Редакция «ФедералПресс» / Станислав Казаченко
Новосибирская область
4 ИЮНЯ, 2021
Главы сибирских регионов отчитались о доходах и имуществе за ушедший год. Исключение составил новый врио главы Тувы Владислав Ховалыг: в пресс-службе говорят, что документ уже сдан в Управление противодействия коррупции, но еще не проверен, а потому в общедоступном виде его пока нет. К тому же в прошлом году он не был главой региона. «ФедералПресс» сравнил данные глав СФО и составил рейтинги самых богатых и самых скромных губернаторов.
Когда говорят о значительном расслоении российского общества и многократной разнице между доходами самых богатых и самых бедных, это в полной мере можно отнести и к губернаторам. В ушедшем году самый богатый из глав сибирских регионов – губернатор Красноярского края Александр Усс – заработал почти в 10 раз больше самых бедных Олега Хорохордина и Валентина Коновалова, руководителей Алтая и Хакасии соответственно.
Шутки о близких родственниках чиновников, по странному совпадению зарабатывающих больше них, давно вошли в фольклор. Однако к сибирским губернаторам это относится мало. Судя по декларациям, их семьи, как правило, придерживаются консервативных традиций, когда основной доход в дом приносит муж. Но не обошлось без исключений. Супруга томского губернатора Сергея Жвачкина заработала за прошлый год 140 млн рублей – примерно в 300 раз больше, чем годом раньше.
Также ничего не известно о доходах жены главы Республики Алтай Олега Хорохордина. В его биографии на официальном сайте региона ничего не сказано о семейном положении. При назначении на должность в 2019 году местные СМИ писали, что он женат, информации о разводе за все это время не появлялось, однако в декларации данных о супруге нет.
Декларированию подлежат и транспортные средства. Документы показывают, что большинство губернаторов являются ценителями дорогих и статусных машин. Еще одно их увлечение – снегоходы и водный транспорт. Единственный из глав сибирских регионов, у которого нет своей машины, – Сергей Жвачкин, но и у него в распоряжении есть снегоход. А самую большую коллекцию авто собрал руководитель Олег Хороходин, у которого есть Mercedes Benz, Chevrolet и BMW, не считая мотоциклов и снегоходов.
Декларирование доходов и имущества государственных служащих ведется не первый год. Это позволяет проследить, насколько вырос уровень их достатка за время управления, а в некоторых случаях – даже сравнить с доходами до занятия губернаторского кресла. Например, если глава региона в статусе и. о. был назначен в первой половине года, когда декларационная кампания еще не завершилась, и он обязан подать соответствующую информацию за предшествующий год. Либо если до того, как возглавить субъект Федерации, руководитель занимал другую госдолжность, также требующую декларирования доходов. Например, у Александра Буркова и Андрея Травникова доходы после назначения подскочили почти вдвое, а у Игоря Кобзева, наоборот, немного снизились.
Сложно оказалось проследить доходы главного политического старожила Сибири, Сергея Жвачкина: он занимает пост с 2012 года, а его декларации доступны только с 2014-го. Впрочем, и имеющейся информации достаточно, чтобы понять, что он всегда был лидером по заработкам.
В некоторых случаях можно наблюдать скачкообразный рост доходов отдельных губернаторов в некоторые годы. Но этому есть объяснение: Александр Усс в 2017 году получил наследство на сумму почти 193 млн рублей, а Сергей Цивилев в 2018 году продал акции.
Фото: пресс-служба правительства Красноярского края