Редакция «ФедералПресс» / Андрей Гусий
Республика Дагестан
3 ДЕКАБРЯ, 2020
Регионы утверждают бюджеты на 2021 год, на показатели которых, конечно же, сказались последствия коронавируса. Впрочем, на протяжении всего года чиновники заявляли о том, что экономическая обстановка, хоть и тяжелая, но находится в пределах нормы. Однако в реальности цифры достаточно критично отличаются от прогнозов, а финансы ряда регионов так и вообще перешли под управление Москвы. «ФедералПресс» разобрался, есть ли в России плановая экономика.
Чиновники в начале года говорили о перспективах экономического роста в регионах. Затем были заявления о том, что коронавирус не скажется критически на казне. А к моменту принятия финансовых документов уже пошли разговоры о том, как исправлять ситуацию.
Оговоримся сразу, большинство случаев роста доходов региона чиновники планируют получить за счет увеличения сбора налогов и получение субсидий из федерального бюджета.
Карачаево-Черкесия. Еще в начале 2020 года предполагалось, что при доходах 26,4 млрд (19,5 млрд из других бюджетов) профицит в 2021 год составит более 131 миллиона. В конце 2020 года чиновники также посчитали, что регион ждет профицит в бюджете в размере 145 миллионов при доходах 23,4 млрд (16,7 млрд поступлений).
Кабардино-Балкария. В начале года чиновники говорили, что в 2021 доходы будут полностью соответствовать расходам – 37 млрд. В реальности при поступлениях 35 миллиардов уже заложен дефицит в размере 1,1 млрд.
Калмыкия. Правительство республики полагало, что при доходах в 16 миллиардах профицит составит более 118 миллионов. В реальности в 2021 году доходы заложены в размере 18 млрд, а профицит сменился на дефицит в размере 50,8 миллиона.
Ставропольский край. Чиновники закладывали на будущий год профицит в размере 100 миллионов при поступлениях 118,8 млрд. В итоге оказалось, что доходы составят 124,6 млрд, а вместо профицита ожидается дефицит в 3 млрд рублей.
Волгоградская область. Здесь был утвержден документ, предусматривающий в 2021 году бездефицитный бюджет, доходная часть которого должна была составить 115,5 млрд. Но в реальности при поступлении в казну 124 млрд дефицит заложен в размере 5,7 млрд.
Дагестан. Еще в начале 2020 года предполагалось, что в 2021 году при доходах 125,8 млрд дефицит составит 6,2 млрд. В реальности при поступлениях 134,1 млрд дефицит ожидается в размере 3,2 млрд.
Ростовская область. Предполагалось, что в 2021 году при доходах 184,3 млрд будет профицит в размере 3,2 млрд. Последние данные говорят о том, что поступления будут 187,7 млрд, но уже с дефицитом 3,4 млрд.
Северная Осетия – Алания. Здесь чиновники закладывали профицит в размере 972 миллионов при доходах 31,8 млрд. В реальности в 2021 год республика зайдет с дефицитом в сумме 102,7 млн при поступлении в казну 32,7 млрд.
Астраханская область. В 2021 году регион должен был увидеть профицит в размере трех миллиардов рублей при доходах 53,8 млрд. Но итогом стал дефицит в 3,2 млрд при доходах в 45,8 млрд.
Чечня. Республика в 2021 году должна была увидеть дефицит бюджета в 1,8 млрд при доходах 83,4 млрд. В итоге дефицит увеличился до 11,2 млрд, а поступления должны составить 93,8 млрд.
Крым. Прогнозировались доходы в размере 155 миллиардов, а сам бюджет должен был быть бездефицитным. В реальности поступления в казну должны составить 151 млрд, а дефицит – 1,4 млрд.
Адыгея. В 2021 году дефицит должен был составить 371 миллион при доходах в размере 23,3 млрд. В итоге дефицит составит 525,6 млн. а поступления 24,6 млрд.
Краснодарский край. Кубань ждал дефицит бюджета в размере 10,5 млрд при поступлении в казну 290 млрд. В итоге в 2021 год край входит с дефицитом в 12,5 млрд при доходах 281 млрд.
Ингушетия. В 2021 году республику должен был ждать бездефицитный бюджет при поступлениях 27,8 млрд. В итоге прогнозируется доход в 21,4 млрд, а дефицит – 15,8 млн. Обратим внимание, что Ингушетия должна заключить с Минфином России документ, подразумевающий прямое финансовое управление Москвы по ряду вопросов. Всему виной – долговые обязательства республики.
Севастополь. Предполагалось, что в 2021 году при доходах в 52 млрд рублей дефицит составит 3,3 млрд. Стоит отметить, что это единственный регион, не принявший и не обнародовавший на момент публикации материала показатели бюджета.
Чтобы понять, насколько ошиблись чиновники в своих прогнозах, мы высчитали процент корректировки дефицитов и профицитов в соотношении с доходами согласно последним данным по бюджетам регионов.
Понятно, что ситуация будет меняться, в том числе и из-за возможных новых ограничений из-за коронавируса, поэтому ряд правительств уже принял меры для исправления ситуации, хотя бы для частичного выравнивания.
Если говорить об Ингушетии, то здесь вводится прямое управление бюджетами региона Москвой. Не разрешат увеличивать численность чиновников, брать дополнительные бюджетные кредиты, а также может быть приостановлен ряд программ.
В Крыму чиновники пытаются снизить полтора миллиарда долга за счет приватизации. Правда, ориентировочно, власти могут получить только 200 миллионов. Речь идет о ГУПах: «Комплексная архитектурно-реставрационная мастерская «Крымпроектреставрация», «Феодосийский судомеханический завод» и «Евпаторийский авиационный ремонтный завод». И продажи долей в ООО: «Коллективное предприятие «Агропромэнерго», «Джанкойский машиностроительный завод» и пакет акций АО «Ялита».
Дефицит бюджета Чечни, пусть и частично, также будут покрывать за счет продажи принадлежащих республики акций: «Грозненский завод железобетонных конструкций», «Аргунский завод железобетонных изделий», «Чеченское управление строительства», «Агротехсервис», «Молпром» и «Притеречная».
Ставропольский край, как отмечает ряд экспертов, для исправления ситуации надеется на помощь Москвы, а также на налоги. При этом государственный долг в регионе может вырасти до 36,4 млрд.
Ростовская область надеется на возведение аграрных кластеров, предполагающих значительные инвестиции, строительство зерновых терминалов, а также возрождение «Евродона» и «Донстара».
«На мой взгляд, профицитные или мало пострадавшие бюджеты в планах – это вера руководства региона и парламентариев в какое-то чудо, улучшение ситуации. В действительности мы понимаем, что экономикам субъектов придется испытать объективные сложности, а некоторым сферам затянуть пояса», – отметил «ФедералПресс» эксперт Андрей Решетов.
Что касается пессимистичных сценариев, обратил внимание собеседник, то этот прием оказался в какой-то степени даже позитивным. Например, в Краснодарском крае рассчитывали на худшее развитие событий по итогам года, однако этого не произошло и средства сохранились. Теперь власти региона обсуждают выделение субсидий кинотеатрам и другим пострадавшим отраслям.
«Все-таки, на мой взгляд, важно следовать принятому бюджету. В целом, у него сохранилась социальная направленность, включены расходы на госпрограмму. Если уже в конце что-то останется, думаю, финансам найдут применение быстро. Сейчас мы наблюдаем беспрецедентную автономию у регионов. Полагаю, сохранится она и в отношении бюджетов. Конечно, федеральный центр понимает, что у всех сложилась сложная ситуация. Но губернаторы в очередной раз смогут продемонстрировать свои умения, например, выделять приоритетные цели», – подытожил Андрей Решетов.
Юрист Александр Гридин обращает внимание, что прогнозируемые цифры менялись всегда, но в условиях коронавируса их разница будет более значительна. По мнению эксперта, вернуть такую внеплановую экономику в реальную жизнь и соответствующим действительности показателям можно только изменив законодательство, введя и ужесточив ответственность для чиновников, в том числе и при планировании на два года вперед.
«Интересный факт: за такие корректировки нет ответственности для чиновников, на сколько бы сильно не менялись данные. Поэтому мы видим откровенно фейковые показатели профицита, меняющегося на многомиллиардный дефицит. Ответственность за такой прогноз никто не несет, можно ставить любые цифры. Надо вводить ответственность за такие прогнозы, если их можно назвать прогнозами. Экономика должна быть плановой, а корректировки – незначительными», – подытожил Александр Гридин.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, графика: ФедералПресс