Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Кремль усиливает команды по отражению атак на власть в соцсетях

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева, Оксана Дякина
Москва
14 ЯНВАРЯ, 2021

Сверку часов уже на этой неделе провели интернет-технологи. На предстоящих выборах в Госдуму этим специалистам отводится одна из главных ролей – агитация в социальных сетях, которую нужно провести без потерь и с прибылью (равно – с получением мандата). Пока найден лишь посредник – эту роль будет играть созданная ассоциация интернет-технологов. Впрочем, выясняется, что помощь спецов-интернетчиков нужна не только избирательным штабам, а еще и госструктурам. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Двухдневный семинар для специалистов по интернет-технологиям прошел в мастерской управления «Сенеж» в Подмосковье. К слову, это место, где с 2019 года собираются на свои семинары губернаторы, где проводится молодежный форум «Территория смыслов», а в 2020 году прошел и суперфинал конкурса «Лидеры России».

Работать в Сети интернетчиков учили замдиректора АНО «Диалог» Владимир Табак (в 2010 году именно он ко дню рождения президента Владимира Путина создал календарь с полуобнаженными студентками журфака МГУ, а через восемь лет во время президентской кампании курировал его продвижение в социальных сетях), блогер Кристина Потупчик (бывший комиссар движения «Наши»), екатеринбургский политтехнолог Платон Маматов и другие.

По словам одного из участников семинара, приехало меньше специалистов, чем ожидалось. В основном те, кого убедили вступить в ассоциацию интернет-технологов. Одним из идейных вдохновителей этого объединения стал соучредитель агентства «Интернет-агитация» Андрей Цепелев. В 2016 году его команда провела успешную кампанию – именно в социальных сетях – в Башкирии, где в одномандатном округе неожиданно для многих победил лидер партии «Гражданская платформа» Рифат Шайхутдинов. Это был, пожалуй, тот самый случай, когда влияние и роль интернета в избирательной кампании стали очевидными и неоспоримыми.

И эта роль возрастала с каждым годом, но вот квалифицированных специалистов в этой сфере до сих пор не так много. «Мы недовольны тем, насколько представлено интернет-направление в избирательных штабах, и его роли явно недостаточно по сравнению с той ролью интернета, которая есть сейчас в нашем обществе, – отметил в интервью «ФедералПресс» и ТГ-каналу «Кремлевский крот» Андрей Цепелев. – В 2020 году мы увидели, что практически все традиционные средства агитации – проведение пикетов, встреч во дворах, так называемая кампания от двери к двери – были затруднены из-за пандемии. Из важных средств информирования избирателей остались СМИ и интернет, который по цифрам уже превосходит ТВ».

Участие в ассоциации в определенной степени будет пропуском для интернет-специалистов на выборы. Никто, конечно, не запрещает и другим интернетчикам находить клиентов из числа кандидатов (благо их всегда море, особенно на парламентских выборах). Но объединение, отмечает Цепелев, «поможет встретиться хорошим кандидатам с хорошими технологами в регионах». «Мы сможем рекомендовать определенных технологов заказчикам, партиям и крупным «классическим» технологам, которые получают заказы. Будем формировать пул специалистов, которые, как мы считаем, справятся с кампаниями», – поясняет эксперт.

Задача – найти интернет-технологов, которые смогут грамотно провести позиционирование и отработку негатива в отношении «нужных» кандидатов. Те, кто войдет в ассоциацию, кто готов будет продвигать провластных кандидатов и сможет получить неплохие контракты сейчас и гарантии на их получение в будущем.

Причем не исключено, что кто-то получит свои контракты и за рамками избирательных кампаний. И на этот любопытный момент обращают внимание некоторые участники школы интернет-технологов.

Как известно, с конца прошлого года в каждом субъекте созданы центры управления регионами (ЦУР). Эти структуры (головная – АНО «Диалог» – находится в Москве, и зам ее руководителя Владимир Табак, как уже отмечалось, выступал на семинаре одним из основных спикеров) как раз занимаются отработкой негатива, рисками в соцсетях. Они не подконтрольны местным властям. Раньше отработкой рисков в Сети, жалобами жителей, поступающими в аккаунты губернаторов и органов госвласти, занимались сами чиновники в рамках системы «Инцидент-менеджмент». Кроме того, в пресс-службах губернаторов были и остаются люди, которые отвечают за позиционирование начальника в соцсетях. Этих людей, кстати, Андрей Цепелев тоже называет интернет-технологами.

Но собеседник «ФедералПресс», присутствовавший на семинаре, говорит, что это не совсем точно: зачастую отработкой рисков в Сети ранее занимались неподготовленные к такого рода работе специалисты пресс-служб, а то и просто специалисты департаментов, знакомые с соцсетями всего лишь на уровне собственных аккаунтов в «Одноклассниках» или «ВКонтакте».

По словам другого участника семинара, выйти на полную мощь центры управления регионами должны уже к 1 мая (отметим, что, по прогнозу ряда политологов, в том числе Дмитрия Орлова, Сергея Маркова, именно к маю в России ожидается рост протестных настроений, и это опасно, так как дальше всех ждет старт парламентской кампании). «Речь, – отмечает собеседник, – идет об аутсорсинге. С одной стороны, демонстрация лояльности и кадрового лифта, с другой – ЦУРы и региональные власти в целом получают от специалистов статистику и тематику негатива «на земле». Эту информацию, опять же, использовать будут на выборах. Как будет дальше, пока не ясно. Сейчас основная цель – избрать «правильную» Госдуму и сделать выборы легитимными».

Политтехнолог Юрий Воротников в разговоре с журналистом «ФедералПресс» отметил, что соцсети действительно выходят на первый план. И эта картина очень напоминает начало 1990-х. «То, что читали в Советском Союзе, перестали читать после его развала. Соответственно на сцену вышли другие СМИ, другие средства коммуникации. То же самое происходит сейчас, – отметил Воротников. – В 2021 году будет нарастать запрос на социальную справедливость и в то же время – депрессия и тревожность в обществе. Поэтому чем более карнавальными технологиями будут пользоваться политические силы, тем больше симпатий они будут завоевывать у избирателей. Произойдет некая карнавализация предвыборной кампании: яркие популистские лозунги, митинги, шествия, флешмобы в интернете, использование большого количества всяких разных интернет-технологий, которые сейчас являются либо развлекательными, либо коммерческими».

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева