Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Неиспользованный резерв: зачем «Русал» собирается перерабатывать алюминий в России

Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Санкт-Петербург
19 НОЯБРЯ, 2021

Один из крупнейших в мире производителей алюминия «Русал» обсуждает с инвесторами вопрос строительства в России заводов по выпуску разнообразной продукции из алюминия. Сейчас компания не только ведет переговоры с китайскими компаниями о совместных проектах в этой области, но и рассматривает возможности для их самостоятельной реализации. Какую пользу это принесет России, разбирался «ФедералПресс».

Меньше, чем возможно

В ближайшие годы «Русал» намерен приступить к созданию предприятий по переработке алюминия. В настоящее время он производит порядка 4 млн тонн алюминия в год, отправляя на экспорт около 3 млн тонн. Остальные 1–1,2 млн тонн «Русал» продает на российские заводы, выпускающие плоский прокат, профили, колеса, кабели и провода. Соответственно в «Русале» хотят сделать фокус на переработку в России всего объема производимого в ней алюминия.

По словам заместителя генерального директора «Русала» по продажам в России, СНГ и Китае Романа Андрюшина, сегодня во всем мире наблюдается сильное расширение заказов именно на продукцию глубокой переработки алюминия.

«Сейчас уже мы видим, что темпы ввода новых мощностей по производству алюминиевых полуфабрикатов и готовых изделий не успевают за темпами роста спроса. В наибольшей степени это ощущается в сегменте строительства, стимулируемого национальными инфраструктурными проектами. Таким образом, мы наблюдаем дефицит экструзионных продуктов (в первую очередь крупногабаритных), проката с разнообразными современными покрытиями. Рост потребления также наблюдается в сегменте потребительской товаров (посуда, продукция для декора и пр.), автомобильных комплектующих (за счет ужесточения требований по локализации), – рассказал он.

Поэтому «Русал» рассматривает для себя различные варианты организации производства алюминиевых изделий в России. Среди них – создание совместных предприятий с китайскими компаниями, причем с рядом из них переговоры идут полным ходом.

«Мы ведем переговоры с китайскими партнерами о создании новых перерабатывающих мощностей. Нашей задачей является увеличение переработки алюминия в России. Здесь нам нужны партнеры, и Китай может быть таким партнером, развивая индустрию переработки непосредственно в регионах присутствия (наших) заводов», – отметил Роман Андрюшин,

Cуммарные инвестиции в подобные проекты оцениваются в 5–10 млрд долларов в зависимости от того, какая же именно продукция будет выпускаться – плоские листы или детали самолетов.

Там, где энергия чище

Интерес потенциальных партнеров из Китая к «Русалу» не случаен: КНР сейчас охватил энергетический кризис, вызванный нехваткой угля. Ранее же власти страны стали внедрять стандарты углеродной нейтральности, ограничившие развитие производственных мощностей. И хотя Китай сохранит выпуск алюминия на уровне 45 млн тонн, в будущем такого объема может ему не хватить. Тогда его потребителям придется приобретать алюминий с низким углеродным следом в России – его-то как раз и производят заводы «Русала», снабжаемые электроэнергией с гидроэлектростанций.

Как рассказал Роман Андрюшин, в качестве площадок для размещения совместных предприятий рассматриваются особая экономическая зона «Красноярская технологическая долина», промышленные площадки Волгоградского, Богословского и Надвоицкого алюминиевых заводов.

Формы партнерства с китайскими компаниями могут быть самые различные, «Русал» не зациклен исключительно на совместных проектах. Инвесторы из любой страны могут организовывать собственные производства в России, главное, чтобы они покупали российский алюминий. Одновременно «Русал» изучает перспективы для создания собственных предприятий по глубокой переработки алюминия.

Как бы там ни было, ее рост в нашей стране приведет к появлению в ней новых рабочих мест, позволит увеличить налоговые поступления в государственный бюджет и поставлять на глобальный рынок востребованную продукцию.

Фото: пресс-служба «Русала»