Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
11 ЯНВАРЯ, 2021
«ФедералПресс» посчитал, в какую сумму обойдется участие в парламентских выборах в 2021 году. За основу взяты расчеты политтехнологов и «спонсорская помощь» партиям, которую кандидаты готовы оказывать, чтобы только получить место в предвыборных списках. Цифры разнятся от региона к региону. Тем не менее картина более-менее понятна. Сколько стоит войти во власть – читайте в материале «ФедералПресс».
Стоимость избирательной кампании в том или ином округе будет зависеть от ряда критериев. По словам политконсультанта Владимира Перевозчикова, важны уровень протестных настроений в округе, электоральная активность на предыдущих выборах, «качество» оппозиции. Не менее важно, есть ли у политтехнолога команда с хорошим бэкграундом. «Влияет растянутость территории. В Москве сумма будет одна, в Архангельской области – другая. Кроме того, в предстоящих выборах добавились такие критерии, как состояние общества, уровень медицины, ситуация с коронавирусом. Также важный фактор – личность кандидата и уровень его популярности», – рассказал Перевозчиков.
С ним согласен и независимый политтехнолог Дмитрий Орлов. По его словам, пандемия внесет свои коррективы в расценки. «Тут главное — чтобы аппетиты тех, кто хочет получить деньги за мандаты, совпали с возможностями тех, кто хочет их получить. Потому что если какая-то партия будет требовать деньги за свой мандат больше, чем это было раньше, а соискателю мандата нечем будет заплатить, грянет скандал, который можно раскрутить до вселенских масштабов», – пояснил Орлов.
Политтехнолог Марат Хамидуллин отметил, что на затраты влияет также принадлежность к партии, от которой кандидат выдвигается. «У партии власти ресурсов больше, чем у оппозиции. Инструментов и возможностей для агитации здесь больше, а, значит, есть вероятность сокращения определенных затрат», – считает эксперт.
По словам Хамидуллина, также важный фактор – это наличие конфликтных ситуаций в округе. «Например, если идет масштабная точечная застройка, затраты для кандидата от «Единой России» тут будут в разы больше, чем от КПРФ. Придется обороняться от нападок конкурентов, что также потребует затрат. Еще один немаловажный фактор – это наличие ресурсного или активного оппонента», – пояснил политтехнолог.
Что касается узнаваемости кандидата, с одной стороны, легче и дешевле кампания обойдется популярному человеку. Но, с другой – узнаваемость может нести негативную коннотацию.
Победа кандидата во многом зависит от административной поддержки: нужны связи и политический вес, заинтересованность в том или ином претенденте на мандат губернатора региона, полпредства, партийных структур. По словам экспертов, в кандидате должны увидеть прежде всего фигуру, личность. С закрытыми глазами уже никого не выбирают.
Политконсультанты разделяют затраты на две части. Первая – стоимость проходного места в партийном списке либо выдвижение по одномандатному округу от партии – кого что интересует больше. Вторая часть – уже сама кампания.
Стоимость избирательной кампании в одномандатном округе может обойтись в среднем в миллион долларов, считает руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков. По его словами, не так важно, от какой партии идет кандидат: политтехнологи отталкиваются в своих расчетах от числа избирателей, «а это примерно тысяча рублей на человека». «Плюс расходы на зарплаты сотрудников штаба, аренду, технику и так далее. Вот и получается конечная сумма, близкая к 70-100 млн рублей, – объясняет Гращенков. – Конечно, есть большая разница между ресурсами партий. Например у «Единой России» – мощный административный ресурс, и в ряде регионов он позволяет решить вопрос без всяких трат, тогда кампания может стоить номинальные 20-30 миллионов».
В других партиях ситуация разная. По словам эксперта, у КПРФ, например, высокий стартовый рейтинг, следовательно, кандидат может сэкономить за счет бренда. Сложнее с выдвижением от новых партий и от «Справедливой России»: им, отмечает Гращенков, «приходится вкладываться на старте компании узнаваемость, так как партийный бренд дает им слишком мало процентов». «Соответственно, для желающих баллотироваться от этих партий стоимость компании возрастает – как правило, это 15-20 млн рублей», – пояснил эксперт.
Илья Гращенков считает, что достаточно высокая цена участия у ЛДПР. «Партия активно продвигает своих кандидатов. Но если вы хотите выдвинуться от них, не будучи членом партии, придется договариваться с руководством, а для этого – оказать спонсорскую поддержку. Тем не менее, почти все компании в среднем обходятся около 100 млн рублей», – говорит Гращенков.
Кстати, желающим баллотироваться от «Единой России» стоит помнить и о промежуточном этапе – партийных праймериз. Это, говорят политконсультанты, по сути, еще одна полноценная кампания, которая тоже затратна. И упускать из вида этот этап нельзя.
Собеседники «ФедералПресс» называют, впрочем, и другие цифры. Так, по словам близкого к Госдуме источника агентства, например, цена мандата депутата Госдумы от «Единой России» в Москвы начинается от 150 млн рублей. Однако Владимир Перевозчиков утверждает, что даже в столице многое зависит от округа: где-то кампания может обойтись в 50 миллионов, а где-то – во все 150.
Источник «ФедералПресс» говорит, что в Воронежской или Ростовской областях одномандатнику от «Единой России» придется условно потратить 110-120 млн рублей (хотя политтехнолог Сергей Тараканов считает, что при наличии админресурса и узнаваемости можно уложиться и в 50 миллионов). В Курганской – около 90 миллионов. В Курской, Орловской, Брянской, Рязанской областях при договоренности можно обойтись и в 40-50 млн рублей». В Краснодарском крае почти все мандаты «гарантированы», но это стоит дороже.
С КПРФ, по словам Сергея Тараканова, все сложнее. «Думаю, они получат мандаты в небольшом количестве округов. И надо учитывать, что эти места, вероятнее всего, достанутся приближенным Геннадия Зюганова, – считает собеседник «ФедералПресс». – Если же условный директор завода захочет пойти в Госдуму от КПРФ и победить, ему придется нелегко. Общенародная известность обернется серьезным риском. Достаточно вспомнить историю Грудинина».
Тараканов отмечает, что нет смысла считать, сколько потратит одномандатник от КПРФ: можно потратить незначительные деньги и стать депутатом, а можно вложить огромную сумму и остаться без мандата. «Есть определенный момент лотереи. Кроме того, зачастую бывает так, что у коммунистов за кандидатов платят спонсоры», – сообщил эксперт.
Расценки по сравнению с парламентскими выборами 2016 года, в целом, изменились, но не значительно, говорят эксперты. В любом случае, политконсультанты уверены, что идти на выборы нужно только под флагом партии, не самовыдвиженцем – шансов получить заветный мандат гораздо больше, да и проблем со сбором подписей (как и дополнительных затрат) можно избежать.
Но и попадание в партийный список порой тоже стоит денег. По словам политтехнологов, общий принцип остается неизменным: чем более известен кандидат, тем меньше ему придется платить за место. По словам независимого политтехнолога Дмитрия Орлова, в 2016 году за место в списке «проходной партии» у малоизвестных кандидатов просили, в среднем, 5 млн долларов.
Политтехнолог Константин Митчин говорит, что попадание в список парламентских партий (эксперты называют, в частности, ЛДПР, «Справедливую Россию») стоит от 200 до 500 млн рублей, в зависимости от стратегий и сценариев крупных игроков. «Пока нет ясности по округам, сложно рассчитать возможность сократить расходы на кампанию за счет так называемых договорных округов. Понимание будет ближе в январе-марте будущего года», – отметил Митчин.
Впрочем, иногда списочнику вообще ничего не нужно вкладывать. Политтехнолог Марат Хамидуллин говорит, что некоторые кандидаты тратят на кампанию только личное время. Все остальное за них делает партия и спонсоры. И нужно-то для этого всего лишь быть приближенным к губернатору региона или самой партии.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин