Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Почему регионы «тюменской матрешки» не саботировали закон Клишаса-Крашенинникова

Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Куликовских
Москва
11 НОЯБРЯ, 2021

Депутаты регионов «тюменской матрешки» в Госдуме поддержали законопроект об организации единой системы публичной власти в субъектах РФ. Документ заменит предыдущий закон о региональной власти, на фундаменте которого сегодня стоит «матрешка». Эксперты говорят об угрозе целостности сборных областей. Что не так с законодательной инициативой, и почему парламентарии Ямала, Югры и Тюменской области согласились с авторами закона – в материале «ФедералПресс»

Законодательная коллизия

Госдума приняла в первом чтении законопроект Клишаса-Крашенинникова «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», который вызвал очень много споров по разным его позициям. В частности, в «тюменской матрешке» раскритиковали положение, которое направлено на изменение конструкции внутри сложнопостроенного субъекта. По сути, новелла угрожает целостности «матрешечных» регионов – Тюменской и Архангельской областям с Ямалом, Югрой и НАО. Речь идет и о сохранении особого статуса автономий.

В регионах аккуратно попросили не лезть со своим уставом в чужой монастырь, так как сотрудничество регионов и так отлаженно работает. Власти Тюменской области, Югры и Ямала более 15 лет взаимодействуют в рамках ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Заключен договор между тремя регионами, успешно действует программа «Сотрудничество». С принятием нового законопроекта этот закон (ФЗ № 184), действующий с 1999 года, утратит силу.

«Практика показала, что за эти годы проведена эффективная и результативная работа. С внесением проекта федерального закона о публичной власти в субъектах РФ получается, что взаимоотношения между органами власти в нашем сложнопостроенном субъекте несколько изменятся», – отметила спикер комитета Тюменской облдумы по госстроительству и местному самоуправлению Ирина Соколова.

Как рассказал «ФедералПресс» президент фонда «Региональная политика» и кандидат юридических наук Павел Манченко, в соответствии с законом, который принят в первом чтении с учетом норм Конституции РФ, «необходимо считать, что существует три равноправных субъекта РФ – Тюменская область, ХМАО и ЯНАО». Закон в принятой редакции устанавливает это же правило и в части полномочий органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, а также статуса главы региона.

«В соответствии с новым законом все эти три субъекта Российской Федерации одинаково полномочны в пределах своих территорий. Фактически принятый в Госдуме в первом чтении закон нас отсылает к началу 2000-ых годов, когда Ямал и Югра громко заявили о своей полной самостоятельности и независимости от юга Тюменской области. Безусловно, подобного рода коллизия не останется неурегулированной, и в последующих чтениях законопроекта данные позиции будут уточнены», – подчеркнул Павел Манченко.

Партийная дисциплина

Депутаты «матрешки» в Госдуме РФ, несмотря на критику, поддержали законопроект в первом чтении. Эксперты объясняют действие парламентариев исключительно партийной дисциплиной. «Собственная карьера важнее. Скорее всего, решили проявить солидарность, видимо, действительно будут внесены какие-то поправки. На первом чтении депутаты «тюменской матрешки» решили просто не рисковать и проявить партийную дисциплину», – считает политолог Аркадий Либерман.

По его словам, на фоне бойкота и истерики Татарстана данный компромисс и политическое смирение позволит регионам спокойно пролоббировать необходимые поправки, оставить существующий статус-кво регионов-матрешек.

«Я уверен, что будут вестись консультации, и предложения безусловно будут вносить, проконсультировавшись с главами внутри «матрешки». Здесь речь прежде всего идет о ХМАО и ЯНАО, потому что Тюменскую область и так здесь все устроит», – подчеркнул Либерман.

Законопроект оправданно не предполагает «кардинальных изменений» для сложносоставных регионов, заявил «Ведомостям» полпред президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев.

«Вместе с тем нормы законопроекта в этой части требуют дошлифовки, точного воспроизведения тех норм, которые содержатся в настоящее время в действующей редакции. Ко второму чтению такая позиция будет учтена. Нынешний закон предусматривает возможность «гибкого уточнения» порядка исполнения региональных полномочий, а также тех федеральных полномочий, которые поручено осуществлять субъекту Федерации посредством заключения договоров между органами власти», – отметил Владимир Якушев.

Действительно, авторы законопроекта публично обещали учесть все поступившие предложения. В своем выступлении в парламенте Павел Крашенинников отметил, что структуру сложносоставных субъектов сохранят, иначе, по его мнению, может возникнуть «бюджетная неурядица». «При доработке документа ко второму чтению будут также учтены позиции и предложения регионов, касающиеся правового статуса автономных округов, входящих в состав областей», – отметили в пресс-службе Госдумы.

Закон планируют окончательно принять уже в декабре этого года. Основная часть положений вступит в силу с 1 июня 2022 года, главы, регулирующие полномочия субъектов РФ и определяющие экономическую основу их деятельности – с 1 января 2023 года.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, ФедералПресс / Виктор Вытольский, ФедералПресс / Елена Сычева