Редакция «ФедералПресс» / Артем Тутов
Москва
19 МАРТА, 2021
Совет Федерации назначил сенатора Константина Косачева на пост заместителя председателя верхней палаты парламента. А главой комитета по международным делам вместо него стал экс-заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин. При этом о нем известно немного, но знающие люди называют его одним из самых авторитетных российских дипломатов. Григорий Карасин – в рубрике «Персона недели» на «ФедералПресс».
Стартом в карьере дипломата для Карасина стало окончание Института восточных языков при МГУ им. Ломоносова. Там он изучил английский, французский языки и язык хауса, распространенный в Центральной Африке. Прошел типичный номенклатурный путь советского дипломата. С 1972 года занимал различные дипломатические должности в центральном аппарате МИД и за рубежом. Успел поработать в Сенегале, Австралии и Великобритании. В 1992 году его ждал первый серьезный карьерный рост: его назначили начальником управления департамента Африки и Ближнего Востока МИД России. Уже через четыре года он дослужился до заместителя министра иностранных дел России.
С 19 октября 2005 года Григорий Карасин стал статс-секретарем – заместителем министра иностранных дел РФ. Отвечал за вопросы развития двухсторонних отношений с государствами СНГ, что в этот период стало по-настоящему трудной задачей. Он вступил в должность сразу после «оранжевой революции» 2004 года, поэтому времени на раскачку у него не было. В те же годы произошла смена курса в отношениях с Грузией, где в 2004 году к власти пришел Михаил Саакашвили, который, в отличие от Эдуарда Шеварнадзе, не был настроен на диалог с Россией.
И судя по тому, что отношения с ближайшими соседями с каждым годом лучше не становились, свою работу он делал пусть и старательно, но без особого успеха. По мнению самого Карасина, Украина, начиная с 2006 года, превратила свою страну в «поле геополитического столкновения России и Запада». «Мы постоянно говорили нашим украинским коллегам, что готовы дружить, обсуждать цены на газ, жить в добрососедстве. И до сих пор мы не отворачиваемся от Украины, верим в нашу дружбу», – вспоминал Карасин.
Впрочем, если с Украиной в тот период он не часто имел дело, то вот тема Грузии стала для него ключевой на долгие годы. Серьезные проблемы начались после военного конфликта в 2008 году. По словам Карасина, вооруженный конфликт в Южной Осетии стал демонстрацией характера России. Страна доказала, что с ней нельзя работать методом военно-политического наскока. С этого времени дипломатические отношения между двумя странами были разорваны.
Потепление произошло лишь в 2012 году после появления в грузинской политике Бидзины Иванишвили – российского олигарха грузинского происхождения. Шаг к миру действительно был сделан. Премьер-министр Грузии учредил должность своего спецпредставителя по урегулированию взаимоотношений с Россией. На это место он назначил бывшего посла в России Зураба Абашидзе. Их совместная работа позволила восстановить торговые отношения между странами. Но к консенсусу прийти так и не удалось. Все упиралось в процесс признания Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств. Этой позиции и придерживался Карасин.
По мнению президента Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексея Кочеткова, на посту заместителя министра иностранных дел Карасин проделал огромную работу. «Он настоящий профессионал, карьерный дипломат, в хорошем смысле этого слова. Он четко понимает, что такое государственные интересы, отлично разбирается в нюансах внешней политики, но далеко не все в работе дипломат зависит от личностных качеств. Проблемы с Украиной и Грузией, которые накапливались десятилетиями, единовременно вышли наружу, поэтому он и другие представители МИД были вынуждены экстренно разгребать последствия их прорыва», – подчеркнул эксперт.
Как отметил Кочетков, избежать ситуации с Грузий было просто невозможно. Дипломаты должны были информировать руководство страны о надвигающихся событиях в августе 2008 года. С этим они справились, так как Россию не удалось застать врасплох. «Ситуация с Украиной была иной. Тяжелее. Там была попытка договориться с силами, которые не хотели никаких договоренностей. Я не могу исключать, что Россия изначально неправильно выстраивала отношения. Но нельзя винить в этом дипломатов, тем более что свою роль сыграли внешние враги, которые были нацелены на конфликт», – добавил эксперт.
В 2019 году Карасин был освобожден от должности, а уже через два дня назначен членом Совета Федерации от Сахалинской области, отношения к которой никогда не имел. До 2021 года в Совфеде он занимался наукой, образованием и культурой.
Сама по себе история с назначением Карасина на должность главы комитета Совета Федерации по международным делам может иметь крайне неожиданные последствия. Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, который высоко оценивает работу бывшего замминистра иностранных дел, считает, что произошедшая череда назначений может свидетельствовать о попытках найти нового главу МИД. «Последние несколько месяцев активно курсируют слухи, что руководство страны ищет замену Сергею Лаврову. И его не отпускают потому, что не могут найти ему достойную замену. Не в принципе, конечно, а в нынешних условиях. У нас много достойных дипломатов, но сейчас нужен лучший», – считает Журавлев.
По его мнению, одной из кандидатур может быть именно Карасин. На его стороне опыт, отсутствие публичности в последние годы, из-за чего ему не смогут припомнить жестких высказываний. Против играет только возраст, хотя это, на самом деле, не большая проблема. Если здоровье позволит, то подобное повышение идеально впишется в политику неожиданных назначений, которая практикует наша власть уже долгие годы.
Впрочем, возможен и другой исход. По мнению Журавлева, перевод Константина Косачева на пост заместителя председателя верхней палаты парламента также может быть прелюдией перед сменой главы МИД. «Шансов у Косачева, конечно, больше, но этому может помешать его жесткая консервативная позиция. Мне, если честно, всегда казалось, что он больше либерал, поэтому, думаю, он вынужденно занимает такую позицию. Но разбираться с этим никто не будет», – считает Журавлев.
Сенатор Андрей Климов считает, что Карасина ждут еще долгие годы работы, тем более что во всем мире происходят значительные демографические изменения, и многие политики начинают свою деятельность после 70 лет, поэтому возраст бывшего замминистра не является значимым фактором. Сейчас больше ценится опыт. «Сенатор Карасин – пример талантливого, успешного и трудолюбивого человека. Мы много взаимодействовали с ним по разным вопросам, и он постоянно демонстрировал невероятные навыки общения и эрудиции. Мне особенно приятно, что в этом назначении я принял непосредственное участие. Он этого достоин», – признал Климов.
Фото: http://council.gov.ru/