Редакция «ФедералПресс» / Артем Кабанков
Камчатский край
8 АПРЕЛЯ, 2021
Северный морской путь в последние месяцы стал одной из главных тем для обсуждения у дальневосточных чиновников. Повышенное внимание к развитию этой транспортной артерии возникло в прошлом году, когда тему СМП стали поднимать на уровне президента. Чем вызван такой интерес властей и есть ли реальные перспективы у этого маршрута – подробности в материале «ФедералПресс».
Северный морской путь – один из экономических дальневосточных «динозавров» вроде БАМа, оставшихся с советских времен. Назвать его действительно успешным нельзя – что в прошлом, что сейчас этот маршрут используется слабо. Стоит, впрочем, понимать, на какую перспективу он строился. Во многом проект планировали с расчетом на сильное глобальное потепление. В конце прошлого века весь мир готовился к таянию льдов Арктики. Однако серьезных климатических изменений так и не произошло. Потепление, конечно, наблюдается: благодаря ему на северных маршрутах увеличился срок навигации. Но все-таки не такое масштабное, как ожидалось. С этим связано нынешнее положение дел: СМП используется не слишком активно. Ежегодный объем перевозок по нему варьируется в районе 30 миллионов тонн.
В последние месяцы российские власти вновь заинтересовались проектом. Только этой весной правительство провело несколько совещаний по теме Севмпорпути, а премьер-министр Михаил Мишустин дал ряд поручений по развитию маршрута. Чем вызван такой повышенный интерес?
То, что о развитии СМП вновь заговорили, связано, прежде всего, с расширением полномочий Минвостокразвития: в 2019 году оно получило под управление арктическую зону. Соответственно, чиновники стали активно разрабатывать различные программы развития региона. Как отмечает доцент «Финансового университета при правительстве Российской Федерации», кандидат экономических наук Александр Арский, Севморпуть является одним из важнейших проектов для освоения Арктики.
«Северный морской путь является альтернативой традиционному южному маршруту между Китаем и Европой. После недавнего инцидента в Суэцком канале стало окончательно ясно, что необходимо развитие альтернативных логистических маршрутов. В том числе, транзитных путей через территорию России», - рассказал он «ФедералПресс».
СМП важен для развития промышленности в северных районах, прежде всего, добывающей. Еще один аспект – политический: сейчас ведущие мировые державы соревнуются за освоение арктической зоны. И если Россия не будет заниматься серьезными проектами в этом регионе, это сделают другие.
Однако это все разговоры о перспективах. Они действительно есть и неплохие. Но подкрепляются ли все эти громкие заявления реальными делами? Как полагает экономист Максим Кривелевич, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать реальных шагов по развитию маршрута. Прежде всего, потому, что практического смысла в них немного.
«На данный момент Северный морской путь действительно особо никому не нужен. Однако ситуация может измениться. Сейчас все крупные экономики борются за контроль над торговыми маршрутами. Китай развивает проект «Нового шелкового пути», Турция ведет агрессивную политику расширения, США ведет торговые войны. При определенной конфигурации всех факторов Севморпуть может получить важное международное значение. Однако от России здесь мало что зависит, ей нужно просто ждать. И не факт, что дождаться получится», - полагает он.
Так что нынешняя активность вокруг Севмпорпути, прежде всего, нацелена на международную политику. Показательным примером является история с Суэцким каналом: она выявила явную нехватку торговых путей. По мнению ведущего научного сотрудника Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН и Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Светланы Мищук, сейчас ведущие страны будут бороться за продвижение альтернативных логистических маршрутов.
«Конкуренция на мировых рынках серьезно растет. В ближайшие годы многие государства будут «проталкивать» свои транспортные маршруты. России здесь есть что предложить – так что столь пристальное внимание к Севморпути вполне объяснимо», - полагает она.
Другое дело, что на данный момент СМП далеко не самый конкурентоспособный проект. При развитии инфраструктуры он может оказаться полезным для российской добывающей промышленности – из Арктики перевозить по нему полезные ископаемые действительно проще. А вот, например, контейнерные перевозки сюда вряд ли удастся перенаправить. Логистика на этом маршруте окажется более дорогой, особенно в холодное время года, когда судам нужно сопровождение ледоколов. Кроме того, СМП – это экономия на логистике для ограниченного числа рынков. Прежде всего, это север Китая, Япония и Корея. Для связи с более густонаселенным южным Китаем, Гонконгом и Тайванем он подходит куда меньше.
Чиновники, судя по всему, это понимают. Вот, например, какие планы обозначают в правительстве: к 2024 году по СМП будут перевозить 41 миллион тонн газа, 23 миллиона тонн угля, 17 миллионов тонн нефти. Оборот железнодорожных грузов по этому маршруту достигнет максимум 8 миллионов тонн. Как следует из Стратегии развития Арктики, к 2035 году сжиженный природный газ будет основным грузом, транспортируемым по Северному морскому пути. Так что о международных торговых перевозках, которые бы сделали СМП сверхрентабельным, речи не идет.
Еще один фактор, который негативно влияет на глобальные перспективы СМП – нехватка инфраструктуры. А если крупные игроки не станут вкладывать в Севморпуть деньги, то его серьезная модернизация будет попросту не нужна.
«Нынешняя активность вокруг СМП напоминает обыкновенный карго-культ. Будем честными: пристальное внимание к проекту во многом обусловлено выделением бюджета на его развитие. Не зря же у нас есть целое министерство. Севморпуть очень удобен для пиара тем, что любой нормальный специалист на вопрос о перспективах скажет: да, они есть, и огромные. Это чистая правда. А удастся ли их реализовать – дело второе», - полагает Максим Кривелевич.
Фото: kamgov.ru, sakhalin.gov.ru, minvr.ru