Редакция «ФедералПресс» / Александр Токарев
Республика Башкортостан
30 ИЮЛЯ, 2021
Перед Минздравом Башкирии встает все большее количество проблем: наряду с ростом заболеваемости коронавирусной инфекцией из некоторых районных больниц Республики начали активно увольняться врачи – информацию об этом распространила профсоюзная организация. «ФедералПресс» выяснил, почему это происходит и чем это может обернуться для региона в ближайшем будущем.
Как утверждают представители профсоюза, к концу июля штат терапевтов Иглинской районной больницы уменьшился на 13 сотрудников. Такой исход врачей общей практики был бы ощутим даже для более крупного медучреждения, но по их информации, конкретно в данной ЦРБ работают всего 19 терапевтов, а это значит, что позаботиться о здоровье местных жителей на данный момент просто некому. В Иглинском районе проживает более 60 тысяч человек.
Координатор Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» в Башкирии Антон Орлов в разговоре с «ФедералПресс» отметил, что увольнения связаны со слишком высокой нагрузкой и недостаточной оплатой труда:
«Среди причин увольнения они называют высокие нагрузки и очень низкие зарплаты. Так, врач-терапевт получает 23 тысячи рублей в месяц. А в пандемию им приходится работать по 12 часов в сутки», – утверждает Орлов.
Попытки профсоюза повлиять на ситуацию, по его словам, ни к чему не приводят.
Как рассказал «ФедералПресс» один из сотрудников местной скорой помощи, врачам Иглинской ЦРБ действительно приходилось работать в крайне жестких условиях.
Так, по словам нашего собеседника, из-за недостатка кадров врачи сталкиваются со значительным увеличением количества принимаемых пациентов. При этом терапевты также должны были выходить к пациентам на дом.
Уход из больницы сотрудников, как сообщил нам источник, сильно усложнил работу всего остального медперсонала: и без того внушительная нагрузка распределилась между оставшимися сотрудниками, а также частично – между врачами скорой помощи.
«Так сейчас, я слышал, много где. Уже не работа, а форма рабства. Дежурства идут сплошным потоком, пациенты – тоже. На одного человека времени выходит около пяти минут, и это с заполнением документов. За те деньги, которые за это платят, это уже невозможно оправдать никакими идеями о врачебном долге», – говорит наш собеседник.
Информацию о переработках подтверждает и представитель профсоюза. По его словам, помимо лишних рабочих часов, терапевтам также приходится самим проводить вакцинацию местного населения.
«Сами терапевты говорят о том, что вместо своего рабочего дня в 7 часов 42 минуты они работают, фактически, с 8:00 до 20:00. И это время сверх ставки им никак не оплачивается. Их просто вынуждают перерабатывать, и еще дополнительно проводить вакцинацию. А этого в должностных инструкциях у них нет, насколько я помню. На это жалуются и люди: на прием не попасть, а иногда человек, записавшийся за две недели, приходит – а врач в прививочной», – говорит Антон Орлов.
Главный врач Иглинской районной больницы Жанна Карунас с точкой зрения профсоюзной организации категорически не согласна. По ее словам, пандемия сильно осложнила работу медиков, а нагрузка сейчас увеличена в разы.
«Считаю, что необоснованное давление со стороны СМИ и надзорных органов только отнимает время и силы у врачей, задействованных в борьбе с эпидемией», – заявила она в выпущенном опровержении.
Не согласна она и с озвученными профсоюзом «Действие» цифрами сотрудников. По ее мнению, несмотря на высокую загруженность сотрудников работой, их все же хватает.
«По состоянию на 28 июля, в медучреждении числятся 18 штатных терапевтов, 16 из них заняты физическими лицами. За 2021 год уволено два человека, принят один. Трое моих коллег находятся в очередных отпусках, четверо — по уходу за ребенком. Один доктор временно переведен в круглосуточный стационар, на период отпуска штатного сотрудника. Таким образом, прием пациентов ведут восемь терапевтов», — заявила она в выпущенном ей опровержении.
Антон Орлов, в свою очередь, уверен, что и названная ей цифра далека от понятия нормы.
«Один терапевтический участок – это 1700 взрослых. Минимум 35 тысяч взрослых в Иглинском районе точно есть. Соответственно, должно в центральной больнице быть минимум 20 терапевтов. Сама же Жанна Леонидовна в своем сообщении указывает, что их работает всего восемь. Дефицит налицо. К тому же не надо забывать, что часто одна штатная единица не равна одному сотруднику. С нехваткой кадров нередко борются совместительством», – утверждает он.
Он также обратился напрямую в прокуратуру республики с официальным заявлением и просьбой проверить штатное расписание Иглинской ЦРБ и выяснить соответствует ли нормативам текущая кадровая политика больницы.
Полный текст обращения находится в распоряжении редакции «ФедералПресс»
Как утверждает представитель профсоюза, в последние два года недостаток медицинских кадров в Башкирии не просто типичен, он даже официально зафиксирован Минздравом. И ситуация с Иглинской ЦРБ – это только частный случай, характерный для региона в целом.
«При Минздраве республики есть Медицинский информационно-аналитический центр, который каждый год выпускает отчет. За 2020 год в Башкирии дефицит всех врачебных кадров составляет 1,5 тысячи человек. Участковых терапевтов среди них 164 человека Это только официальные данные, на деле их может быть больше», – говорит Антон Орлов.
В Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан корреспондентам «ФедералПресс» в самом деле подтвердили факт нехватки кадров, однако назвали его «небольшим и сравнимым с другими регионами». Что же до Иглинской ЦРБ, то информацию, предоставленную профсоюзом, в Минздраве категорически отрицают, утверждая, что в больнице работают 12 терапевтов, еще четверо находятся в декрете.
«Указанные факты не соответствуют действительности. Врачи-терапевты задействованы для оказания помощи пациентам на дому, ведется осмотр пациентов в кабинете в вакцинации, в отделении медицинской профилактики для проведения диспансеризации. В связи с ростом заболеваемости, увеличением количества пациентов с диагнозом новой коронавирусной инфекцией, возросла нагрузка на врачей первичного звена. Прием ведется как по записи, так и в порядке «живой очереди» всем без отказа», – заявили в пресс-службе министерства.
Кроме того, в пресс-службе подчеркнули, что за увеличенную из-за количества пациентов нагрузку медики получают дополнительные выплаты.
По мнению политолога Дмитрия Михайличенко, отток кадров в Башкирии действительно имеет место быть. Особенно это касается отдаленных от регионального центра районов.
«Нужно кардинально менять систему подготовки. Если в сфере зарплаты небольшие, туда просто никто не идет работать. Кроме того, не стоит забывать, что в последние годы усилилась и мобильность врачей. Специалисты-медики из районов, если есть такая возможность, уезжают в Уфу, а может быть и в Москву или на север. Всё это – инерция пандемии, которую регионы еще долго будут преодолевать», – комментирует ситуацию эксперт.
Также политолог считает, что самостоятельно руководство региона может не справится с намечающейся тенденцией – не исключено, что в решение проблем медицины в республике может включиться и федеральный центр.
«Башкирия, как и ряд других регионов, не может обеспечить достойный уровень оплаты в сфере здравоохранения. Соответственно, эти структурные проблемы возникают. С точки зрения обыденного сознания ситуация проста – огромная загрузка врачей при небольших зарплатах. Я бы не стал огульно обвинять каких-то конкретных субъектов, но ситуация определенно требует экстренного вмешательства, в том числе и федеральных сил», – считает Дмитрий Михайличенко.
Фото:Habib Dadkhah / unsplash.com,Wim-Van T-einde / unsplash.com,Bermix Studio / unsplash.com,Антон Орлов