз. И так далее – список неудовольствий Юрия Трутнева можно продолжать еще долго. Очевидно одно: большая часть проблем, выявленных полпредом, решается не очень быстро (если вообще решается). Так зачем тогда нужно это бряцание оружием?

Пиар на критике чиновников

Как отмечает политолог Андрей Кудисов, полпред, как и многие дальневосточные чиновники, попал в своеобразную ловушку. С одной стороны, он не может не реагировать на проблемы в развитии ДФО. С другой стороны, зачастую причина этих проблем – системная, и Трутнев это понимает. Многие вещи копились годами, и быстро разобраться с ними не выйдет.

«Поездки и выговоры Трутнева, мне кажется, имеют своеобразный педагогический смысл. Начальство говорит: парни, у вас здесь проблема. Если вы что-то не сделаете, за вас это будет делать кто-то другой. Да, может, слишком сильного эффекта от выговоров нет. Но я думаю, что если бы их не было, на Дальнем Востоке все было бы еще хуже», – отметил Кудисов.

Впрочем, какой-никакой эффект от инспекций полпреда есть. Как отмечает политолог Сергей Гребенюк, поручения Юрия Трутнева довольно серьезно воспринимают контролирующие органы. Например, прокуратура начинает пристально следить за некоторыми проектами, о которых говорил полпред. В итоге местным властям приходится выполнять задания вице-премьера с особым тщанием. Сейчас, например, Трутнев будет курировать реализацию недавно принятой Стратегии развития Дальнего Востока. Регионы ДФО в будущем получат солидное финансирование, и освоение денег полпред будет контролировать на местах.

Однако все преимущества подобного контроля нивелируются его краткосрочностью. Гребенюк отметил, что полпред посещает регионы эпизодически – и именно тогда там начинает кипеть работа. После того, как Трутнев уезжает, дальневосточные регионы продолжают жизнь в прежнем режиме.

Эксперт добавил, что для выполнения некоторых поручений Трутнева требуется больше времени, чем дается местным властям. Поиск подрядчиков, составление проекта и заключение контракта – это совсем не быстрые процедуры. Однако результаты критики полпреда все-таки есть, и их нельзя отрицать. Например, во Владивостоке после разноса полпреда прекратилось перекладывание бордюров, на которое городские власти спускали федеральные деньги. Теперь выделяемые финансы чиновники тратят именно на ремонт дорог, как и требовал Трутнев.

Однако зачастую громкие обвинения полпреда являются не более чем пиаром. Как отметил Сергей Гребенюк, недовольство Трутнева, его поручения правительствам часто становятся «борьбой за все хорошее против всего плохого».

«Если он дает конкретные задания и у региона есть ресурсы для их выполнения, то все, конечно, делается. Однако иногда Трутнев дает абстрактные поручения, которые больше направлены на его позиционирование и имидж. Пиар-стратегия Трутнева строится, в том числе, и за счет критики региональных чиновников», – добавил политолог.

Фото: minvr.gov.ru, primorsky.ru