Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Республика Крым
13 ОКТЯБРЯ, 2021
Переход мировой энергетики на «зеленые рельсы» обсуждается всеми и вся. Совершенно очевидно, что он неизбежно будет происходить в ближайшие несколько десятилетий и Россия не останется в стороне от него. Отечественным энергетическим компаниям предстоит сократить выбросы углекислого газа, не утратив при этом собственной эффективности и не допустив роста тарифов для населения. Как подобного добиться – в материале «ФедералПресс».
Российская энергетика готовится к сезону зимних холодов и одновременно – к грядущим изменениям в ее структуре, связанным с разворачивающейся борьбой с глобальным потеплением, которая напрямую затрагивает нашу страну. Как рассказала председатель наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина в ходе доклада на Всероссийской тарифной конференции (проходящей сейчас в Ялте), существуют две основные идейные концепции оценки причин и необходимых действий по борьбе с глобальным потеплением.
Приверженцы первой считают антропогенные факторы главной причиной изменения климата и настаивают на быстрейшем достижении углеродной нейтральности, в частности за счет полного и отказа от использования углеводородов. Их противники утверждают, что климат менялся и ранее под влиянием колебаний солнечной активности, рост же уровня углекислого газа происходит за счет океанов.
Тем не менее сегодня мировым трендом считается достижение нулевого уровня выбросов диоксида углерода к 2050 году: в нынешнем году свыше 120 стран, 800 городов и 2,3 тыс. компаний заявили о намерении достичь углеродной нейтральности. Из них Финляндия хочет обеспечить чистоту своей среды от углекислого газа к 2035 году, Китай – к 2060-му.
Одновременно, согласно прогнозу Мирового энергетического агентства, структура генерации качественно преобразуется: к 2050 году на долю тепловых электростанций придется всего 2 % выработки электроэнергии, тогда как на долю АЭС – 8 %, ГЭС – 12 %, а ВИЭ – 76 %. Потребление же нефти может рухнуть на 75 %, природного газа – на 88 %, угля – на 98 %.
Однако последние события в Европейском Союзе и Северной Америке показали, насколько сильно агрессивный энергопереход влияет на волатильность цен на электричество, поставив под угрозу их экономики и жизнь их населения.
Например, цены на европейской энергобирже Nord Pool периодически превышали 300 евро за 1 МВт час, оказываясь больше, чем в России, в 10 раз. В минувший четверг, 7 октября, системная цена на Nord Pool скакнула почти на тысячу процентов к уровню прошлого года. В России же цена на оптовом рынке электрической энергии и мощности в январе – августе 2021 года поднялась всего на 3,7 %, инфляция же достигла 6 %.
С целью минимизации возможных рисков, обусловленных ожидаемым энергопереходом в нашей стране, в настоящее время идет активное обсуждение стратегии ее низкоуглеродного развития до 2050 года. Национальная система норм климатического регулирования предполагает государственный учет выбросов, установление целевых показателей и поддержку деятельности по сокращению выбросов и увеличения их поглощения. По экспертным оценкам, поглощающая способность экосистем России составляет порядка 2,5 млрд тонн эквивалента углекислого газа в год.
«Энергопереход в России должен совершаться по возможности максимально плавно, с учетом всестороннего анализа влияния на экономику на основании всевозможных сценариев, – заявила Панина. – Энергетика России имеет достаточно низкий углеродный след за счет большой доли АЭС, ГЭС и газовых электростанций. Но очень важно в национальных сценариях низкоуглеродного развития учитывать роль и значение когенерации».
В настоящее время в России к системам централизованного теплоснабжения подключено более 100 млн человек (70 % от всей численности населения). Комбинированная же выработка является низкоуглеродной, и в системе торговли выбросами Европейского Союза для нее предусмотрены бесплатные квоты на выбросы. Поэтому максимально длительное существование газовой генерации и когенерации обеспечит конкурентные преимущества России не только на внутреннем рынке, но и на глобальном.
По мнению Александры Паниной, высокий потенциал тепловой генерации в повышении энергоэффективности как энергетики, так и экономики в целом. Речь идет об увеличении эффективности систем теплоснабжения и снижении потерь, внедрении энергоэффективных технологий – парогазовых установок, комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и др.
В итоге в детальном плане реализации национальной низкоуглеродной стратегии необходимо предусмотреть подробную оценку социально-экономических последствий энергоперехода, причем крайне важно учесть мнение властей всех регионов России. Введение же углеродного регулирования должно происходить очень аккуратно и без замедления темпов развития отечественной экономики.
Фото: pixabay.com