Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Как «Ростех» рассорил членов правительства

Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Москва
9 ИЮНЯ, 2021

Генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов обратился к главе государства с просьбой помочь в решении проблемы с реализацией чрезвычайно затратного проекта мусоросжигательных заводов. Для «Ростеха» решение президента – последний аргумент в споре. Ведь проект уже вызвал раскол в правительстве: вице-премьер Виктория Абрамченко выступает против него, министр промышленности и торговли Денис Мантуров – за. Как 25 заводов и один «Ростех» поссорили чиновников и кто из них победит – в материале «ФедералПресс»

До 17 июня текущего года Министерство промышленности и торговли, Министерство энергетики, Министерство природных ресурсов и экологии России и ряд других федеральных ведомств должны подготовить доклад президенту Владимиру Путину, посвященный масштабному проекту строительства «Ростехом» 25 мусоросжигательных заводов в различных регионах страны (их суммарная стоимость составляет 1,3 трлн рублей). Поводом послужило письмо генерального директора «Ростеха» Сергея Чемезова, попросившего главу государства поддержать проект.

Этот же проект стал предметом заочной дискуссии между членами правительства России на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме. Против традиционно выступает вице-премьер Виктория Абрамченко: она напомнила, что проекта нет ни в федеральной, ни в региональной схемах обращения с отходами. Его финансовая модель не согласована с экономическим блоком правительства, будущие предприятия являются планово убыточными

«Локации для заводов определены весьма условно. Ни люди, которые проживают на этой территории, ни главы субъектов Российской Федерации не высказывались на этот счет», – рассказала Виктория Абрамченко в интервью РБК на площадке ПМЭФ.

Напротив, министр промышленности и торговли России Денис Мантуровв рамках ПМЭФ фактически поддержал проект «Ростеха». Он даже нашел деньги: средства на проект будут взяты из платежей, которые будут собираться в рамках расширенной ответственности производителя. По сути, речь идет об экологическом сборе.

«Объем сбора с 2023 года составит около 100 млрд рублей, и эти деньги должны пойти на создание мусоропереребатывающих предприятий», – заявил он.

Критика сверху

Проект строительства мусоросжигательных заводов был анонсирован еще в 2017 году, его претворением в жизнь занимается компания «РТ-Инвест» (25 % ее уставного капитала принадлежит «Ростеху»). В феврале 2019 года «РТ-Инвест» подписал с ВЭБом и «Газпромбанком» соглашение о создании четырех предприятий в Московской области, год спустя – соглашение с «Росатомом» и ВЭБом о строительстве 25 заводов (включая заводы в Подмосковье).

Их общая стоимость тогда оценивалась в 600 млрд рублей. Вложения в них должны окупиться за счет продажи на оптовом рынке электроэнергии, вырабатываемой за счет сжигания отходов.

Однако в феврале нынешнего года проект подвергся резкой критике со стороны Виктории Абрамченко после совещания, проведенного ею совместно с вице-премьером Александром Новаком.

«Речь идет о проекте не одного десятка «платиновых» мусоросжигающих заводов, которые фактически предлагается оплачивать из федбюджета и из тарифа для населения (за электроэнергию или вывоз мусора), – написала она на своей странице в соцсети Instagram. – Так не пойдет. Зачем нужна дорогостоящая электроэнергия и «золотой» мусор?»

Денис Мантуров, как было отмечено выше, последовательно выступает в поддержку проекта «Ростеха», являясь одновременно членом наблюдательного совета госкорпорации.

Денег нужно много

Отраслевые эксперты оценивают экономическую целесообразность мусорного проекта «Ростеха» как далеко не однозначную.В частности, неясно, как все-таки лучше обеспечить его финансирование, устраивающее все заинтересованные стороны.

«Вариантов привлечь финансирование может быть несколько. Во-первых, частные инвестиции, но для этого должны быть созданы соответствующие условия для бизнеса, от реализации ему доли в проекте до обеспечения его представительства в проекте и участия в управлении. Во-вторых, это может быть привлечение заемных средств, причем не только в виде кредитования, но и на фондовом рынке, выпуске ценных бумаг. Конечно, параметры проекта должны быть изменены таким образом, чтобы заинтересовать участников фондового рынка. В-третьих, можно попробовать привлечь инвестиции от иностранных компаний, в частности тех, кто уже успешно осуществил и управляет такими мусоросжигательными заводами в других странах», – считает ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Исполнительный директор компании VtorPrice Вадим Кушнер, наоборот, не видит особых сложностей с поиском денег – их возьмут из бюджета и карманов обывателей.

«Проблемы с финансированием строительства мусоросжигательных заводов нет. То есть остро она не стоит. Финансироваться подобные проекты будут как положено, за счет граждан, а именно многократным увеличением тарифа в платежках местных жителей. Плюс федеральные и региональные субсидии, – отметил он. – Сам проект был инициирован государством и нужен только чиновникам. В профессиональном сообществе такие проекты как бизнес не обсуждаются в принципе. Плюс административные риски запредельные, поэтому нормальный бизнесмен в мусоросжигательный завод не вложится».

Ни входящих потоков, ни исходящих

Отсутствие четкой схемы финансирования может привести к тому, чтоожиданиеокупаемости проекта «Ростеха» растянется надолго.

«В текущих условиях срок окупаемости таких предприятий будет отодвигаться на неопределенную перспективу. Как я понимаю, основная критика проектов в том, что они не согласованы с территориальной схемой обращения с отходами и с прогнозом мощности оптового рынка электроэнергии, – говорит Владимир Горчаков, директор группы оценки рисков устойчивого развития АКРА. – С одной стороны, это значит что не учтено, какой будет поток входящих ресурсов, с другой – непонятно, по какой цене будет реализовываться электроэнергия. Если оба условия не соблюдаются, посчитать реальную рентабельность очень сложно».

Тем не менее, по словам Дмитрия Баранова, государственная поддержка проекту «Ростеха» все же может потребоваться – в виде организационных и административных мер, могущих помочь его осуществлению. Проведение в стране жесткой экологической политики, направленной на сохранение природы и климата, сокращение выбросов, повторное использование различных ресурсов, тоже будет способствовать реализации проекта.

Ведя же фактически строительство заводов в Подмосковье и Татарстане за счет ранее взятых в банках средств, «Ростех» особых финансовых трудностей не испытывает.

«Ростех», естественно, ничем не рискует, так как это госкорпорация и все убытки будут списаны, как обычно это происходит», – обращает внимание Вадим Кушнер.

Молчание пресс-службы

Слова Виктории Абрамченко о том, что ни население, ни главы регионов, в которых будут располагаться предприятия, по поводу них никак не высказывались, наводят на мысль: общественные обсуждения по проекту могли быть не проведены, общественная экологическая экспертиза тоже.

Автор статьи на всякий случай решил уточнить информацию об этом и направил запрос в пресс-службы «Ростеха» и «РТ-Инвеста». Никаких комментариев получено не было.

Впрочем, обойтись без мусоросжигательных заводов вряд ли получится, указывает Вадим Кушнер, хотя, вероятно, будут построены не все 25, а гораздо меньше.

«Думаю, что в рамках данного проекта построят несколько объектов, пять-шесть (например, Подмосковье точно задохнется без двух-трех таких заводов, точно построят в Татарстане как передовой республике и еще где-то), а затем по традиции предложат что-то новое», – подчеркнул он.

Зато Владимир Горчаков подверг сомнению необходимость их создания исходя из существующих реалий отрасли по переработке мусора.

«Вопрос в том, нужны ли эти заводы вообще при текущей конфигурации рынка отходов? Прямое сжигание мусора для получения электроэнергии – понятный, но не самый экологичный способ. Особенно если заводы будут располагаться вблизи крупнейших агломераций, – размышляет он. – Вокруг этих проектов пока очень много политики. Думаю, по итогу будет начата реализация части проектов, но не всех из них».

«Так как о проекте есть разные мнения, то, возможно, имеет смысл реализовать несколько таких заводов, чтобы понять, насколько успешна данная модель», – солидарен с ним Дмитрий Баранов.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com