Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«ФедералПресс» представил новый рейтинг медиаактивности федеральных министров. «Светиться сегодня невыгодно»

Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс
Москва
21 ИЮНЯ, 2021

«ФедералПресс» совместно с Институтом стратегических коммуникаций и социальных проектов (Инстратком) представляют ноябрьский рейтинг медиаактивности федеральных министров. Лидерству премьера Михаила Мишустина, кажется, никто и ничто не может помешать. Но есть ряд министров, которые существенно утратили свои позиции, а есть и те, кто заметно нарастил свое присутствие в медиасреде. Все подробности – в материале «ФедералПресс».

Распределение мест

Рейтинг медиаактивности членов правительства России составлен на основе данных о количестве их упоминаний в СМИ. С помощью систем мониторинга определена пятерка самых популярных в ноябре министров и тройка наименее активных. Выявлено также, что некоторые вице-премьеры значительно ухудшили свои позиции по сравнению с предыдущими исследованиями. Авторы рейтинга определили также наиболее резонансные заявления и решения кабмина за прошедший месяц и оценили реакцию на их работу со стороны президента.

Итак, суммарно в ноябре федеральные министры упоминались в СМИ 114 513 раз. Первым в рейтинге медиаактивности оказался премьер Михаил Мишустин. Причем его лидерству до сих пор никто не может помешать. Достаточно посмотреть цифры: Мишустин упоминался 51 081 раз, а занявший второе место глава Министерства иностранных дел Сергей Лавров – 10 747 раз, бронзовый призер – глава Минобороны Сергей Шойгу (7156 раз).

С именем Михаила Мишустина связаны различные вопросы внутренней и внешней политики. В первую очередь это решения оперштаба по борьбе с COVID-19, реализация национальных проектов, подготовка реформы госуправления, обновление кабмина. При этом авторы доклада отмечают, что по сравнению с октябрем текущего года количество упоминаний главы правительства возросло на 13 %. «Это, вероятнее всего, связано с масштабной работой по организации частичного обновления кабинета министров (как назначение новых руководителей, так и перестановки внутри существующего аппарата)», – полагают эксперты.

Глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский добавляет, что Мишустин – «свежая фигура». «Он дельный технократ, не обладает большим антирейтингом, – поясняет политолог. – И воспринимается как человек, который что-то делает, чтобы победить».

Что касается упоминаемости главы МИД Сергея Лаврова, в СМИ он появлялся в целом с традиционным набором тем: постконфликтное регулирование ситуации в Нагорном Карабахе (работа идет в тесной связке с Минобороны РФ), Сирии, Эфиопии, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке в целом. Много публикаций было посвящено делу Навального, которое «стало отправной точкой для раскручивания нового витка конфликта между РФ и странами Запада».

Министр обороны Сергей Шойгу чаще всего фигурировал в сообщениях СМИ о стратегических совещаниях Генштаба, посвященных различным вопросам, в том числе связанным с помощью Сирии, разработке перспективных вооружений, взаимодействию с партнерами по линии ОДКБ и СНГ. Также появилась новая тема – введение миротворцев в Нагорный Карабах и перспективы миротворческой миссии в Приднестровье.

Политолог Илья Гращенков предполагает, что активность глав МИД и Минобороны – это «часть государственной политики». «Если посмотреть на сетку вещания ведущих телеканалов страны «Россия» и «Первый», мы увидим, что ток-шоу фокусируются на внешней повестке. По каким-то причинам гражданам интереснее смотреть за ситуацией за рубежом, а не внутри страны, поэтому и те ведомства, которые отвечают за соответствующие направления, получают наибольшую медиаактивность. Видимо, во внутренней повестке просто нечего говорить, да и слушать никто об этом не хочет, иначе в прайм-тайм было бы достаточно информации о внутренних проблемах. Активность исходит из предпочтения зрителей», – поясняет эксперт.

Вопросы внутренней политики действительно оказались менее заметны СМИ. Лишь на четвертом месте в ноябре оказался министр здравоохранения Михаил Мурашко. СМИ его упоминали 5 тысяч 525 раз. Очевидно, что все публикации, связанные с его именем, сконцентрированы на борьбе с COVID-19. «Михаил Мурашко – человек новый, многие его не знают. Видели разве что на включении с ВКС с президентом и премьером. Ситуация с «короной» непростая, растет число заболевших и умерших. Врачи воспринимаются как герои. Но растет антирейтинг министра, и определенная вина будет перекладываться на правительство и конкретно на фигуру министра здравоохранения. Он должен быть к этому готов», – прокомментировал «ФедералПресс» политолог Ярослав Игнатовский.

Замыкает пятерку самых популярных министров вице-премьер Марат Хуснуллин – 3536 упоминаний. Чаще всего СМИ упоминали его в контексте разработки стратегии комплексного развития регионов, мер по регулированию сроков обновления ветхого и аварийного жилья и решения проблемы обманутых дольщиков. Также в ноябре Хуснуллину пришлось решать проблемы с водоснабжением Крыма.

На фоне своих коллег очень скромные результаты получили три министра: первый вице-премьер, руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко (259 упоминаний), глава Минвостокразвития Алексей Чекунков (136 упоминаний) и глава Минцифры Максут Шадаев (38 упоминаний).

Григоренко и в предыдущем рейтинге не отличался высокой активностью, хотя несколько нарастил свои показатели. Шадаев практически не упоминался в СМИ, вероятно в связи с тем, что «большинство проектов, которые реализует его министерство, как правило, освещаются в СМИ без привязки к имени министра». А вот Чекунков пока только осваивается в роли министра (назначен на должность в начале ноября).

В начале ноября, напомним, в составе федерального правительства произошли кадровые перестановки. С поста министра энергетики на должность вице-премьера по ТЭК перешел Александр Новак. Его СМИ упомянули 2013 раз. Новые главы Минстроя Ирек Файзуллин и Минтранса Виталий Савельев цитировались СМИ примерно одинаково – 812 и 799 упоминаний соответственно. Новый глава Минэнерго Николай Шульгинов упоминался в 649 сообщениях. Скромнее на их фоне выглядит еще один новичок – министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков: в медиапространстве он засветился лишь 136 раз.

Взлеты и падения министров

Далеко не всем министрам удалось сохранить свое присутствие в СМИ на высоком (или относительно высоком) уровне. Самое ощутимое падение пережили министр финансов Антон Силуанов (минус 11 позиций) и министр труда Антон Котяков (минус 12 позиций). «В обоих случаях причина тому – отсутствие серьезной полемики в подконтрольных им сферах деятельности (исключение – ситуация с курсом национальной валюты, однако эта тема зачастую обсуждается без привязки к личности министра финансов)», – полагают авторы исследования.

Политолог Илья Гращенков в свою очередь считает, что «позиции Силуанова опустились потому, что он постепенно теряет политический вес». «Я думаю, что он просто затаился. Его будущее сейчас туманно, как и будущее всего экономического блока, – говорит эксперт. – Логично, что лишний раз генерировать повестку и раздражать новое начальство не хочет».

Схожая ситуация с Котяковым. «В целом проседают направления, где повестка неблагоприятная: здравоохранение, образование, экономика. В таких ситуациях производить ведомственный контент – значит раздражать население. Проще переключить внимание на внешние факторы, но и, соответственно, самим отсидеться. Проблемы любят тишину», – считает Илья Гращенков.

Политолог Ярослав Игнатовский говорит, что Антон Котяков и его Министерство труда «находятся в русле существующих задач». «Но есть сложности, связанные с ростом безработицы, числа людей, оказавшихся в сложной ситуации, ростом числа нуждающихся. Есть комплекс нерешенных проблем. Пиариться особо не на чем. Много вызовов, – убежден эксперт. – В данной ситуации есть четкая установка – поменьше пиариться и побольше заниматься делом. А свой рейтинг получит президент».

Ухудшили свои позиции в рейтинге медиаактивности и некоторые другие министры. В частности, на пять пунктов опустились первый вице-премьер Андрей Белоусов и вице-премьер Юрий Борисов. Вероятно, связано это с тем, что, как отмечают авторы исследования, «реализованный в ноябре «трансфер полномочий» практически не затронул сферы их деятельности, что обусловило некоторое снижение медийности».

Еще больше потеряли руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко и глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев – по семь позиций. Впрочем, здесь причина более чем прозаична – оба были в отпусках.

На восемь позиций снизился рейтинг главы МЧС Евгения Зиничева. Эксперты объясняют это межсезоньем в повестке ведомства. Также в декабре-феврале прогнозируется рост проблем, которые приходится решать МЧС, и, соответственно, повышение рейтинга министра.

На те же восемь пунктов «упал» теперь уже экс-глава Минстроя Владимир Якушев, а его бывший коллега, экс-министр экологии Дмитрий Кобылкин потерял сразу 21 позицию. Но, как объясняют авторы исследования, снижение медийности связано как раз с их отставками с постов федеральных министров. Напомним, Якушев назначен полпредом президента в УрФО, а Кобылкин стал замсекретаря генсовета «Единой России».

В ноябрьском рейтинге есть и очевидные лидеры. Существенно улучшил свои показатели вице-премьер Дмитрий Чернышенко – плюс 16 позиций. Это произошло благодаря включению «инновационно-цифрового» блока, который курирует Чернышенко, «ряда проектов в сфере науки и культуры, которые ранее реализовывались под надзором Татьяны Голиковой».

Сразу на семь позиций поднялись глава Минкульта Ольга Любимова, министр науки и высшего образования Валерий Фальков и глава МВД Владимир Колокольцев. Это связано во многом с большим количеством юбилейных и памятных дат.

Прибавил шесть позиций и вице-спикер Алексей Оверчук, который как раз в ноябре получил в свое ведение проекты в рамках Росреестра и вопросы земельных отношений.

Президент... не критикует

Для всего кабмина ноябрь оказался месяцем, когда никто из министров не подвергся критике со стороны президента Путина и даже не услышал от него негативных оценок своей работы.

Роль критикующего на себя неожиданно взял глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Он заявил, что правительство уделяет недостаточное внимание реализации космических программ (ранее президент поставил эту проблему на вид как раз Рогозину). Впрочем, правда в словах Рогозина есть, и не исключено, что уже скоро критика министров со стороны президента все же последует.

Что касается резонансных тем, авторы исследования отмечают такие, как усиление режима борьбы с иностранными агентами, подразумевающего ужесточение штрафных санкций в отношении иноагентов, мусорная реформа. Резонансными оказались сообщения о мерах борьбы с COVID-19: нехватка коечного фонда и снижение уровня диспансеризации населения, снижение доступности онкопрепаратов.

Яркой цитатой запомнился в ноябре министр обороны Сергей Шойгу: комментируя выступления своего германского коллеги, Шойгу назвал ее заявления «нападками школьницы младших классов».

Комментируя результаты рейтинга медиаактивности членов кабмина, политолог Илья Гращенков отметил, что «министрам сейчас невыгодно находиться в медиапространстве». «Если просто пытаться «светиться», больше шансов сказать что-то не то, – поясняет эксперт. – Мы живем во время дворцовых переворотов: все друг друга подсиживают, пишут кляузы. Поэтому не дай бог зайти на чью-то «поляну» и не так отозваться о ком-нибудь. Карьеру испортишь в одно мгновение. Они и сами предпочитают молчать».

Политолог Ярослав Игнатовский в свою очередь считает, что для министров сегодня куда важнее «сосредоточиться на выполнении задач, а не на пиаре». «Они и так донесут до общества заслуги, которые будут. Это правительство, оно должно делом заниматься. Есть премьер, вице-премьеры, а также Татьяна Голикова, Анна Попова, которые волею судеб на передовой. Другие пусть четко и спокойно выполняют свои задачи по экономическому развитию страны, – отмечает политолог. – Пусть пиарятся губернаторы, депутаты, политики, у которых выборы на носу. Чиновникам же надо просто работать».

Фото: government.ru