Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Предстоящие морозы разогревают цены на зимнее топливо

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Коптев
Москва
18 ОКТЯБРЯ, 2021

За последнюю неделю цены на зимнее и межсезонное дизельное топливо резко выросли, свидетельствуют данные торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Причина – не только рост спроса в связи с началом осенне-зимнего сезона, но и новый подход Минфина к взиманию топливного акциза. Подробности – в материале «ФедералПресс».

За период с 11 по 18 октября стоимость тонны зимнего дизтоплива по территориальному индексу Европейской части России поднялась на 2,5 % – с 53 756 до 55 009 рублей. Межсезонное топливо подорожало почти на 1,2 % – с 51 918 до 52 535 за тонну. Также подорожал мазут, используемый как топливо для котельных, – его цена в понедельник выросла до 28 954 рублей за тонну, что составляет новый исторический рекорд.

При этом цена бензина либо остается практически неизменной (АИ-92), либо даже снижается (АИ-95).

Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев советует разделять ситуацию на рынках мазута и зимнего дизельного топлива.

«Если говорить о мазуте, то это влияние начавшегося отопительного сезона. Рост его цены к зиме – нормальная ситуация, которую мы наблюдаем каждый год и будем видеть и в дальнейшем, несмотря на то, что идет замещение мазута альтернативными видами топлива, главным образом газом», – говорит эксперт.

Мазут – самый экспортноориентированный товар, поэтому цена на него движется за нефтяными котировками, которые уже пробили 86 долларов за баррель, добавляет управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко.

«Для тех предприятий, которые топятся мазутом и не имеют альтернативы в виде природного газа, это серьезный вызов, особенно для тех, кто по каким-то причинам не сделал запасов в летний сезон», – отмечает он.

Цены на мазут не сдерживаются государством так активно, как цены на бензин или дизель, из-за чего они формируются, исходя из экспортных нетбэков, соглашается аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.

«Экспортные цены сейчас неизбежно растут под влиянием энергетического кризиса – все актуальнее становится тема генерации электричества из нефтепродуктов, включая мазут. Да и в целом рост цен на нефть влияет на стоимость нефтепродуктов. В то же время запасы в США, которые являются одними из основных покупателей российского мазута, находятся на минимуме с 2000 года. Учитывая, что сейчас начинается сезон активной закупки топочного мазута, а мировой энергетический кризис не ослабевает, цены на мазут могут продолжить рост в ближайшее время», – предупреждает аналитик.

Дизельное голодание

Что касается зимнего дизтоплива, то здесь по мнению экспертов, ситуация достаточно неблагоприятная.

Как всегда неожиданно наступила зима, иронизирует Максим Дьяченко. По его словам, рост цен на зимнее топливо парадоксальным образом совпадает с началом его производства. «Спрос растет, при этом запасов этого топлива, как правило, нет, потому что в летний период его просто негде хранить. При этом производят его не так много НПЗ, а закупают в основном северные регионы в рамках северного завоза. Все остальные вынуждены работать на спотовом рынке», – объясняет аналитик.

Главная проблема в том, что российских мощностей по производству зимнего дизельного топлива едва хватает для обеспечения внутреннего потребления. И значительную долю рынка занимало топливо, которое производится не на НПЗ, а на нефтебазах.

«В этом году были серьезные рейды со стороны контролирующих, в том числе налоговых органов с тем, чтобы такие практики сократить. Поэтому можно ожидать, что дефицит зимнего топлива только увеличится. Если зима будет холодная, спрос ожидаемо превысит предложение, что приведет к дальнейшему росту цен», – говорит Дьяченко

«Наложились два фактора. Во-первых, демпфер работает не совсем так, как хотелось бы, и, несмотря на реляции регуляторов о том, что демпферный механизм позволяет снизить цену на 10–12 рублей, прибыли заправкам это не добавляет. Во-вторых, после прошлогодних писем Министерства финансов о том, что они пересмотрели подход к операциям по смешению дизельного топлива и авиакеросина на нефтебазах (добавление керосина позволяет снизить температуру застывания дизтоплива) и теперь необходимо доплачивать акциз на полученный продукт, у нас в этом году ожидается дефицит зимнего дизельного топлива в объеме от 3 до 6 млн т. Поэтому трейдеры сейчас будут брать его по любым ценам. В связи с высокими ценами на авиакеросин мы можем оказаться в ситуации, когда некоторые регионы столкнутся с нехваткой данного вида топлива, что будет напрямую сказываться на биржевых котировках, которые будут расти гораздо выше инфляционных ожиданий», – опасается Гусев.

Основная причина роста оптовых цен на дизтопливо – подорожание продукта на основном внешнем рынке для российских производителей, европейском, полагает руководитель проектов ООО «ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая. Рост цены на нефть и разницы в цене дизтоплива и нефти (крек-спреда) в Европе приводит к увеличению экспортных нетбэков для НПЗ, которые частично (благодаря работе демпфирующего механизма) транслируются в оптовые цены на внутреннем рынке. Так, за первые две недели октября (к 15 октября относительно 1 числа) экспортная альтернатива для дизеля для российских НПЗ в среднем прибавила 9,1%. При этом средняя биржевая цена летних сортов ДТ увеличилась всего на 1,8%, межсезонных – на 0,7%, зимних – на 2,7%.

Рост цены на зимние сорта опережающим темпом по сравнению с летними и межсезонными связан с увеличением спроса на зимний дизель. Если в сентябре объем реализации ДТз в общем объеме продаж производителей на СПбМТСБ составлял порядка 20%, то в октябре его доля выросла примерно до 50%.

«Стоит отметить, что существуют риски дальнейшего подорожания дизеля, причем не только в результате роста стоимости нефти, но и в результате увеличения дизельного крек-спреда на европейском рынке. К 15 октября разница в стоимости продукта и нефти в Северо-Западной Европе выросла с 46 долларов за тонну в конце августа до 98 долларов за тонну, что, однако, еще на 30% ниже среднего уровня крек-спреда в октябре «допандемийного» 2019 года», – отмечает Лишневецкая.

Фото: Brad Starkey / unsplash.com