Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

На Дальнем Востоке нет еды, детских товаров и стройматериалов: когда нормализуется ситуация в порту Владивостока

Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Приморский край
15 НОЯБРЯ, 2021

С октября жители отдаленных регионов Дальнего Востока живут в состоянии дефицита: на полках магазинов все меньше продуктов и детских товаров, стройки встают из-за отсутствия или подорожания стройматериалов, а на море встает лед – времени все меньше. Как так получилось и когда ситуация наладится – в материале «ФедералПресс».

На полках пусто

Самая сложная ситуация сейчас в тех регионах ДФО, которые зависят от поставок грузов по морю. Это, в первую очередь, Сахалин, Чукотка и Камчатка. Главы этих регионов решают проблему через полпредство и федеральный минтранc с октября, когда стало понятно: без работы в ручном режиме не обойтись. По данным компании TransAsia Logistics, из Новосибирска в Магадан грузы идут более 60 дней, хотя обычно доходят за 30 суток.

По последним данным от правительства Камчатки, задержек с отправкой контейнеров с продуктами и товарами первой необходимости в регион уже нет.

«Можно точно говорить, что никаких перебоев с продуктами питания и товарами первой необходимости нет. Остаются сложности с поставкой строительных материалов, и сейчас мы прилагаем все силы, чтобы это не повлияло на наши приоритетные проекты – возведение новой краевой больницы и нового комплекса международного аэропорта», – сообщили в пресс-службе правительства Камчатского края и добавили, что до конца ноября ситуация должна прийти в норму.

На Сахалине ждут доставку 1604 штуки 20-футовых контейнеров. Из них только 76 с социально значимым грузом.

«С 29 октября перевезено 2245 контейнеров, в том числе 123 с социально значимыми товарами», – уточнили в пресс-службе правительства региона.

Чукотка ждет около двух тысяч тонн продовольственных товаров, доставили в регион уже 12,9 тысяч тонн. Это информация, которой обладают в пресс-службе аппарата губернатора автономного округа.

«Еще 1083 тонны продуктов в пути, а 800 тонн загружаются на суда в портах Архангельска и Владивостока. До 25 ноября планируется выйти на плановые объемы завоза всех грузов, поставляемых на регулярной основе», – сообщили в пресс-службе.

Ситуация на Чукотке осложняется еще и тем, что на севере начинает вставать лед. Некоторые маршруты уже приходится прокладывать с помощью ледоколов.

«С завозом продуктов в восточные районы Чукотки справились, сейчас в зоне особого внимания находится Певек. Там складывается сложная ледовая обстановка, есть несколько проработанных решений по завозу, продолжаем доставку грузов. Причем не только продуктов. Идут и генгрузы, и техника, и грузы для инвестпроектов. Безусловно, первоочередное внимание уделяется продовольствию», – заявил в четверг губернатор области Роман Копин.

Но это данные от официальных источников. В реальной жизни продукты до магазинов еще не добрались. Жители Камчатки выкладывают в соцcети фотографии пустых полок. Дефицитными и очень дорогими стали овощи: сейчас они стоят 1200–1300 рублей за килограмм. 1600 рублей – за килограмм помидоров.

«Около месяца назад мы поехали в «Светофор» и «Самбери», а там были просто пустые полки. Туда мы всегда ездили покупать бытовую химию и продукты, которые долго хранятся – так дешевле. Но сейчас я даже не понимаю, как они работают: там просто пусто на полках», – говорит жительница Петропавловска-Камчатского Екатерина.

Но хуже всего сейчас родителям малышей: в магазинах нет детских товаров. На полках, где раньше были молочные смеси, подгузники, пюре и кашки, сейчас практически пусто. Детские товары тоже застряли во Владивостоке.

Порт работает в усиленном режиме

Сейчас работа Владивостокского морского торгового порта скорректирована с учетом новых реалий. В пресс-службе компании сообщили, что все суда сейчас обрабатывают с ходу, без задержек. Приоритет отдают каботажным судам – которые ходят по внутрироссийским направлениям.

«За внутрироссийскими перевозками в порту закреплены 3 причала (для сравнения, за внешнеторговым направлением – только 2). Только за сентябрь-октябрь ВМТП принял 48 судозаходов каботажного направления, более 27 тысяч TEU грузов направились на Камчатку и Сахалин, Колыму и Чукотку. За первые две недели ноября мы обработаем еще 12 теплоходов каботажного направления общей вместимостью более 2300 контейнеров», – прокомментировали в пресс-службе торгового порта.

По данным руководителя коммерческого департамента ПАО «ВМТП» Елены Казариной, на рейде прямо сейчас нет ни одного каботажного судна.

«На складе находится не более тысячи контейнеров. Но даже в штатном режиме мы это отгрузим в начале ноября. Мы обрабатываем весь каботажный флот сходу и отдаем его сразу», – резюмировала Елена Казарина.

Почему грузы застряли во Владивостоке?

Десятилетиями логистика контейнерных перевозок работала без сбоев. Так почему все сломалось? Эксперты винят во всем карантин, вернее, его отложенные результаты. Глава коммерческого департамента ВМТП Елена Казарина полагает, что есть две основные причины кризиса: коронавирус и приближение Нового года.

«К концу года ситуация ухудшается дополнительно: все хотят отправить грузы как можно быстрее, чтобы успеть до нового года. И все направления перегружены, не только каботажем, но и международными перевозками. Логистические направления кардинально поменялись этой осенью. Например, многие компании везли через Суэцкий канал, но сейчас более привлекательны приморские порты и, соответственно, транссибирская магистраль – отсюда и перегрузка».

Генеральный директор ООО «LKTK Group» Александр Кибальников назвал еще несколько неочевидных причин, которые в итоге привели к кризису в портах Дальнего Востока.

«Это комплекс причин, в том числе, дефицит контейнерного оборудования», – объяснил Александр Кибальников. «В ковид люди стали больше потреблять, добавился и фактор сезонности. А это кратчайший путь из Азии в Европу – через Дальний Восток. Мощности портов не рассчитаны на такой поток грузов. С увеличившемся в разы грузопотоком существующие мощности не справляются».

Александр Кибальников полагает, что в норму ситуация может прийти, только с помощью политической воли. Кроме того, нынешняя ситуация не была неожиданной, такое уже было в 2016 году – когда вырос курс доллара.

«Терминальные мощности не развиваются должным образом, для развития отрасли – нужна политическая воля, чтобы все развивалось в комплексе: мощности портов, пропускная способность железной дороги, количество новых платформ, новые краны в портах. В противном случае мы очень быстро получим негативные последствия для всей экономики – рост цен и дефицит товаров», – добавил глава ООО «LKTK Group».

Эксперты выражают надежду, что празднование Китайского нового года даст портам двухнедельную паузу, за время которой можно будет прийти в себя и до конца разобраться с накопившимися грузами. Но это произойдет только в феврале.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева