Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Госдума продлила мораторий на пенсионные накопления. «Думайте о старости сами»

Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
22 ДЕКАБРЯ, 2020

Госдума продлила заморозку накопительной части пенсий до 2023 года. Фактически личные накопительные счета граждан не пополняются вот уже десять лет. И очередной проект федерального бюджета был сверстан из расчета, что еще минимум три года такая ситуация сохранится. Кому и почему выгодно накладывать мораторий на пенсионные накопления? Могло ли государство обойтись без этого? Увидят ли россияне свои деньги когда-нибудь? Ответы на эти вопросы – в материале «ФедералПресс».

Миллионы без сбережений

Власти продлили заморозку накопительной части пенсии. Напомним, это 6 % от страховых взносов, которые платят за своих сотрудников работодатели. Это что-то вроде долгосрочного депозита. В идеале за весь период трудовой деятельности у человека должна накопиться определенная сумма, которая позволит увеличить в будущем размер пенсии.

После присоединения в 2014 году Крыма и Севастополя с деньгами в стране стало туже. Тогда власти и решили заморозить накопительную часть пенсий. В результате те самые 6 % на личные счета граждан не поступают, а направляются в страховую часть, то есть на выплаты нынешним пенсионерам. Впрочем, это касается только россиян, которые начали трудиться до 2014 года. Те, кто трудоустроился позже, уже не имеют накопительного пенсионного счета. Таким образом, все 22 % отчислений работодателя сейчас идут в «общий котел». Продление заморозки, по прогнозам Минфина, позволит сэкономить 669,3 млрд рублей в федеральном бюджете.

Однако, как поясняет первый зампредседателя комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, нужно быть четкими в терминологии: заморожены не сами пенсионные накопления, а возможность пополнения счетов работающих россиян. «Эти средства не заморожены, они работают через управляющую компанию Внешэкономбанка и негосударственные фонды. И с каждым годом число людей, которые получают накопительную пенсию либо накопительный компонент к страховой пенсии, будет расти», – рассказал Рязанский «ФедералПресс».

По его словам, «самой справедливой пенсионной системой можно назвать накопительную, которая основана на добровольном принципе». «Желательно, чтобы там еще участвовал и работодатель, чтобы пенсии накапливались, работали, управлялись, в том числе самим гражданином, и были наследуемыми», – отмечает сенатор и добавляет, что проблема только одна – как повысить зарплату наемным сотрудникам, чтобы они могли часть зарплаты добровольно откладывать на старость.

Проректор финансового университета при правительстве РФ, профессор Александр Сафонов считает, что у негосударственных пенсионных фондов появились свои сложности. «Возможности действующего дохода у них резко сократились, а с 2022 года начнется выход людей на пенсию (накопительную), и встанет вопрос финансового баланса. У НПФ расходы могут оказаться больше доходов», – пояснил ученый.

Это соразмерно тому, что происходит с банком, к которому долго шли вкладчики, а потом по какой-то причине идти перестали. А желающих забрать деньги из банка становится все больше. По мнению Александра Сафонова, государству придется в том числе думать, как защищать вкладчиков, чьи НПФ будут не в состоянии выполнить свои одномоментные обязательства. «По закону в рамках системы страхования вкладов застраховано «основное тело» – то, что шло в рамках отчислений, может быть возвращено. Но под сомнение будет поставлена возможность получить дополнительный доход за счет инвестиций. Есть такой перспективный риск», – сообщил Сафонов.

Стоит отметить, что еще в 1952 году на конвенции Международной организации труда был принят норматив пенсионного минимума – пенсия должна составлять не меньше 40 % от средней зарплаты работника. В России этот коэффициент замещения доходит до 30 %.

«Дементоры пенсионной реформы»

Таким образом близкие к правительственным кругам люди окрестили чиновников, которые занимались пенсионной реформой в начале и середине нулевых, а некоторые продолжают и по сей день. Источник «ФедералПресс», близкий к Минтруду, сообщил, что была и официальная причина – экономический кризис. Когда вводили накопительную пенсию, ряд экспертов предупреждал правительство, что накопительная пенсия будет слабоэффективной, потому что люди получают низкую зарплату – отчисления будут незначительными. Но идею с накопительной частью продавливал Международный валютный фонд. Власти решили, что мы должны быть как все. А теперь, кстати, другие государства развивают у себя международную страховую систему.

И все же главный аргумент введения накопительной системы был в нехватке денег. Правда, по словам собеседника агентства, никто не рассматривал фактор неплатежей, неучастия в системе пенсионного страхования граждан, которые работают в серой зоне. А это не только «теневые», но и самозанятые, которые не вкладывают в пенсионный фонд. «Мы сами создали такой режим и обостряем проблему пенсионного обеспечения в будущем. А до этого были ИП, которые платили уменьшенную сумму. Плюс была куча решений, связанных с регрессией взносов людей, получающих большие доходы. Вводились льготы для разных компаний по разным основаниям. В общем, государство с 2001 года принимало многие решения в части сокращения доходов в пенсионный фонд, вводя льготы для разных категорий граждан и организаций», – пояснил собеседник «ФедералПресс».

Накопительную часть вполне можно было не замораживать, убежден профессор Александр Сафонов, достаточно было «оптимизировать расходы госбюджета по разным статьям».

Его мнение разделяет и первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг. По словам депутата, если заморозка не прекратится, люди «останутся без нормальных пенсий». Можно просто пересмотреть налоговое законодательство и отказаться, к примеру, от возврата НДС экспортерам сырья. «Этого хватит и на возврат вкладов. Так мы освободим от лишней финансовой нагрузки потребление ресурсов внутри страны и сильнее нагрузим налог на экспорт сырья. А сейчас все происходит наоборот», – убежден Гартунг.

По мнению руководителя Центра экономических исследований Института нового общества Василия Колташова, эффективной может быть система солидарности поколений, «которая существует с конца XIX века и оправдывает себя целиком». «Пенсионная система у нас будет в итоге классическая, на основе солидарности поколений. Ее можно назвать страховой, социальной, а накопительная часть будет у каждого своя», – считает экономист.

Колташов советует россиянам самостоятельно копить на свои пенсии. «Сдавать помещения в аренду, рента, депозит в банке, ценные бумаги – эти способы накоплений на старость ни у кого не отняты», – полагает эксперт.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева