Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Чичурина, Дмитрий Долин
Нижегородская область
28 АПРЕЛЯ, 2021
Во многих приволжских регионах очень низкая конкуренция на рынке труда. Даже в промышленно развитой и богатой Нижегородской области. Особенно не хватает медиков и рабочих специальностей. Первых активно переманивают – особенно в последний год – в столицу, вторые – разъехались из-за пандемии. Да и «утечка мозгов» усиливается – молодые люди разъезжаются на учебу в Москву или крупные города, а обратно уже не возвращаются. Почему регионы теряют ценные кадры – в материале «ФедералПресс».
По последним данным портала hh.ru, в ПФО самый низкий hh.индекс зафиксирован в Пензенской и Кировской областях – 3,8 (в среднем, три-четыре соискателя на одну вакансию), Чувашии - 3,9, в Нижегородской области и Марий Эл - 4. Самая высокая конкуренция оказалась в Оренбургской области (6,9).
Как пояснила «ФедералПресс» руководитель пресс-службы hh.ru по Поволжью Анна Буслова, такие низкие показатели объясняются относительной близостью к Москве, которая активно переманивает региональные кадры. В основном, там требуются медики. Буслова напомнила, что в прошлом «пандемийном» году московские клиники предлагали им зарплаты в несколько сотен тысяч рублей с предоставлением жилья. И сейчас в перечисленных приволжских регионах на одну вакансию медработника приходится всего одно-два резюме.
А вот высокую конкурентную ситуацию в Оренбургской области она объясняет активным развитием в регионе сферы добычи сырья. «В этой отрасли всегда высокие зарплаты, большинство соискателей стремится устроиться на работу именно там», - рассказала Буслова, добавив, что самыми востребованными профессиями здесь считаются врачи и учителя.
Председатель hr-ассоциации ПФО Натальи Моисеенконе удивляется, что близлежащие к Москве регионы Приволжья испытывают недостаток кадров. «Близость к Москве и высокие столичные зарплаты манят регионы. Наша задача – чтобы наши кадры не уезжали», - рассказала эксперт «ФедералПресс».
Информацию hh.ru подтверждают и официальные данные региональных властей. Так, в управлении по труду и занятости населения Нижегородской области «ФедералПресс» сообщили, что пик безработных в регионе пришелся на III квартал 2020 года, а сейчас можно говорить о стабилизации ситуации.
«Если в сентябре прошлого года в регионе насчитывалось 63,3 тысяч безработных, то на 20 апреля на учете стоят только 20,2 тысяч человек», - отметили в управлении.
В управлении госслужбы занятости населения Кировской области рассказали, что если на начало года коэффициент напряженности на рынке труда в регионе составлял 1,5 незанятых граждан на одну вакансию, то на 1 апреля – уже 0,9. Похожая ситуация и в других регионах.
Помимо «столичного фактора» переманивания людей Анна Буслова называет еще одну причину нехватки кадров – «дошедшую» демографическую яму 90-х, когда рождаемость в стране резко снизилась.
«Получилось, что сегодня заметно сократилось количество специалистов в возрасте 25-35 лет. Безусловно, эта ситуация вызывает дискомфорт на рынке», - поясняет она.
Кроме того, с закрытием границ произошел отток мигрантов, которые в своем большинстве занимали рабочие позиции.
«А они, между тем, являются одними из самых востребованных у работодателей. Сейчас компании не всегда могут закрыть свои потребности в «синих воротничках» с помощью соотечественников. В том числе, из-за того, что не все готовы расширять фонд оплаты труда, однако это наиболее действенный способ увеличить поток соискателей», - считает Буслова.
Председатель hr-ассоциации ПФО Натальи Моисеенко тоже сетует на нехватку рабочих кадров, которые ранее заполняли мигранты. В частности, это весь обслуживающий персонал, разнорабочие, работники сельского хозяйства.
«Как решать эту проблему – пока не ясно. Необходимо привлекать и мотивировать наших земляков, но условия оплаты труда, скорее всего, придется пересмотреть в сторону увеличения. Готов ли на это бизнес – большой вопрос…», – признает она.
Нижегородский социолог Александр Прудник более резок в высказываниях. Он считает, что отток мигрантов – благо для России, а политика их завоза, принятая 20 лет назад, была в корне неверна и привела к существенному снижению зарплат. Он считает, что сегодняшняя ситуация подтолкнет работодателей повышать оплату труда местным работникам.
Отдельная проблема – усиливающаяся «утечка мозгов» из поволжских регионов. По мнению доктора технических наук, автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгения Белого, введение Единого госэкзамена активизировало внутреннюю академическую мобильность. «В случае с ПФО ситуация неоднородна. Если из большинства регионов ПФО абитуриенты только уезжают, то в вузах Казани, Самары и Нижнего Новгорода наблюдается приток абитуриентов из соседних регионов», - пояснил он.
Причины этого процесса очевидны. «Во-первых, возможность поступить на бюджетное место, так как по большинству конъюнктурных специальностей в региональных университетах, как правило, их очень мало. Во-вторых, притягивает сам мегаполис, его инфраструктура. Наконец, важным фактором являются потенциальные карьерные перспективы», - отметил эксперт.
Научный сотрудник Башкирской академии государственной службы и управления Арсен Шаяхметов в разговоре с «ФедералПресс» подтвердил: проблема носит комплексный характер.
«Экономика Поволжья в советское время базировалась на крупной промышленности и машиностроении, пришедшей в запустение в 90-е года и не достигшей высоких показателей на сегодняшний день. Соответственно и уровень средней зарплаты в ПФО ниже, чем в ЦФО и УрФО», - отметил он.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова