Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Долин
Республика Башкортостан
26 ОКТЯБРЯ, 2021
Российские регионы остаются без ученых – специалисты в массовом порядке покидают отрасль. Наиболее успешные вообще уезжают из страны. Поволжье, к сожалению, не является исключением, утверждают опрошенные «ФедералПресс» эксперты. В числе главных причин оттока ценных кадров называются низкие зарплаты, однако региональные власти в одиночку вряд ли сумеют переломить наметившийся тренд.
Россия продолжает терять ученых-исследователей, сокращая научные кадры, вопреки ранее озвученным планам совершить технологический прорыв. Согласно данным Института статистических исследований ВШЭ, по итогам прошлого года численность занятых в сфере научных исследований и разработок рухнула на 3,2 тысячи человек и едва превысила 679 тысяч. Это приблизительно 1% от средней численности работающего населения.
Эксперты выяснили: непосредственно ученых-исследователей стало меньше на 1,7 тысячи человек, при этом их общее число – 346,5 тысячи – оказалось минимальным за последнее десятилетие. Специалисты ВШЭ указывают: с 1991 года страна фактически потеряла каждого третьего специалиста.
Минувшей весной главный ученый секретарь Российской академии наук Николай Долгушкин заявлял: с 2012 года в пять раз увеличилось количество ученых и высококвалифицированных специалистов, уезжающих из России. Согласно приведенным им данным, только за последние три года число ученых в стране сократилось на 30 тысяч. По этой причине, выразил опасения Долгушкин, Россия рискует не выполнить показатели национального проекта «Наука», который ставил задачей увеличить число специалистов. Долгушкин также признал, что «не последнюю роль» в сокращении числа ученых играет «не уменьшающийся отток» за рубеж.
В поволжских регионах ситуация тоже оставляет желать лучшего – многие исследователи не находят здесь себе места.
По оценкам кандидата педагогических наук, эксперта в сфере образования Леонида Эрштейна, проблема сокращения количества ученых в России связана с целым рядом причин.
В их числе Эрштейн в разговоре с «ФедералПресс»назвал отношение власти к науке и ученым.
«Чиновники зачастую почему-то считают, что научная деятельность является не профессией, а определенным видом хобби, а ученые – бездельниками, которые вместо работы ничего не делают. В итоге это приводит к сокращению финансирования науки и, как следствие, уменьшению количества ученых», – утверждает эксперт.
В качестве второй причины собеседник издания назвал крайнюю формализованность научной деятельности в сочетании с чрезвычайно низкими зарплатами. По его мнению, это приводит к тому, что молодежь не хочет заниматься данной деятельностью.
«Младший научный сотрудник имеет оклад 12 тысяч рублей, это даже меньше жалованья дворника», – возмутился Эрштейн.
По его словам, особенно тяжелая ситуация складывается в регионах, в том числе в поволжских, которые не имеют финансовой возможности создавать материально-техническую базу для науки и доплачивать ученым за их труд. В итоге количество научников в регионах сокращается, причем намного быстрее, чем в среднем по стране.
Собеседник «ФедералПресс» также склонен связывать сокращение числа ученых с падением престижа научной деятельности и опасностью заниматься этой деятельностью во многих областях, поскольку сегодня «посадки ученых приобрели чуть ли не массовый характер».
В минувшем феврале президент Владимир Путин попросил разобраться с зарплатами научных сотрудников в регионах. Ученая из Новосибирска пожаловалась главе государства, что ее заработная плата составляет 25 тысяч рублей и вместе с надбавками она получает всего 32 тысячи. Президент потребовал от министра финансов и главы Минобрнауки проверить исполнение его указа о доведении зарплат ученых до 200% от средних по региону.
Эксперты сходятся во мнении, что система образования и науки требует срочных реформ и нового подхода. Аналитик Института региональной экспертизы Марат Хамидуллин заявил «ФедералПресс», что сейчас в России гораздо моднее, выгоднее и престижнее быть инстаблогером или тиктокером, нежели ученым.
«Особенно проблема актуальна для регионов ПФО, где из 14 регионов, пожалуй, только Татарстан может обеспечить более или менее нормальные условия для проживания и работы исследователей. Но этого явно недостаточно. Если так пойдет больше, то Россия уже в ближайшей перспективе рискует серьезно отстать от многих других стран», – констатировал эксперт.
Впрочем, ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявлял, что ничего трагичного в ситуации с отъездом российских ученых за рубеж нет. По его словам, речь идет о двустороннем процессе, поскольку «какие-то ученые уезжают, какие-то возвращаются».
Доктор экономических наук Дмитрий Назаров в разговоре с «ФедералПресс» пояснил, что науку губит бюрократизм.
«Скорость обмена информации растет, а скорость организационной обработки научной информации сильно отстает. Работа наших журналов осталась на уровне конца XX века. Сам процесс прохождения публикаций – сложный и неповоротливый. Это тоже сильно влияет на мотивацию к науке, так как публикации являются основным продуктом научной деятельности. За рубежом все, например, давно автоматизировано», – отметил Назаров.
Отдельный вопрос – это плагиат, говорит эксперт. По его мнению, необходимо перенять западную практику.
Нынешние меры стимулирования науки направлены скорее на еще большую оптимизацию расходов – слияние вузов, закрытие кафедр, говорят специалисты.
«Ставка на гранты также себя не оправдывает – большая часть из них распределяется кулуарно между «своими», – указал в разговоре с «ФедералПресс» научный сотрудник Башкирской академии госслужбы и управления Арсен Шаяхметов.
«Деградация науки в регионах усугубляется и нежеланием идти в науку, и закрытием диссоветов, и миграцией кадров в метрополии (Москву, Санкт-Петербург, Казань, Томск). Де-факто это приводит к вымиранию научных школ и минимизации научных контактов», – рассказывает эксперт.
Он признал, что всё больше исследователей уходят из профессии, единицы переходят во фриланс из-за перегруженности отчетностью и низких доходов.
Вместе с тем попытки активизации науки через реструктуризацию и создание инфраструктуры сейчас предпринимаются на местах. Так, в рамках усиления фундамента объявлена программа «Приоритет-2030», создается сеть научно-образовательных центров мирового уровня (Нижегородская область, Башкортостан, Пермский край, Кемеровская, Белгородская и Тульская области, а также ряд межрегиональных). Недавно объявлены первые победители грантов на строительство кампусов – федеральную поддержку получили межвузовские кампусы в Москве, Томске, Новосибирске, Калининграде, Нижнем Новгороде, Челябинске, Екатеринбурге и Уфе.
Однако, сетуют собеседники «ФедералПресс», перспективы данных проектов пока не очевидны. Помимо инфраструктуры, необходимы еще и кадры, и устойчивые научные направления, складывающиеся десятилетиями.
Фото: unsplash.com / Лукас Васка, unsplash.com / Луи Рид, Федерал Пресс / Виктор Вытольский