Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Причины нападения на учителей: «У нас всего 12,5 % здоровых детей»

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Долин
Пермский край
21 МАЯ, 2021

Нападение в Пермском крае школьника с ножом на педагога вновь заставило заговорить о полном провале в стране молодежной политики. Фактически подростки, в отсутствии четкой идеологии, оказались предоставлены сами себе, констатируют эксперты. При этом в большинстве семей родители заняты зарабатыванием денег. Почему ужесточение законодательства, дальнейшее «завинчивание» гаек не принесет должного результата – в материале «ФедералПресс».

Очередная трагедия произошла в городе Березники Пермского края. 17-летний лицеист пришел на занятия с ножом и напал на преподавателя физики Людмилу Ишменеву. По данным правоохранительных органов, она получила ножевое ранение и была госпитализирована. Сам одиннадцатиклассник, подозреваемый в совершении преступления, задержан, сейчас с ним работают следователи. По предварительным данным, причиной конфликта между учеником и преподавателем могли стать плохие оценки.

«Дети никому не нужны»

«Ничего удивительного в случившемся нет. Нашими детьми уже давно никто не занимается», – пояснил «ФедералПресс» глава общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин.

По его словам, формально в каждом регионе существуют уполномоченные по защите прав детей, однако во многих случаях этот институт просто-напросто не работает: «Сидят люди, получают высокую зарплату, а эффективности – ноль. Дети никому не нужны». По его словам, молодежной политики у нас давно нет, да и учителям в школах тоже не до детей.

«Сами школы превратились в кассы по сбору денег – на ремонт, на охрану, на уборку. Да и родителям, как правило, тоже некогда: доходы населения за последние годы так сильно упали, что люди заняты только тем, как заработать деньги на самое необходимое. Тут уж не до педагогики», – отметил Долинин.

«За каждую двойку – нож из кармана»

Однако с ним не согласна психолог Наталья Варская. «Не надо все валить на родителей. Большинству из них всегда было некогда. Вспомните Советский Союз, тогда люди тоже много работали – кто на заводах, кто в шахтах. Но за ножи никто не хватался и учителей не резал. Было воспитание, было уважение. А сейчас превалирует распущенность: современные подростки зачастую считают, что им все можно», – заявила она «ФедералПресс».

Корень проблемы Варская видит и в том, что учителей «превратили в обслуживающий персонал». «Педагоги сегодня боятся и голос повысить, и слово лишнее сказать. Чуть что – их записывают на видео и увольняют. Для детей они перестали быть авторитетами. И в этом большая беда», – пояснила собеседница издания.

Она также отметила, что раньше в стране была идеология и молодежная политика, а сейчас ее не осталось: «Да, в советское время хватало перекосов, но молодежь была увлечена, была при деле. Сегодня мы наблюдаем полный провал молодежной политики. Нет ни политики как таковой, ни морально-этических рамок. И если их не установить, неровен час, подростки после каждой двойки начнут ножи из карманов доставать».

При этом она подчеркнула, что сложности в отношениях родителей и детей существовали всегда: «Раньше еще даже провинившихся розгами били, и никто стрельбу и поножовщину не устраивал».

«Формализм перерастет в трагедии»

По оценкам эксперта в сфере коммуникаций Натальи Желтовой, не стоит упрощать проблему и решать ее примитивными методами. «Многие дети сегодня замкнуты – они мало общаются с родителями. Чего душой кривить, родители подчас не представляют, чем живет их ребенок – формально проверяют оценки в дневниках, и все на этом. А вся остальная жизнь школьников протекает в соцсетях, где можно натолкнуться на самые страшные вещи», – пояснила она «ФедералПресс».

Таким образом, говорит эксперт, существует целый комплекс причин. «Не стоит забывать и об учителях – они тоже подчас перегибают палку. Для одного полученная двойка – пустой звук, не более того, а для другого – тяжелейшая психологическая травма. Но в заложниках оказываются все – и дети, и учителя. Всем некогда, всем не хватает времени. В итоге царящий формализм иногда перерастает в трагедии, как это случилось, например, в Прикамье», – резюмировала Желтова.

«Профилактикой заниматься, а не бить по хвостам»

Такие трагедии продолжат повторяться, заявил «ФедералПресс» заслуженный учитель России Евгений Ямбург.

«Случившееся меня нисколько не удивляет. Стреляет ведь не ружье, стреляет голова. А здоровых детей сегодня в стране всего 12,5 процента. Вот и делайте выводы», – сказал Ямбург.

По его словам, в первую очередь дети страдают психоневрологическими заболеваниями. «Именно поэтому школам необходима медико-психолого-педагогическая служба, которая бы профессионально отслеживала состояние детей. Надо заниматься профилактикой, а не бить по хвостам», – сказал Ямбург.

Кроме того, учебным заведениям нужна хорошая охрана, но она точно не является панацеей. С ним солидарен адвокат Григорий Сарбаев.

«Усилили контроль за огнестрельным оружием и что? Оказывается, что ножи никто не отменял. Потому что разруха не в клозетах, а в головах», – пояснил он «ФедералПресс».

По его мнению, это будет шириться и расти, пока не придет понимание, что никакими правоохранительными мерами не добиться изменения сознания: «Для этого необходимо совсем другое: изменение системы социальных приоритетов, чтобы жизненные цели молодежи находились совершенно в другой плоскости».

Фото:pxhere.com