Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

В России открывается цифровая жалобная книга. «Читать» ее будут ЦУРы

Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс
Москва
22 ДЕКАБРЯ, 2020

В последние несколько дней в топах региональных новостей были инфоповоды на одну тему – открытие центров управления регионами (ЦУРов). Сегодня, 1 декабря, по поручению президента Владимира Путина ЦУРы, «аккумуляторы» жалоб простых людей, должны заработать во всех субъектах РФ. О том, готовы ли региональные власти к всеобщей «жалобной» мобилизации, – в материале «ФедераПресс».

Владимир Путин 30 января этого года посетил первый Центр управления регионом, созданный в Московской области в конце 2018 года, и так впечатлился, что решил распространить этот опыт на всю Россию. И уже 1 марта на заседании Совета по развитию местного управления дал официальные поручения: обеспечить к 1 апреля финансирование на создание и дальнейшее функционирование ЦУРов, которые к 1 декабря должны быть созданы в каждом регионе. Назначение новых центров – заниматься мониторингом и анализом обращений граждан в различные госорганы, а также отмечать жалобы в соцсетях и мессенджерах для оперативного рассмотрения и принятия решений. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, курирующего проект, ЦУР – это «фактически новая федеральная сеть».

Успеть в последний вагон

Во многих федеральных округах большая часть ЦУРов была создана в последний момент. Например, так произошло на Дальнем Востоке. Пионером стал Сахалин – там указание президента выполнили в сентябре. Последний дальневосточный ЦУР появился в Приморье – он открылся 27 ноября. В тот же день, кстати, были открыты центры в Иркутской области (СФО) и Челябинской (УрФО). В последней, к слову, губернатор Алексей Текслер подписал распоряжение о создании новой структуры еще 30 июня, но открыть удалось лишь в конце ноября.

В Поволжье ЦУРы запущены во всех регионах, последними об открытии отрапортовали 25 ноября Пензенская область и Удмуртия. Не стали срывать сроки открытия президентского проекта и на Северо-Западе. Последней здесь стала Псковская область, которая запустила свой ЦУР 26 декабря.

И кто начальник?

В целом можно сказать, что регионы с задачей справились. Однако, по информации «ФедералПресс», в некоторых субъектах ощущается кадровый голод, поэтому места вакантны. Где-то назначены отдельные руководители, и тут выбор, в принципе, очевиден – это в основном бывшие или действующие чиновники региональных администраций. А где-то из тех же администраций выделили работников, которые будут кураторами. Правда, почти все они оказались «профильными».

Так, в Пермском крае ЦУР возглавила экс-заместитель руководителя ГБУ «Центр информационного развития Пермского края» Екатерина Набатова, которая курировала деятельность учреждения по IT-продвижению, организации публичных мероприятий, осуществляла методическую поддержку создания инфраструктуры исполнительной власти и органов местного самоуправления в соцсетях.

В Алтайском крае это стал Евгений Нечепуренко. До недавнего времени он руководил региональным управлением печати и массовых коммуникаций, которое с конца 2018 года выстраивало новую систему обратной связи с населением, известную в регионе как «Инцидент Менеджмент». В прошлом году команда обработала 10 тысяч обращений граждан, а за неполный 2020-й получила около 28 тысяч.

«Инцидент Менеджмент» проложил дорогу в ЦУР ХМАО-Югры и региональному куратору проекта Валентине Колпаковой. «В интернете тебя встречают по аватару, а провожают по умению обособлять запятыми деепричастные обороты», – гласит ее статус в социальной сети «ВКонтакте».

В Новосибирской области ЦУР, чье открытие, к слову, прошло весь скромно, без шума и пыли, то есть без анонсов, возглавила бывший замдиректора МФЦ Ольга Соболева. Она курировала внедрение автоматизированной информационной системы «Центр предоставления услуг».

В Башкирии начальником назначена глава управления по социальным коммуникациям Елена Прочаковская. Впрочем, ее положение неоднозначно – есть и сторонники, и противники такого шага.

Попали в назначенцы и журналисты. В Нижегородской области им стал директор медиапортала «Горький ТВ» Алексей Ушаков. В Курганской – журналистка Екатерина Кураева. Она работала в знаковых СМИ на Урале, а в последнее время – в Санкт-Петербурге. Что ее заставило покинуть культурную столицу России – тайна за семью печатями. Источники «ФедералПресс» сообщают, что ей пришлось оставить в Питере семью.

В Красноярском крае Центр управления регионом возглавила Дарья Теплых. В прошлом – журналист газеты «Городские новости», а в последнее время – сотрудница экспертно-аналитического управления администрации губернатора края. В ее зоне ответственности – сегмент по обработке обращений граждан в социальных сетях.

А в Самарской области замруководителя ЦУРа стала Венера Рамазанова – заместитель главы информационной службы ГТРК. А руководителем стал Сергей Рыжиков, занимавший до этого должность зама генерального директора по связям с общественностью АО «СамРЭК».

А самым молодым главой ЦУРа, пожалуй, может похвастаться Тюменская область – там им стал 28-летний экс-замгендиректора АНО «Агентство современных коммуникаций» Роман Рзаев. Не так давно он засветился в интеллектуальной передаче «Своя игра». Увы, в телеигре ему выбиться в лидеры не удалось – Рзаев проиграл, пойдя ва-банк в финале и дав неверный ответ.

«Затраты были запланированы до пандемии»

Повальное открытие ЦУРов совпало с анонсированной недавно премьером Михаилом Мишустиным административной реформой по сокращению чиновников. Мол, государевых людей сократят незначительно, зато наплодят новых: сотрудники ЦУРов хоть и не станут госслужащими, однако работать будут за бюджетные деньги. Появились версии и о том, что все дело в политической подоплеке, а точнее – в думских выборах в будущем году. Некоторые эксперты считают, что новые центры нужны лишь для обеспечения убедительной победы «Единой России».

По словам первого заместителя генерального директора АНО «Диалог Регионы» Кирилла Истомина, численность госслужащих не увеличивается, в Центре управления регионом работают прикомандированные сотрудники министерств и ведомств. «К центрам от каждого органа исполнительной власти прикреплен работник, отвечающий за логистику обращений граждан по линии своего ведомства. ЦУР – новый этап развития системы работы с обращениями граждан; это уникальная площадка, на которой мы собрали специалистов различных отраслевых министерств и учреждений; тем самым существенно сокращается время на их межведомственное взаимодействие. Также нам важно не только ускорить реагирование на сообщения людей, но и проанализировать весь массив системных сообщений, определить их первопричину, наладить информирование граждан и работать на опережение», – резюмировал Кирилл Истомин.

По мнению вице-губернатора Самарской области Владимира Терентьева, Центр управления регионом станет надежным проводником между конкретным человеком, обществом и властью. И, конечно же, эффективным инструментом контроля за реальным решением проблем.

По словам руководителя алтайского отделения ЦУР Евгения Нечепуренко, ЦУР – это целый координационный центр, который не просто собирает жалобы, а обеспечивает понятную коммуникацию жителей и органов власти.

«Чтобы сообщение жителя попало в ЦУР, достаточно написать комментарий в социальных сетях на любом открытом аккаунте или в сообществе. Система автоматически доставит сообщение модератору, и последует реакция. Другой способ – написать сообщение через виджет «ПОС», расположенный на сайтах органов власти. Для этого способа необходимо иметь учетную запись на «Госуслугах», – подчеркнул Нечепуренко.

С ними согласен и политолог Дмитрий Михайличенко, который уверен – ЦУРы регионам нужны, поскольку канализируют и упорядочат информацию, помогут быстрее принимать решения в условиях кризисного управления. К тому же это еще и имидж власти по многим параметрам: результативность, быстрота реагирования.

Что же касается многомиллиардных затрат на новый проект, то они, по мнению эксперта, были запланированы задолго до эпидемии. Он признает, что вопросы оптимизации трат в регионах стоят остро, но «здесь есть некая инерция вертикали, поскольку решение о финансировании было принято еще до COVID-19».

К слову, в Башкирии уже активно обустраивают новые рабочие места для сотрудников Центра развития региона – здесь строят отдельное здание. Пока же специалисты ЦУРа ютятся в здании правительства, которое было введено в эксплуатацию еще в 1979 году.

Решение о строительстве Центра управления республикой было принято 1 ноября прошлого года. Средства на эти цели выделены из регионального фонда. Здание ЦУРа будет современным продолжением здания правительства. Его главная задача – взаимодействие с людьми, оперативное реагирование на возникающие ситуации, информирование о векторе движения Республики Башкортостан, полный оперативный контроль за развитием. Естественно, в современных условиях есть потребность в дополнительных площадях.

Стройка оценивается в 600 млн рублей, и это внебюджетные средства. И тем не менее такие траты в пандемию вызывают недовольство граждан, которые замечают, что в регионе достаточно свободных площадей, которые можно было бы использовать, как это сделано в других регионах.

Например, в Мордовии центр разместили в Доме печати. В Красноярске для создания объекта использовалась инфраструктура, построенная для проведения Универсиады-2019. На Сахалине тоже решили использовать прошлые наработки. Правда, не материальные, а накопленный опыт. Основой для ЦУРа стал Ситуационный центр, который был создан еще весной и занимался вопросами борьбы с распространением коронавируса.

«А будут ли чиновники реагировать?»

По мнению экспертов, власть может натолкнуться не только на негативную реакцию простых людей на избыточный объем финансирования, но и на другие препятствия. Как отметил «ФедералПресс» политолог Илья Быков, теоретически ЦУР – хороший инструмент, в том числе с точки зрения оценки общественного мнения, но его эффективность может быть испорчена реакцией самих властей на полученные данные.

«Хорошо, вы заметили какую-то информацию, просигнализировали, но будет ли она восприниматься или учитываться при принятии решений? Мы понимаем, что руководители находятся в постоянном цейтноте, у них большой массив информации – новостной, оперативной и так далее. Будут ли они реагировать? Как это в нашей системе будет работать – большой вопрос», – сомневается эксперт.

А политолог Инна Ветренко и вовсе считает, что новая система будет эффективна лишь на локальном уровне. «В большей степени этот инструмент имеет значение в муниципалитетах, куда стекается вся информация из всех источников. Для уровня окружного я не считаю этот инструмент крупным и эффективным. Это только как один из каналов получения информации. На местах для мониторинга ситуации и понимания возникающих проблем этот инструмент наиболее эффективный», – уверена Ветренко.

Пока народ возмущается тратами, а аналитики спорят об эффективности центров развития регионов, некоторые чиновники пытаются понять в принципе, зачем нужен новый орган и кому он может быть полезен.

Губернатору Новгородской области Андрею Никитину после открытия центра так и не смогли объяснить, кому поможет цифровая жалобная книга. Как пишет местный телеграм-канал MarfaPozadnica, руководитель новгородского ЦУРа Игнат Потапов не смог объяснить главе региона механизм работы возглавляемой им структуры. Любопытна и фигура новгородского руководителя. Потапов – бывший глава новгородского филиала Агентства стратегических инициатив (АСИ – любимое детище самого Никитина, он был первым руководителем созданного агентства). Но теперь вместо разработок для малого бизнеса Игнату Потапову предстоит погрузиться в шквал жалоб населения – от пионеров до пенсионеров.

Но если господин Потапов присутствовал на открытии нового проекта, хотя ему и пришлось «сесть в лужу» перед губернатором, то его коллеге из Свердловской области Илье Захарову повезло еще меньше. Буквально перед открытием чиновник подхватил злосчастный коронавирус и пропустил торжественное мероприятие. «Командовать парадом» пришлось ответственному за внутреннюю политику вице-губернатору области Сергею Бидонько. Собственно, за ним остается кураторство над ЦУРом.

Жаловаться граждане не перестанут никогда, и суть их обращений вряд ли изменится: людей волнуют здравоохранение и образование, социальная защита и тарифы ЖКХ, состояние дорог и обращение с ТКО, экология и безработица. А журналисты «ФедералПресс» в наших региональных редакциях будут продолжать следить за тем, как власти на местах взаимодействуют с населением, и информировать об этом читателей.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский; инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова