Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Политолог объяснил, почему в регионах не сократят чиновников, несмотря на требования Мишустина

Редакция «ФедералПресс» / Михаил Белый
Москва
29 ДЕКАБРЯ, 2021

Шаяхметов Арсен Маратович

Наука и образование, Политология и политтехнологии
Республика Башкортостан

Оптимизация госаппарата, которую премьер-министр Михаил Мишустин анонсировал в ноябре, затронет 45 министерств и ведомств. По сообщению пресс-службы правительства, под сокращения попадут 37 заместителей руководителей федеральных структур. Как ожидается, сокращения чиновников пройдут и в регионах. Освободившиеся средства при этом останутся в фондах оплаты труда. О том, почему в российских регионах сокращение штатов чиновников рискует оказаться фикцией, а число госслужащих возрасти, «ФедералПресс» рассказал политолог Арсен Шаяхметов:

«Раздутый бюрократический аппарат и неповоротливая система госуправления – давняя проблема российского государства. Успешно ее не удавалось решить ни при каком государственном устройстве, несмотря на различные подходы и концептуальные видения. Хотя, как известно, кадры решают если не все, то точно являются ключевым механизмом любой социальной системы.

Бюрократический аппарат имеет естественное свойство к постоянному расширению и приумножению, что часто не сказывается на его эффективности, но умножает потребляемые ресурсы. Сам термин «бюрократия» имеет скорее негативную коннотацию у масс, хотя именно благодаря всей этой бюрократии мы получаем систему процедур и принятия решений, которая упорядочивают нашу жизнь, выстраивая понятные для всех условия и правила взаимодействия.

Необходимость проведения административной реформы – одна из наиболее назревших и насущных проблем двух последних десятилетий. Периодически федеральный центр выступает с заявлениями о сокращении числа чиновников в стране (иные формы повышения эффективности работы в России предлагаются редко), но аппарат по итогам таких реформаций не только возвращается к прежней численности, но и выходит за ее пределы. Советский Союз часто критикуется за раздутый партийный и государственный аппарат, пронизывавший всю вертикаль и горизонталь общества. По данным Росстата, с 2000 по 2018 год число госслужащих увеличилось с 3,45 млн до 5,7 млн человек – это примерно один госслужащий на 25 человек. В 1985 году в СССР один чиновник приходился на 136 человек. Тут важно понимать, что в советское время партноменклатура не считалась чиновничьим аппаратом, хотя де-факто им являлась.

Вместе с тем мы постоянно слышим о перегруженности госслужащих и о больших переработках при невысоком в целом уровне оплаты труда. Почему так происходит? В системе госслужбы происходит неправильное функциональное разделение. Управленческий аппарат сильно раздут, хотя принятие реальных решений осуществляется лишь узким кругом руководителей. Вместе с тем на рядовых сотрудников выпадает высокая нагрузка, влекущая за собой быстрое эмоциональное выгорание. В этой связи верно решение кабинета Михаила Мишустина о сокращении именно руководящего штата. Схожее направление, например, выбрано правительством Республики Башкортостан во главе с премьер-министром Андреем Назаровым – там планируется сокращать по 5 % госслужащих ежегодно и вводить жёсткий лимит на численность штата госорганов, повышая эффективность принятия решения не раздуванием аппарата, а внедрением инновационных решений.

Другой важный фактор – большая доля госслужащих приходится на правоохранительные, силовые и военные структуры. Ситуация там примерно схожа с гражданской службой – участковых на местах остро не хватает, зато большой объем средств тратится на содержание внутренних войск (Росгвардии) и происходит постоянное перераспределение полномочий между силовыми структурами.

Особую популярность в последние годы приобрели так называемые институты развития – прямо или косвенно аффилированные с государством центры по привлечению инвестиций, разработке и реализации стратегии развития региона, мониторинга и анализа ситуации в регионе. Они частично дублируют функции органов власти, но нацелены привнести свежие подходы и международный опыт, не ограничиваясь законом о государственной службе. Такие институты действительно нужны, но их важно использовать точечно. Они могут давать «добавочную стоимость», но не являются панацеей. Не случайно и они попали под оптимизацию правительства Мишустина – на Дальнем Востоке, например, корпорации развития начали дублировать уже сами себя, демонстрируя свою неэффективность и экономическую нецелесообразность.

К чему приведут новые попытки реформирования? Представляется, что на фоне пандемии примерно к тому же – бюджетная сфера станет оплотом стабильности, «пригревая» все большее количество людей. Это не удивительно при нынешней политико-экономической системе, стремящейся во всех сферах усилить присутствие и контроль государства. Однако важным моментом является то, что государство стало задумываться не только о количественных сокращениях, но и о повышении качества – внутренней эффективности. Именно это может остановить настолько привычный эффект маятника».

Фото: nalog.ru