Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Какие технологии используют на выборах в Петербурге: грязные методы родом из 90-х

Редакция «ФедералПресс» / Роман Арсенин
Санкт-Петербург
13 ИЮЛЯ, 2021

Избирательная кампания в Петербурге только стартовала, но уже отметилась не самыми честными политтехнологиями. На что идут технологи ради достижения желаемого результата, и каких нарушений предстоит ждать в преддверии голосования – в материале «ФедералПресс».

Договоренности как способ достижения целей

Еще до официального старта предвыборной кампании в Петербурге стало понятно: честной конкуренции ждать не стоит. Партии и политики начали заранее договариваться, как разделить между собой сферы влияния и кому достанется тот или иной избирательный округ. Ярким примером политики договоренностей могут послужить истории с выдвижением трех самых обсуждаемых кандидатов-петербуржцев.

Главной интригой весны стало выдвижение на выборы в Госдуму председателя заксобрания Вячеслава Макарова. Кандидатуру спикера вопреки его явному нежеланию одобрил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. Тогда политологи в один голос объявили такое решение победой губернатора Александра Беглова в давней конкурентной борьбе с парламентарием. Вскоре Макаров дал понять, что не одобрил договоренностей коллег у себя за спиной и объявил о намерении баллотироваться в заксобарние. Позже выдвиженец снял свою кандидатуру и все-таки отправился на праймериз в нижнюю палату. Это означало, как полагают эксперты, что результат очередного этапа торга вполне устроил спикера.

Другому медийному депутату заксобрания Максиму Резнику, напротив, не повезло. Фракционер «Партии роста» давно искал сближения с бывшими однопартийцами – «яблочниками», и казалось, добился своего. Хотя против него возбудили уголовное дело о сбыте наркотиков, кандидатуру оппозиционера по инициативе реготделения рассмотрели в Москве. Ярлык «узника совести» даже играл Резнику на руку. Однако съезд «Яблока» решил иначе. Фамилии депутата не оказалось в партийных списках. В числе других вариантов политологи предположили, что народный избранник не устроил руководство политического движения своей открытой симпатией Алексею Навальному. Вместе с Резником демократы во главе с Григорием Явлинским не приняли в свои ряды целый список навальнистов.

«Казалось, «Яблоко» собиралось концентрировать вокруг себя протестный электорат. Но съезд партии показал, что она руководствуется и другими целями. Очевидно, «яблочники» вели переговоры с другими политическими силами и органами власти и после этих бесед приняли решение не выдвигать вышеназванных лиц», – сказал политолог Дмитрий Солонников.

Подозрения в сговоре с исполнительной властью навлекла на себя и лидер фракции «Партии роста» в заксобрании Оксана Дмитриева. Вскоре после выдвижения своей кандидатуры в члены Госдумы слуга народа заявляла, что поведет команду на выборы в городской парламент. И все же она не попала в списки кандидатов в региональные депутаты.

«Мне кажется, что Дмитриева получила гарантии личного избрания в Государственную думу. А в обмен на это, вполне возможно, договорилась о том, что «Партия роста» не будет сильно мешать прохождению в петербургский парламент каких-то других политических сил», – предположил политтехнолог Петр Быстров.

На наличие сделки в случае с либерал-центристкой намекает и тот факт, что действующего депутата Госдумы от «Единой России» Михаила Романова перебросили из ее 217 одномандатного округа в другой. В 2016-ом представитель правящей партии обошел народную избранницу, а ныне вместо него на территории против Дмитриевой выставили далекого от медийности депутата заксобрания Любовь Егорову.

Как замечают специалисты, ситуация Дмитриевой – один из многочисленных примеров тасования и переброски кандидатов ради победы политических тяжеловесов. «Политика – это система договоренностей. Если бы все меж собой воевали, мы бы не видели результатов деятельности ни одной политической партии, – отметил политолог Алексей Ломов. – Грамотная политика – это когда все остаются довольными. Не вижу ничего зазорного в том, чтобы договариваться». В то же время эксперт подчеркнул, что никакие договоренности не сработают, если избиратели не поддержат кандидатов.

«Двойники» наступают

Примеры использования других не совсем этичных политтехнологий в Петербурге проявились на стадии выдвижения партийцев. Резонанс в политических кругах получила недавняя история со списком петербургских кандидатов в депутаты Госдумы от партии «Зеленые». В числе последних оказался тезка и однофамилец члена заксобрания Северной столицы от «Яблока» Бориса Вишневского. «Двойника» выставили в том же 216-ом округе, где в нижнюю палату намерен избираться демократ.

Стоит отметить, что «Зеленые» не впервые прибегают к использованию спойлеров – людей, призванных отобрать часть голосов у сильного соперника. В том же 2016-ом они выставили на округе Оксаны Дмитриевой ее однофамилицу по имени Олеся. А «Гражданская платформа», в свою очередь, подыскала и тезку политика с аналогичной фамилией. В результате в одном бюллетене избиратели увидели три Дмитриевых с именами на букву «о».

«Такая технология используется повсеместно. В Москве, к примеру, «Коммунисты России» недавно выставили против КПРФ не менее шести «двойников» – однофамильцев либо людей с максимально похожими фамилиями. Да и сама эта партия, как известно, служит спойлером партии Зюганова, как и РПСС («Российская партия свободы и справедливости»– Прим.ред.), которая изначально носила название КПСС», – напомнил политолог Илья Гращенков.

КПРФ, по мнению политолога Ильи Быкова, пострадала от внедрения псевдо-коммунистических партий больше других. Партии-спойлеры не раз отнимали у «красных» выборные очки, вводя избирателей в заблуждение.

«Что касается отдельных кандидатов, я не видел цифр и математических расчетов того, что спойлеры действительно отнимают голоса», – добавил Быков.

Классика не стареет, но трансформируется

По словам Быкова, на отъявленные нарушения этических норм участников выборного процесса толкает его предельная зарегулированность: «Если вы какую-то деятельность зарегулируете, например, избирательную кампанию, это не значит, что вы добьетесь прозрачности. В таких условиях снижается конкуренция, но в той нише, в которой можно конкурировать, люди используют самые грязные методы из 90-х».

Кроме регистрации спойлеров, которая не запрещена требованиями закона, в ходу остаются и другие нелицеприятные технологии. К примеру, публикация листовок и других агитационных материалов от лица конкурентов с недобросовестным или запрещенным контентом. «Это уже не только не этично, но еще и незаконно», – подчеркнул Быков.

Как заметил Гращенков, в этом году активно применяется в качестве технологии зачистка поля от внесистемной оппозиции – недопуск к выборам под различными предлогами нежелательных кандидатов. Местами это делается формально в рамках закона, как в случае с навальнистами, а порой и с явными нарушениями. К примеру, отдельных претендентов снимают с выборов за прошлое сотрудничество с иногантами. Хотя, в июньском законе о запрете на участие в выборах говорится об экстремистских организациях.

«В ходу и явное манипулирование общественным мнением. Так, «Яблоко» и «Новых людей» в последнее время обвиняют в связях с Кремлем – пытаются выставить партии в качестве марионеточных, карманных. Это одна из технологий очернения», – привел пример эксперт.

В ближайшем будущем мы увидим воплощение и других классических технологий, добавил он: уже упомянутые агитационные газеты и листовки якобы от имени кандидата, распространение слухов или фейковых новостей, сливы компроматов и искажение точек зрения политических конкурентов на популярные темы, такие как вакцинация.

Главным ноу-хау станет активное использование соцсетей. В том числе новых – таких как Телеграм и TikTok. Ведь влияние таковых растет год от года. Если в 2010-ом соцсети обеспечивали 10 % успеха кампании, то сегодня, – не менее 50 %, уверен политолог.

«Классическим технологиям уже 30 лет. Некоторые из них устаревают. Но за счет того, что большинство избирателей неполитизированы – преимущественно работают. Технологии не исчезают, а трансформируются под современные реалии и конкретных кандидатов», – заключил Гращенков.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин