Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Зато вместе с Беларусью. Российская экономика готовится утонуть

Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Москва
2 ИЮНЯ, 2021

«Самолетная» история и потенциальная санкционная война между Европейским союзом и Беларусью неминуемо скажутся на экономике России. Одни эксперты допускают, что они нанесут ей вред, отрицательно повлияв на ряд отраслей в нашей стране, другие видят в происходящем позитивные моменты. Что будет с белорусским хамоном и пармезаном, куда сосед будет продавать калийные удобрения и сталь – в материале «ФедералПресс».

Евросоюз намеревается ввести новые санкции против Беларуси из-за вынужденной посадки лайнера, принадлежащего компании Ryanair, и ареста находившегося на его борту Романа Протасевича, политического активиста и бывшего главного редактора белорусского оппозиционного телеграм-канала Nexta.

Ранее в Европейском союзе уже были установлены санкции в отношении семи белорусских организаций и 88 лиц, включая президента Беларуси Александра Лукашенко. Теперь ожидается, что данный список расширится за счет людей, причастных к инциденту с самолетом Ryanair. Также рассматривается вопрос о введении санкций против белорусского государственного авиаперевозчика «Белавиа» и импорта калийных удобрений.

В свою очередь Александр Лукашенков минувшую среду заявил, что Белоруссия сможет компенсировать западные санкции, укрепив свои связи с Россией и выйдя на иные рынки.

«Мы заменим неумолимо стареющую Европу на быстрорастущую Азию», – сказал он. Премьер-министр Беларуси Роман Головченко сообщил о возможности ограничения транзита зарубежных товаров через территорию страны или полного эмбарго на товары из стран, занявших «откровенно враждебную позицию».

Калий нас утопит?

В Европейском союзе не случайно выбрали в качестве потенциального объекта санкций калийные удобрения (точнее, хлористый калий). Производящее их предприятие «Беларуськалий» является одним их столпов белорусской экономики. Европейский рынок для компании весьма важен.

«Если поставки калийных удобрений из Беларуси в Европу будут запрещены, то «Беларуськалию» придется переориентироваться на Индию, Китай и Бразилию. Несколько месяцев назад Белорусская калийная компания, сбывающая продукцию «Беларуськалия», заключила годовой контракт с Indian Potash по цене ниже текущего рыночного уровня. Это вызвало справедливое негодование среди остальных поставщиков калийных удобрений», – отметил промышленный эксперт Леонид Хазанов.

По его словам, если «Беларуськалий» расширит отгрузки продукции в Россию по демпинговым ценам, то может пострадать «ЕвроХим», которому необходимо загружать два предприятия – в Пермском крае и в Волгоградской области. «Долгосрочное эмбарго на импорт из Беларуси может сыграть злую штуку со «Славкалием» Михаила Гуцериева: он строит в стране Нежинский ГОК, призванный стать конкурентом «Беларуськалия». Его открытие предполагалось в 2022–2023 году. Запрет больно ударит по «Славкалию», инвестиции в проект могут не окупиться», – добавил Леонид Хазанов.

Российские строители ждут дешевую арматуру

В принципе, власти Европейского союза могут ввести ограничения и против остальных товаров из Беларуси, начиная от стали и заканчивая нефтепродуктами. Тогда под удар неминуемо попадет Белорусский металлургический завод (БМЗ), экспортировавший в прошлом году в Европейский союз почти 1 млн тонн продукции, причем было зафиксировано существенное увеличение отгрузок во Францию, Испанию, Австрию, Ирландию. У БМЗ не останется другого выхода, как наращивать поставки на географически близкий для него российский рынок.

«БМЗ может попробовать загнать к нам львиную долю продукции, благо у него есть торговый дом в Москве. Его арматуре будут рады отечественные строители, поскольку БМЗ может предложить им выгодные цены, зато наши производители стали точно будут не в восторге, особенно расположенные в европейской части России: им продукция БМЗ совсем здесь не нужна», – констатировал Леонид Хазанов.

Могут увеличить экспорт на наш рынок и Мозырский нефтеперерабатывающий завод и «Нафтан». Хотя в последние годырынок был минимальным, в 2020 году произошел скачок их поставок в Росиию, и от него даже пришлось защищаться.

«Европа – второй по величине внешний торговый партнер Белоруссии после России. При этом нефть – главный экспортный товар России, а основной рынок сбыта – Европейский союз, – говорит Галина Чернухина, заведующая кафедрой коммерции и торгового дела университета «Синергия». –Великобритания и Европейский союз предлагают использовать ситуацию для нанесения удара и по России. Она может отразиться на «Северном потоке – 2» и остановить транзит газа по трубопроводу «Ямал – Западная Европа» по территории Белоруссии».

Сложности будут у и российских предприятий, выпускающих сельскохозяйственную технику и железнодорожные вагоны, – белорусы попытаются продать свою продукцию, создав избыточное предложение.

Транспортный рикошет

Не вполне ясно, как будут обстоять дела с продовольствием (к нам завозится много мяса и молочных продуктов) – здесь отраслевые эксперты не пришли к единому мнению.

Директор Института торговой политики Высшей школы экономики Александр Данильцев не видит никакой угрозы, так как мясо и «молочка» из Беларуси в Европейском союзе практически не продаются. Значит, роста их отгрузок не будет.

Аналитик «Финам» Алексей Кореневс ним не согласен: «Скорее всего, рост будет. Тем более что из Беларуси и ранее поставлялось достаточно большое количество пищевой продукции в Россию (она в числе наших основных торговых партнеров по этому направлению). Насколько увеличатся объемы поставок, пока сказать трудно. Тем более что и с самими санкциями еще не до конца определились».

Беларусь является стратегическим транспортным коридором между Россией и Европой, и любое ограничение грузовых перевозок (не важно, с какой стороны – Европейского союза или Беларуси) автоматически срикошетит по российским логистическим компаниям.

«Вопрос закрытия транзита через Белоруссию уже всерьез рассматривается в Европейском союзе в качестве первоочередных санкций. Конечно, это приведет к удорожанию перевозок и логистики по этому направлению в целом, но вряд ли существенно повлияет на объемы. К тому же не надо сбрасывать со счетов один из основных принципов, который сейчас поставлен во главу угла при рассмотрении антибелорусских санкций: последние не должны навредить самому белорусскому народу. Так что не исключено, что санкции или коснутся авиаперевозок, или вообще будут иметь точечный характер, направленный против отдельных персоналий», – размышляет Алексей Коренев.

«Одна из основных интриг – пострадают ли из-за итогового пакета (пакетов) санкций транспортно-логистические потоки, проходящие через Беларусь? Это гипотетически может привести и к остановке значительной части «санкционного реэкспорта». Однако это довольно маловероятный на текущий момент сценарий», – прогнозирует Дмитрий Александров, начальник управления аналитических исследований «Универ Капитал».

Судя по всему, «санкционный реэкспорт» или, проще говоря, поставки через Беларусь европейских продуктов, запрещенных в России, ни коим образом от происшествия с самолетом и потенциальных санкций Европейского союза не пострадают. Европейцам невыгодно прекращение их транзита в России, белорусские фирмы на продаже креветок, морепродуктов и хамона зарабатывают неплохие деньги, российские магазины с удовольствием их продают, не обращая внимания на несоответствие их белорусских лейблов реальному происхождению.

«Ориентировочно объем «санкционного реэкспорта» составляет порядка 500 тыс. тонн в год. Это и плодоовощная продукция, и рыба, и мясная продукция. Бороться с таким экспортом очень сложно и по политическим причинам. Бюджет Беларуси трещит по швам, объемы золотовалютных резервов уменьшаются. При этом власти России не заинтересованы в уходе со своего поста Александра Лукашенко. Поэтому помогать экономически Беларуси придется», – размышляет Андрей Верников, руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения «Универ Капитал». – Прекратить полностью «санкционный реэкспорт»– значит лишить Беларусь значительной доли доходов, и это накануне введения новых санкций Запада. Выпадающие доходы России придется перекрыть новым кредитами. Получается мнимая выгода».

Похожую точку зрения высказал Алексей Коренев: «Не думаю, что санкции против Беларуси снизят объемы поставок из Европейского союза в Россию».

Туристам и банкам все равно

Как ни удивительно, международный авиационный скандал может не привести ни к каким особым трудностям у российских туристических операторов – слишком уж мало у них связей с белорусскими коллегами.

«Российская индустрия гостеприимства никак не пострадает. Авиакомпании России, как видим, будут летать в Беларусь и над Беларусью. Единственное – «Белавиа» отменила полеты в Калининград. Это, возможно, как-то скажется на туристическом потоке из Белоруссии, но так как в Калининградской области все забронировано на 90–100 %, то последствий для туризма региона и России не будет, – уверен вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. –Проблемы могут возникнуть у тех, чьи родственники проживают на Украине. До истории с самолетом был маршрут через Минск в Киев, сегодня он закрыт. Плюс такая же история для иностранцев и самих украинцев, использующих маршрут для туризма в России, но с точки зрения всей индустрии это очень маленькие цифры. Ожидаем увеличения количества беларусов в туристических поездках в России в связи с закрытием для них других стран».

То же самое может быть с банковским сектором – он, скорее всего, ничего не почувствует: наши банки мало участвуют в реальном секторе Беларуси и у них мизерное число отделений там.

«Вопрос не стоит того, чтобы пока обсуждать его всерьез. Только в случае, если решение о санкциях будет принято и будет содержать в себе какие-то пункты, касающиеся финансовой сферы. Пока из таковых решений есть только заморозка экономической помощи со стороны Европейского союза в размере 3 млрд евро. И, вероятно, России придется взять в этой ситуации на себя роль донора, выдавая правительству Беларуси очередные кредиты (почти наверняка проблемные)», – указывает Алексей Коренев.

«Поскольку Беларусь – наш торговый партнер и наш младший брат, то проблемы младшего брата всегда решает старший брат. Поэтому убытки и дыры, образующиеся в ее экономике, в какой-то степени будут компенсироваться за счет России», – считает Максим Васильев, заместитель директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева